1890-1910-ые года
- Поэзия вновь стала главенствовать в литературе, оттеснив прозу
- Поэзия сильно идеологизировалась
И.А. Бунин (1810-1953)
1. Духовный мир человека, заново открывающего этот мир, постигающего красоту родной природы
2. Природа как средоточие гармонии
3. Страстная жажда воссоединиться с природой
4. В естественности бытия – источник главных ценностей человеческого существования
Символизм
1) Возник в 1870-ые годы во Франции
2) В основе – представление о том, что весь мир пронизывает система соответствий
3) Читатель становится как бы соавтором
4) Восприятие стихотворения – творческий процесс
5) 1892 – год рождения русского символизма; доклад Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»
6) «Старшие» символисты - декаденты (1890-ые годы) и «младшие» (1900-1910-ые годы)
7) «Старшие» символисты: Д. Мережковский, З.Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб и В. Брюссов
8) Для декадентов деятельность художника – таинства, мистерия, волшебство
9) Центральная тема русского декадентства – релятивизм: истин в жизни много и ни одна из них не лучше другой
10) Декаденты: добро и зло равнозначны
11) Декаденты абсолютизировали красоту
12) Младшие символисты считали себя пророками, воплощающими божественную волю
13) Мифотворчество играет значительную роль в символизме
14) Революция 1905 года – духовная революция
15) От Андрея Белого берёт начало традиция библейской символики в поэзии русских символистов
16) У Андрея Белого белый цвет – цвет апокалипсиса
17) В каталитической религиозной символике именем розы обозначалась богоматерь
А.А. Блок
a) Тема Прекрасной Дамы явилась отражением тогдашних представлений поэта о двойственности мира, о наличии двух реальностей
- Крестьянские поэты:
1. Есенин - с рязанской Мещеры
2. «Радуница» (1916) – дебют Сергея Александровича
3. Постижение «души» народной
4. Есенин воспитывался в доме деда-раскольника
5. Восприятие образа России в ореоле христианского мученичества
6. Полнокровное воспроизведение живых и красочных черт деревенского быта
Акмеизм
1) Воссоздание предметности мира
2) Привлекал эстетизированный быт
3) Мир душевных переживаний образно воплощался в какой-нибудь вещи
4) Стих ближе к разговорному стилю речи и подчинен в основном её смыслу
Футуризм
a) Шумные выступления, рассчитанные на «эпатирование вкуса буржуа»
b) Отрицание классического наследия как якобы безнадежно устаревшего
c) Петербургский эгофутуризм – Игорь Северянин – «восстановление эгоизма»
d) Московский футуризм – кубофутуристы – В. Хлебников (каждый звук имеет своё значение)
e) Воспринимались как мешающие свободному творчеству законченность произведения, композиционная стройность, логическая связь, смысловые соответствия между словами
В.В. Маяковский
1. 1912 год – дебют со стихотворением «Ночь»
2. Поэзия могучей метафоры, точного и неожиданного сравнения
3. Принцип подчинения поэзии государству
1910-1920-ые года
- Пролеткульт
- Литературные объединения
- Революционная тематика, героический пафос, вера в будущее России
- «Машинизм»
- РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей): Безыменский, Светлов, Уткин, Корнилов, Дементьев
- Агитационная поэзия
Имажинизм
1) Грузинов, Есенин, Ивнев – правое крыло «Ордена имажинистов»; левое – Мариенгоф, Шершеневич, Эрдман
2) Образ как главный художественный принцип творчества
3) Нет «что», а есть «как»
4) Образ-самоцель
5) Изгнание глагола как наиболее безличной части речи
- Литературный цех конструктивистов – Сельвинский, Луговской, Инбер, Багрицкий; поэзия геометрии
Б.Л. Пастернак (1890-1960)
a) Ассоциативные стихи
b) Слишком субъективен для массового читателя
- Социалистический реализм
- ОБЭРИУ («Объединение реального искусства) – Хармс, Введенский, Заболоцкий, Бахтерев, Левин, Вагин - 1927-1930
- Стремление к обнажению коренных проблем бытия – время, пространство, Бог, смерть
Русская эмиграция 20-го века
- 1918-1940 – первый период; 1941-середина 1960-ых – второй период; середина 1960-ых-1990 – третий период
- Цветаева – писатель вне литературных направлений
- Русский Берлин – первый крупный центр русской культуры и литературы
В.В. Набоков (1899-1977)
1. Диапазон колебаний от классики до авангарда – главная особенность поэзии
- Русская Прага
Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)
1) Романтическое мироощущение
2) Важно звучание речи, словообразование, внутренняя форма слова, обилие пауз, строй речи, многоплановость мышления, афористичность и колоссальное смысловое напряжение стиха
3) Интонация стихов всегда чрезвычайно искренняя
- Русский Париж
1930-ые, предвоенное десятилетие
- Господство прозы
- Поэты «комсомольской плеяды»
- Писать как Демьян Бедный: одарёно, но осознанно ориентированно на примитив
- Массовая патриотическая песня
- Исаковский, Твардовский
- Поэзия для детей и юношества (Маршак, Чуковский, Михалков, Благинина, Барто)
- Переводческая «ниша» (Антокольский, Лозинский, Рождественский, Городецкий, Заболоцкий, Ахматова, Цветаева)
1941-1945
- Адресат поэзии – человек, лишенный дома, семьи, покоя, нуждающийся в искренних и простых словах поддержки, сочувствия
- Лирика блокадного Ленинграда (О.Берггольц, А.А. Ахматова, Вера Инбер, А. Прокофьев, Н. Тихонов)
А. Твардовский
1. Поэма «Василий Тёркин»
2. Эпос сегодняшнего дня
3. От фольклорной традиции – характер героя
- Политическая агитационная башня (Д. Бедный, С. Михалков, С. Маршак)
- Художественная летопись Великой Отечественной войны
1945-1955
- Главенствует проза
- Запрет Ахматовой и Зощенко
1956-1965
- Возвращение доброго имени Ахматовой
А.А. Ахматова
a) Передача мира через точную выразительную деталь
b) Поэзия – тихий разговор, полушепот, реплика в сторону
c) Доверительная и разнообразная интонация
- Р. Рождественский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина
- Расширение поэтической аудитории
1966-1986
- «Тихая поэзия»
- Н. Рубцов, Д. Самойлов, А. Тарковский, А. Кушнер, Ю. Мориц
- Отказ служить чему бы то ни было
- Авторская песня (А. Галич, В. Высоцкий, Б. Окуджава, Ю. Ким)
Иосиф Александрович Бродский (1940-1996)
1) Около 1960 – начало работы в поэзии
2) 1963 – осужден за тунеядство
3) Официально не существующий поэт
4) 1972 – высылка из СССР
5) Поэт литературных аллюзий, ассоциаций
6) Лирика – мир, разъятый на составные части, огромный и непостижимый в своем разнообразии
1990-ые годы
- Доминирование прозы
- Метареализм (О. Седакова, И. Жданова, В. Кривулин, А. Кушнер, е. Шварц, Е. Рейн)
- Постмодернизм – бесконечная художественная игра с материалом прошлого