Работать за деньги – естественно и нормально. Этого не нужно стесняться. Тем не менее, можно выделить несколько типов сотрудников, по их отношению к деньгам.
«Главное, что бы было интересно». Делают вид, что деньги их не особенно волнуют. А может даже убедили себя в этом. С такими работать не всегда просто. Ведь, в любой работе есть рутинные задачи, которые, тем не менее, необходимо выполнить. Мне, как руководителю, хочется думать о важности задач, их приоритете, а не о том интересны они кому-то или нет. Положиться на такого сотрудника тоже нельзя – никогда не знаешь, когда он заскучает и свалит, туда, где ему снова будет какое-то время интересно.
Молодые и амбициозные сотрудники, для которых деньги это не просто некоторая сущность, которую можно обменять на товары и услуги. Они расценивают деньги, как некий эквивалент признания их заслуг. Типа – мало платят, значит их не ценят – а для них это очень важно. С такими тоже могут быть сложности. Не всегда амбиции таких сотрудников подкреплены соответствующими способностями; скорость роста эго может превышать динамику повышения компетенции и полезности для компании. К тому же, не у каждой компании есть возможность постоянно повышать уровни оплаты сотрудников. А если такая возможность и есть, то не стоит это делать бессистемно. На слишком продолжительное сотрудничество с такими специалистами рассчитывать не приходится. Они, как правило, чрезмерно эмоциональны – и рано или поздно начинают искать место, где их «по-настоящему ценят».
Сотрудники, с определённой степенью финансовой независимости. У них могут быть источники дополнительного пассивного дохода, вроде хат, сдаваемых в аренду, богатые родственники или хорошо зарабатывающий супруг. Ходят на работу, потому что не хотят сидеть дома и ради социального статуса. В любом случае, без проблем могут просидеть без работы несколько месяцев. Они могут быть хорошими специалистами, но, как правило, у них не особо высокая мотивация к работе. Увольнение их тоже не пугает. Для них, важен комфорт в работе, а плюс-минус десять тысяч рублей в зарплате – вторично.
И, наконец, моя любимая категория сотрудников – те, кто любит деньги и кому они постоянно нужны в приличных количествах. Это могут быть владельцы солидных кредитов, ипотек, кучи детишек; арендующие жильё. Тут важно именно, чтобы потребность в деньгах у них была постоянной. И, кстати, такие сотрудники ещё и самые надёжные. Они не уволятся, если на них накричит шеф или заставит что-то делать по-своему – стоит им представить своих голодных детей или как их выселяют из дома – у них сразу отпадает желание спорить и возмущаться. Да и ищут другую, даже более высокооплачиваемую, работу они нечасто. Ведь переход на другую работу — это риск - вдруг не пройдут испытательный срок, вдруг новый работодатель не выполнит обещания или вообще обманет. Риск же они себе позволить не могут – приоритет в надёжности и стабильности; ваша же компания уже доказала им свою надёжность.
Для руководителя очень важно иметь хороший мотивационный инструмент. Деньги же – отлично подходят на эту роль. Они высоко ценятся, осязаемы, легко дозируются. И, по большому счёту, те суммы, которые для сотрудника значимы – для компании – ничто. Очевидно, чем этот мотиватор лучше работает для кого-то, тем с такими людьми проще и эффективнее можно работать. Есть производственная необходимость поработать на выходных – не вопрос – предлагаешь сотруднику дополнительную оплату – и он с радостью соглашается. Нужно как-то ускорить процесс работы над проектом – обещаешь приличную премию – сотрудник удваивает усилия. Цель достигнута. Согласитесь это куда проще и честнее, чем пытаться мотивировать людей каким-то абстрактным интересом, взывать к чувству долга, пробовать играть на ощущении вины и т.д.
Коллеги! Подписывайтесь на канал, ставьте лайки. Я собираюсь продолжить писать интересный материал о работе руководителя, IT-индустрии, бизнесе, ну и просто о жизни офисного планктона.