В наши дни Советский Союз считается привычно закрытым государством, выезжать из которого позволялось только избранным и благонадёжным гражданам. Но, оказывается, были в истории СССР такие события, который могли удивить не только советских, но и современных российских граждан.
Молодому Союзу было крайне важно получить международное признание, для чего стоило использовать любые возможности. Для распространения социалистических идей нужны были контакты с простыми людьми за рубежом. Руководители государства решили, говоря современным языком, использовать не только усилия дипломатов, но и «мягкую силу».
Были организованы мотопробеги по некоторым странам Европы, где планировалось рассказать о преимуществах социализма для простых трудящихся и разрушать мифы антисоветской пропаганды. Водители проехали своим ходом туда и обратно.
Мотопробег до столицы Великобритании
В 1924 году автомобильный клуб советской столицы организовал пробег на двух мотоциклах с колясками до Лондона. Всего участвовало 4 человека. Шли на американском Harley-Davidson и индийском Royal Enfield. Собственный автопром пока находился в стадии зарождения, поэтому приходилось использовать зарубежную технику.
Успешный путь до Парижа
За 3 года подготовились более основательно и в 1927 году организовали путешествие до Парижа. В поездку отправились 12 человек на шести американских мотоциклах с колясками. Дополнительной задачей стало испытание отечественных покрышек для транспорта. Участвовали байкеры из Москвы, Ленинграда, Тулы, Одессы и Баку. Основной задачей ставили всё ту же – устанавливать дружеские контакты с рабочими и спортсменами из Европы.
- Первая «заграница» - Польша. В этот период истории к ней относились также западные территории Украины и Белоруссии. Белорусские крестьяне и простые поляки с интересом вступали в разговоры, жаловались на притеснения. Полиция зорко следила за контактами путешественников на «железных конях», проверяла их паспорта и старалась запретить местным подходить к советским людям близко. Мотоциклисты с радостью рассказывали собеседникам о жизни при социализме.
- Германия. Наши ребята спокойно проехали по всей стране. В Берлине при остановках вокруг них собирались толпы народа. Был устроен митинг и дружеские проводы. Не менее доброжелательно встретили советских людей в Лейпциге и Эрфурте. В одном из местечек водители пообщались с родственной им по духу организацией, которая объединяла сотни тысяч велосипедистов и мотоциклистов Германии. Они выпускали даже свой журнал. И, конечно, невозможно было не заехать на родину Карла Маркса – в город Трир.
- Франция стала конечным пунктом. Здесь к пробегу присоединились сотрудники советского полпредства. Разумеется, тоже на мотоциклах. Были проведены встречи с федерацией французских транспортников, затем мотоциклетным клубом страны.
Принимали друзей из СССР очень хорошо. Организовывали роскошные обеды. Товарищи из Советского Союза и французские рабочие обменивались памятными вымпелами. Французы пообещали, что будут рассказывать о советском спорте в своём журнале.
Невзирая на языковые барьеры (в группе был только один человек, знающий иностранный язык), общение с простыми людьми во всех странах проходило очень добродушно.
Дорога домой была чуть сложнее. Видимо, сказывалась усталость. Произошло две аварии, когда байкеры не справились с управлением и врезались в препятствия. Но все смогли добраться до Родины своим ходом. На границе на несколько часов путешественники были задержаны. Затем особой машиной доставлены в отдел ГПУ, где проверка длилась ещё несколько часов. Потом всех отпустили, и участники благополучно добрались до Москвы.
Международные пробеги в советское время больше не проводились. А столь интересные методы «народной дипломатии» несправедливо затерялись в истории огромной страны.
Что вы об этом думаете, пишите в комментариях и ставьте лайки! Подписывайтесь на канал