Найти тему
Музей Оранэлы

Названия за окном электрички: Балтийское направление

Оглавление

Нам предстоит путешествие по железной дороге в знаменитые пригороды – Стрельна, Петергоф и Ораниенбаум. Но и кроме этих известных всякому туристу названий есть немало таких, что заставляют покопаться в истории и узнать немало интересного.

Отправляемся по Балтийской линии железной дороги. Это, кстати наследие первой в России частной железной дороги – Петергофской! Открыта она была в 1853 году, соединила северную столицу с царским пригородом – Петергофом. Смотрим за окно, читаем названия, много думаем.

Броневая

Платформа Броневая не порадует нас ни красивыми видами, ни яркими станционными постройками. Хотя у нее солидный возраст – открыта в 1922 году. Суровым названием платформа обязана находящемуся недалеко Кировскому заводу, для которого здесь разгружались бронематериалы. Оправдала свое название станция и в годы Великой Отечественной войны. Здесь находился узел южной линии обороны города.

Фото: 13243546A (Википедия)
Фото: 13243546A (Википедия)

У Броневой, и у следующей за ней платформой Ленинский проспект есть особенность – через нее проходят две пары путей пассажирского сообщения – Балтийского и Варшавского ходов. Раньше относились к разным вокзалам.

Ленинский проспект

Платформа «Ленинский проспект» ожидающим и проезжающим пассажирам дарит эффектный вид. Она находится практически на мосту через одноименную городскую магистраль.

-2

С названием тут все понятно. Ленинский проспект тянется на 10 километров и проходит по территории Московского, Кировского и Красносельского районов. Это название появилось на карте города в 1977 году после расширения проспекта Героев. Во время войны по линии магистрали проходил рубеж обороны «Ижора». До сих пор вдоль Ленинского проспекта можно встретить доты – долговременные огневые точки. Два из них находятся рядом с платформой «Ленинский проспект».

Дачное

Впереди платформа «Дачное». Дач мы, конечно, не увидим, ведь граница города ушла далеко вперед. А когда-то сюда, за пределы городской черты, стремились в летнее время петербуржцы. На месте старых дач вельмож на Петергофской дороге возникали уютные поселки. В них городские жители стремились выехать на летние месяцы. Платформа Дачное появилась на дороге как раз для тех дачников, еще до революции!

-3

Ведь в городе летом жить было невыносимо. Адское лето в Петербурге хорошо описано в романе «Преступление и наказание». Вспомним его начало: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки на улицу…». Неудивительно, что безумные идеи и планы Раскольникову приходят именно в это время. Кстати, сам Федор Михайлович не выезжал летом на дачу, что отразилось и на его творчестве, и на его здоровье.

На полпути к платформе «Ульянка» справа можно разглядеть самое настоящее садоводство. И прямо в городской черте! Называется оно «Кировец-1». Это одно из первых садоводств в СССР.

Ульянка

Ульянка – историческое название усадьбы Шереметевых, остатки которой от платформы достаточно далеко. Постепенно оно перешло на название микрорайона.

-4

Ульянка во владении Шереметевых оказалась в 1806 году. Николай Петрович Шереметев купил эту усадьбу, чтобы найти утешение после постигшей его беды – смерти любимой жены – Прасковьи Жемчуговой. Пересказывать эту трагическую историю, наверное, нет смысла. Скажем лишь, что Ульянка оставалась во владении Шереметевых до самой революции, в то время как соседние участки продавались под дачи и заводы!

К слову, Шереметевы приобрели неподалеку от Ульянки и усадьбу, получившую название «Александрино» (по имени последнего владельца – Александра Шереметева). Лесопарковая часть этой усадьбы выходит как раз к платформе Ульянка.

Лигово

Когда только открылась Петергофская железная дорога, первую остановку после Санкт-Петербурга поезд делал в Лигово. Здесь была настоящая станция с вокзалом, который не сохранился.

-5

Лигово во время войны оказалось на самой линии фронта. Рядом протекает река Лиговка или Дудергофка, по которой во время Великой Отечественной войны проходил передний край обороны.

От реки Лиги и произошло название места, которое когда-то было личным владением Петра I . Переходя из рук в руки, к концу 19го века оно превратилось в огромный и весьма благоустроенный дачный поселок. Он начинался прямо от станции, справа по ходу движения. Его центральная ось соответствует улице Партизана Германа.

Летом жизнь здесь не затихала ни днем ни ночью. После революции поселок получил имя Урицк и стал городом. Но война не оставила от него ни камня.

Сосновая Поляна

За платформой Сосновая поляна по правой стороне начинается одноименный парк, вполне оправдывающий название этого района. Действительно нас встречает царство сосен, а в его центре есть и абсолютно круглая поляна. Красивое название было придумано владельцами одной из усадеб для создаваемого дачного поселка. Его ось – современная улица Пограничника Гарькавого.

-6

Дачные участки начали нарезать и продавать перед революцией, но построить так толком ничего не успели. Осталось лишь название. Уже в 1930-е годы с сохранением основных аллей Сосновой поляны был построен небольшой микрорайон.

Сергиево

Слева и справа начинают мелькать домики очень старого поселка, который носит то же имя, что и станция, к которой мы приближаемся – Сергиево. Вглядитесь в эти неказистые домики, многим из них больше ста лет!

-7

В 1918 году поселок переименовали в Володарский и только относительно недавно, в 2016 году ему возвращено историческое название. До сих пор эти два имени – смиренного русского святого и бескомпромиссного большевика – являются географическими синонимами.

Название станции «Сергиево» – историческое. Да и вокзал, выстроенный в новорусском стиле (арх. Н.Л. Бенуа), это маленький шедевр. Сочные формы национального стиля здесь неслучайны и подчеркивают особый статус этой станции.

В километре отсюда, справа по ходу движения – один из самых крупных и популярных среди паломников монастырей – Троице-Сергиева пустынь, основанная еще в 1734 году. Вокзал образует архитектурное единство с надвратной церковью монастыря.

Стрельна

Название поселка «Стрельна», к которому мы подъезжаем, происходит вовсе не от слова «стрелять». Хотя на гербе Стрельны мы можем увидеть стрелу. Этот топоним намного древнее Санкт-Петербурга и упоминается в новгородской писцовой книге 1500-года (так же как и Лигово!), а затем и на шведских картах 17-го века.

-8

Петр I , вернувший эти земли России, очень полюбил Стрельну. Здесь он задумал создать главную императорскую резиденцию, «русский Версаль» - огромную резиденцию с регулярным парками, фонтанами, павильонами и, конечно же, дворцом. Увы, Петр умрет в самом начале строительства. Дворец будут доделывать почти 100 лет, он пройдет войну. Лишь относительно недавно Стрельнинский дворец снова стал выглядеть резиденцией высшего уровня.

С почтением осмотрим и вокзал станции Стрельна, ведь ему 150 лет и построен он архитектором Николаем Леонтьевичем Бенуа (он же автор вокзалов в Петергофе, Стрельне и сгоревшего деревянного – в Лигово). Это здание может быть не так изящно, но своим размером подчеркивает статус, который был у станции «Стрельна» при ее открытии в 1857 году.

Красные зори (Михайловская дача)

Платформа – подлинный памятник постмодернизма. Вокруг ни домов, ни городской застройки, а единственный сход в центре платформы ведет в никуда.

Спокойно, все рассчитано! Платформа сделана для сотрудников секретного танкового завода. Одно время она и называлась – Заводская. Но потом и название заменили на ни о чем вроде не говорящее.

До переименования...
До переименования...

Совсем рядом находится Михайловка, почти век принадлежавшая великому князю Михаилу Николаевичу и его потомкам. В 1919 году в опустевшей даче открылась школа-колония для беспризорников. 27 первых колонистов в возрасте от 3 до 18 лет, на общем собрании назвали свое новое жилище «Красные зори».

Это словосочетание было очень популярно в то время. Так называли колхозы и фабрики, улицы и бульвары. А появилось оно на волне успеха драмы «Зори» бельгийского поэта и драматурга Эмиля Верхарна. В царской России она была запрещена, зато в советской России драму-утопию ставили во всех театрах – от школьных и до академических.

В 2006 году «Михайловскую дачу» передали Санкт-Петербургскому государственному университету под кампус Высшей школы менеджмента. Новая жизнь и новые колонисты. В 2020 году в угоду хозяевам загадочного учебного заведения была переименована платформа, что вызвало возмущение местных жителей.

Новый Петергоф

Рассказать о Петергофе кратко, наверное, так же трудно, как и о Санкт-Петербурге. Поэтому скажем лишь, что на станции «Новый Петергоф» нас встречает самый красивый на всей дороге вокзал… Автор проекта – известный уже нам архитектор Николай Леонтьевич Бенуа.

-10

Первоначально железная дорога из Петербурга заканчивалась здесь, и поезда останавливались внутри здания вокзала. Позже, при продолжении путей в сторону Ораниенбаума, западную стену здания разобрали. Сам вокзал сегодня закрыт, но часто используется для съёмок художественных фильмов и свадебных фотосессий.

Старый Петергоф

Одна из топонимических головоломок – что значит Старый и Новый Петергоф? Внимательный пассажир заметит, что в Новом Петергофе находятся все старые достопримечательности, зато в Старом Петергофе – новые жилые кварталы.

Старо-Петергофский вокзал разрушен во время войны
Старо-Петергофский вокзал разрушен во время войны

Помимо парадной Стрельны Петр I начал строить и свой «домашний» дворец как раз в районе Старого Петергофа. Здесь выросло поселение дворцовых крестьян — строителей резиденции. Однако к 1710-му году центр ансамбля был перенесен к востоку, на место современного Нижнего парка. Появилось новое поселение строителей. А слободы получили название соответственно Старый и Новый Петергоф.

В действительности Старый Петергоф – это самая новая и населенная часть муниципального образования «город Петергоф». До войны здесь находился деревянный вокзал затейливой архитектуры. Но он погиб в огне войны. По нему, как и по вокзалу Лигово буквально прошла линия фронта.

Университет

Впереди платформа «Университет», название которой говорит само за себя. Здесь находятся несколько факультетов Санкт-Петербургского государственного университета. Долгое время университет занимал здание Двенадцати коллегий в центре Санкт-Петербурга на Васильевском острове. Однако в конце 60-х годов ему уже было тесно в старых стенах. Решили создать новый университетский городок с просторными учебными корпусами и общежитиями для студентов.

Циклопические сооружения - остатки Оранэлы
Циклопические сооружения - остатки Оранэлы

В район Петергофа (тогда он назывался Петродворец) переехали математико-механический, физический и химический факультеты, факультет прикладной математики и процессов управления, а также десяток научно-исследовательских институтов. Все это получило название Петродворцовый учебно-научный комплекс. Все его здания скрыты за деревьями по левой стороне и с трудом, но просматриваются из окна поезда.

Примерно в этом месте до революции находилась платформа Лейхтенбергская. Отсюда начинались очень популярные дачные места. Настолько, что между современными Университетом и Ораниенбаумом было пять платформ, а не одна (Мартышкино), как сейчас!

По пути к следующей станции «Мартышкино» поезд будет идти в выемке, а на возвышении справа можно будет увидеть несколько бетонных сооружений – мостов с корытообразным профилем. Это остатки знаменитой Оранэлы.

Мартышкино

Название может привести в веселье и маленьких, и больших пассажиров.

Обезьянки здесь совсем ни при чем. История этого поселения и названия насчитывает много веков. Во времена Новгородского владычества на месте нынешнего Мартышкино находилось село Тюрья, населенное финно-угорскими крестьянами, платившими налог Новгороду, а затем — Московскому царству.

Мост-виадук Оранэлы вблизи платформы Мартышкино
Мост-виадук Оранэлы вблизи платформы Мартышкино

После перехода приневских земель – Ингерманландии – под шведскую корону его стали называть Тюрис. Здесь был духовный центр шведских владений с пасторатом и кирхой святого Иоанна. Перестроенная, она дошла до нашего времени.

При Петре I Тюрис стали называть Мартышкиным, может быть по названию водяных птиц – «мартыш», небольших чаек. А возможно, «мартышами» в данном случае называли не птиц, а лодочников, работавших на перевозе. Так что Мартышкино – отчасти предшественник Петербурга.

Ораниенбаум

Впереди один из самых удаленных городов Санкт-Петербурга – Ломоносов. Да-да, в субъект федерации с названием «Город федерального значения Санкт-Петербург» входит кроме собственно Петербурга еще 9 городов! От Ломоносова до центра северной столицы больше 60 километров!

Фото Flostein (Википедия)
Фото Flostein (Википедия)

До 1948 года город воинской славы Ломоносов носил название Ораниенбаум. Оно сохранилось за железнодорожной станцией. В отличие от других пригородных дворцово-парковых ансамблей, Ораниенбаум не строился изначально как резиденция для членов императорской фамилии. Его первым владельцем был светлейший князь Александр Данилович Меншиков, которому эта территория досталась в 1710 году.

Едва получив надел, Меншиков назвал свою будущую резиденцию Ораниенбаум, что в переводе с немецкого означало «Померанцевое дерево». Померанец – разновидность цитруса. Немного не ясно, отчего Меншиков дал своему имению такое название. Согласно традиционной версии – в честь померанцевых оранжерей, устроенных в новом имении. Апельсиновое дерево мы встречаем и на гербе города воинской славы Ломоносов.

Послушать эти и другие истории по пути в электричке вы можете с помощью бесплатного аудиогида "Экспресс в историю" для приложения izi.TRAVEL, который подготовила для пассажиров АО "Северо-западная пригородная пассажирская компания".

Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части и вообще окрестностях Северной столицы вплоть до Москвы.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL