Найти тему

Краткая история русской поэзии 19-20 веков. Часть вторая

Оглавление

1890-1910-ые года

  • Поэзия вновь стала главенствовать в литературе, оттеснив прозу
  • Поэзия сильно идеологизировалась

И.А. Бунин (1810-1953)

1. Духовный мир человека, заново открывающего этот мир, постигающего красоту родной природы

2. Природа как средоточие гармонии

3. Страстная жажда воссоединиться с природой

4. В естественности бытия – источник главных ценностей человеческого существования

Символизм

1) Возник в 1870-ые годы во Франции

2) В основе – представление о том, что весь мир пронизывает система соответствий

3) Читатель становится как бы соавтором

4) Восприятие стихотворения – творческий процесс

5) 1892 – год рождения русского символизма; доклад Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»

6) «Старшие» символисты - декаденты (1890-ые годы) и «младшие» (1900-1910-ые годы)

7) «Старшие» символисты: Д. Мережковский, З.Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб и В. Брюссов

8) Для декадентов деятельность художника – таинства, мистерия, волшебство

9) Центральная тема русского декадентства – релятивизм: истин в жизни много и ни одна из них не лучше другой

10) Декаденты: добро и зло равнозначны

11) Декаденты абсолютизировали красоту

12) Младшие символисты считали себя пророками, воплощающими божественную волю

13) Мифотворчество играет значительную роль в символизме

14) Революция 1905 года – духовная революция

15) От Андрея Белого берёт начало традиция библейской символики в поэзии русских символистов

16) У Андрея Белого белый цвет – цвет апокалипсиса

17) В каталитической религиозной символике именем розы обозначалась богоматерь

А.А. Блок

a) Тема Прекрасной Дамы явилась отражением тогдашних представлений поэта о двойственности мира, о наличии двух реальностей

  • Крестьянские поэты:

1. Есенин - с рязанской Мещеры

2. «Радуница» (1916) – дебют Сергея Александровича

3. Постижение «души» народной

4. Есенин воспитывался в доме деда-раскольника

5. Восприятие образа России в ореоле христианского мученичества

6. Полнокровное воспроизведение живых и красочных черт деревенского быта

Акмеизм

1) Воссоздание предметности мира

2) Привлекал эстетизированный быт

3) Мир душевных переживаний образно воплощался в какой-нибудь вещи

4) Стих ближе к разговорному стилю речи и подчинен в основном её смыслу

Футуризм

a) Шумные выступления, рассчитанные на «эпатирование вкуса буржуа»

b) Отрицание классического наследия как якобы безнадежно устаревшего

c) Петербургский эгофутуризм – Игорь Северянин – «восстановление эгоизма»

d) Московский футуризм – кубофутуристы – В. Хлебников (каждый звук имеет своё значение)

e) Воспринимались как мешающие свободному творчеству законченность произведения, композиционная стройность, логическая связь, смысловые соответствия между словами

В.В. Маяковский

1. 1912 год – дебют со стихотворением «Ночь»

2. Поэзия могучей метафоры, точного и неожиданного сравнения

3. Принцип подчинения поэзии государству

1910-1920-ые года

  • Пролеткульт
  • Литературные объединения
  • Революционная тематика, героический пафос, вера в будущее России
  • «Машинизм»
  • РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей): Безыменский, Светлов, Уткин, Корнилов, Дементьев
  • Агитационная поэзия

Имажинизм

1) Грузинов, Есенин, Ивнев – правое крыло «Ордена имажинистов»; левое – Мариенгоф, Шершеневич, Эрдман

2) Образ как главный художественный принцип творчества

3) Нет «что», а есть «как»

4) Образ-самоцель

5) Изгнание глагола как наиболее безличной части речи

  • Литературный цех конструктивистов – Сельвинский, Луговской, Инбер, Багрицкий; поэзия геометрии

Б.Л. Пастернак (1890-1960)

a) Ассоциативные стихи

b) Слишком субъективен для массового читателя

  • Социалистический реализм
  • ОБЭРИУ («Объединение реального искусства) – Хармс, Введенский, Заболоцкий, Бахтерев, Левин, Вагин - 1927-1930
  • Стремление к обнажению коренных проблем бытия – время, пространство, Бог, смерть

Русская эмиграция 20-го века

  • 1918-1940 – первый период; 1941-середина 1960-ых – второй период; середина 1960-ых-1990 – третий период
  • Цветаева – писатель вне литературных направлений
  • Русский Берлин – первый крупный центр русской культуры и литературы

В.В. Набоков (1899-1977)

1. Диапазон колебаний от классики до авангарда – главная особенность поэзии

  • Русская Прага

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)

1) Романтическое мироощущение

2) Важно звучание речи, словообразование, внутренняя форма слова, обилие пауз, строй речи, многоплановость мышления, афористичность и колоссальное смысловое напряжение стиха

3) Интонация стихов всегда чрезвычайно искренняя

  • Русский Париж

1930-ые, предвоенное десятилетие

  • Господство прозы
  • Поэты «комсомольской плеяды»
  • Писать как Демьян Бедный: одарёно, но осознанно ориентированно на примитив
  • Массовая патриотическая песня
  • Исаковский, Твардовский
  • Поэзия для детей и юношества (Маршак, Чуковский, Михалков, Благинина, Барто)
  • Переводческая «ниша» (Антокольский, Лозинский, Рождественский, Городецкий, Заболоцкий, Ахматова, Цветаева)

1941-1945

  • Адресат поэзии – человек, лишенный дома, семьи, покоя, нуждающийся в искренних и простых словах поддержки, сочувствия
  • Лирика блокадного Ленинграда (О.Берггольц, А.А. Ахматова, Вера Инбер, А. Прокофьев, Н. Тихонов)

А. Твардовский

1. Поэма «Василий Тёркин»

2. Эпос сегодняшнего дня

3. От фольклорной традиции – характер героя

  • Политическая агитационная башня (Д. Бедный, С. Михалков, С. Маршак)
  • Художественная летопись Великой Отечественной войны

1945-1955

  • Главенствует проза
  • Запрет Ахматовой и Зощенко

1956-1965

  • Возвращение доброго имени Ахматовой

А.А. Ахматова

a) Передача мира через точную выразительную деталь

b) Поэзия – тихий разговор, полушепот, реплика в сторону

c) Доверительная и разнообразная интонация

  • Р. Рождественский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина
  • Расширение поэтической аудитории

1966-1986

  • «Тихая поэзия»
  • Н. Рубцов, Д. Самойлов, А. Тарковский, А. Кушнер, Ю. Мориц
  • Отказ служить чему бы то ни было
  • Авторская песня (А. Галич, В. Высоцкий, Б. Окуджава, Ю. Ким)

Иосиф Александрович Бродский (1940-1996)

1) Около 1960 – начало работы в поэзии

2) 1963 – осужден за тунеядство

3) Официально не существующий поэт

4) 1972 – высылка из СССР

5) Поэт литературных аллюзий, ассоциаций

6) Лирика – мир, разъятый на составные части, огромный и непостижимый в своем разнообразии

1990-ые годы

  • Доминирование прозы
  • Метареализм (О. Седакова, И. Жданова, В. Кривулин, А. Кушнер, е. Шварц, Е. Рейн)
  • Постмодернизм – бесконечная художественная игра с материалом прошлого