Найти в Дзене
Любовь к Пиву

ИСТОРИЯ ПИВА Часть 1. Пиво древнего мира

Оглавление

Пиво знали многие древние цивилизации. Наибольшее распространение оно получило в странах с климатом, непригодным для виноградарства и виноделия. Большую часть напитков, изготовляемых последние 8000 лет из зерновых культур, можно считать родственными пиву.

Месопотамия

Точно определить, когда именно было сварено первое на Земле пиво, конечно, невозможно. Однако существуют некоторые догадки: в Британском музее хранятся две глиняные таблички, возраст которых примерно 9000 лет. На табличках изображен помол зерна, предположительно спельты (распространенная в древности злаковая культура, разновидность пшеницы). Историки, изучавшие эти изображения в 1926 году, пришли к выводу, что, возможно, таблички являются древнейшим свидетельством пивоварения. Однако такое предположение было подвергнуто сомнению более поздними исследователями.

© The Trustees of the British Museum
© The Trustees of the British Museum

Древнейшим неопровержимым свидетельствам пивоварения 6000 тысяч лет и относятся они к шумерской цивилизации. Это – глиняные таблички, найденные американскими археологами в 1935 году. Государство Шумеров находилось в южной Месопотамии между реками Тигр и Евфрат. Шумеры сделали много открытий, сыгравших важнейшую роль в жизни человечества: они первыми начали использовать колесо, им принадлежит одна из первых письменностей. Они же первые обратили на пользу процесс брожения.

Вероятно, открытие процесса брожения произошло случайно. Неизвестно, как точно это произошло (если не считать библейской истории с Ноем). Возможно, забродил намокший хлеб, оставленный в теплом месте, возможно дождевая вода залила сосуд с зерном, а возможно древние кулинары целенаправленно экспериментировали сами. Так или иначе, шумерам удалось искусственно повторить процедуру брожения для получения первого на земном шаре пива. Свой напиток шумеры называли «сикару» и употребляли его не только в пищу, но и для ухода за больными, для оплаты рабочих при строительстве храмов, а также в ритуале почитания богов.

Шумерский эпос о Гилгамеше, созданный в третьем тысячелетии до н.э., говорит о том, что из пищевых продуктов пиво было не менее важным, чем хлеб. Эпос о Гилгамеше является одним из первых известных нам крупных литературных произведений. Это также одна из первых письменных версий устных сказаний. В одном из эпизодов рассказывается о превращении дикого, первобытного человека в цивилизованного.

Энкиду, грязное, неприкаянное и почти дикое существо, которое питается собранными растениями и молоком диких животных, хочет бросить вызов Гилгамешу, полубожественному владыке. Гилгамеш посылает к Энкиду блудницу, чтобы она узнала о его сильных сторонах и слабостях. Энкиду наслаждается с ней неделю, в течение которой она занимается его образованием: «Энкиду не ведал ни хлеба, ни как есть его. Не ведал он также пива. Блудница сказала Энкиду: ешь хлеб, о Энкиду, потому что хлеб это жизнь. Пей также пиво, потому что пиво - соль земли». (Кстати, популярное выражение «пиво – это жидкий хлеб» знали и шумеры и жители древнего Египта). Энкиду выпил семь чаш пива, и сердце его размягчилось. Он умылся в реке и стал человеком.

Во втором тысячелетии до н.э. империя шумеров перестала существовать. (Подозреваем, что пиво тут не при чем).

После шумерской цивилизации в Междуречье воцарилось Вавилонское государство. Вавилоняне во многом наследовали шумерскую культуру, в том числе и рецепты изготовления пива, они знали около двадцати разных сортов этого напитка. Некоторые варились из спельты, некоторые из ячменя, а некоторые из смеси разного зерна. Для пивоварения применялся также пчелиный мёд. Вавилонское пиво не фильтровалось, было мутным и почти не давало пены. Его пили через тростниковую соломинку, чтобы в рот не попадал осадок.

Самый знаменитый царь Вавилона - Хаммурапи - известен своим сводом законов, одним из первых в мире (приблизительно 1730 год до н. э.). Один из законов оговаривал суточную норму употребления пива лицами, состоящими на службе у государства. Так обычный наемный работник получал 2 литра пива в день, средний государственный чиновник - 3 литра, а вышестоящие чиновники и жрецы - целых 5 литров. В Вавилонском государстве пиво не продавали за деньги, его только обменивали и только на зерно. Варили пиво частные лица, в основном женщины. Известен случай, когда царь Хаммурапи приказал утопить изготовительницу пива в ее собственном вареве за то, что она, в нарушение закона, продавала пиво за серебряные деньги. Продажа пива низкого качества также наказывалась утоплением в нем.

Технология производства, конечно, отличалась от современной – из зерна грубого помола выпекались хлеба, которые разламывали на куски и помещали в воду на несколько дней для брожения. Дрожжей еще не было, и брожение было самопроизвольным, с участием случайных микроорганизмов, попадающих из воздуха.

В Вавилоне существовали первые пивные трактиры. Они были закрытыми заведениями, поскольку их владелицы («цабиту»), наряду с изготовлением и продажей пива, предлагали услуги и иного рода.

Пиво вывозилось из Вавилона в другие страны, в том числе и в такие далекие, как Египет, находившийся на расстоянии 1000 км.

Египет

Впрочем, в Египте пивоварение тоже было известно. Согласно египетской мифологии, людей научил делать пиво бог плодородия Осирис. В древнеегипетской письменности существовал специальный иероглиф, обозначающий слово «пивовар». С именами Изиды (покровительницы зерновых культур) и Осириса (покровителя пивоваров) египтяне связывали подлинный культ пива, который уже в древнем царстве, около 3300 года до н. э., являлся неотъемлемой частью церемоний культа погребения. "Я принимаю жертвоприношения со своих алтарей, я пью кувшины, полные пива, когда наступает ночь, и я удостоен этого как господин всего, что меня окружает", - такие слова произносит бог Атум в «Книге мертвых». В «Книге сновидений» содержится упоминание о том, что во сне мысль о пиве является хорошим предзнаменованием. Основой рациона египтян (в том числе строителей пирамид) были пиво, хлеб и лук.

© Ägyptisches Museum und Papyrussammlung der Staatlichen Museen zu Berlin - Preußischer Kulturbesitz
© Ägyptisches Museum und Papyrussammlung der Staatlichen Museen zu Berlin - Preußischer Kulturbesitz

Древние египтяне неодобрительно относились к злоупотреблению пивом. Одна из сохранившихся иероглифических надписей гласит: «Не погуби себя, когда сидишь в пивной. Не теряй разума и не забывай своих клятв. Когда ты упадёшь и схватишься за край одежды рядом сидящего, никто не подаст тебе руки помощи. Даже приятели отвернутся от тебя и скажут с возмущением: «Пошел вон, пьяница!»

Помимо обычного пива из зерна, в Египте делали пиво из сырого хлебного теста. Феллахи, египетские крестьяне, изготовляют домашнее пиво из теста и в наши дни. В Египте впервые стали добавлять в пиво финики для улучшения вкуса. Пиво применялось в шумерской и египетской медицине. Папирус из Эберса свидетельствует о том, что пиво являлось лекарством, использовавшимся для лечения кожных и глазных заболеваний.

Мы хорошо знаем о пивоварении в Месопотамии и Египте. К сожалению, от других древних народов сохранилось гораздо меньше памятников культуры, которые могли бы пролить свет на этот вопрос. Однако существуют некоторые упоминания о приготовлении пива в Персии, Урарту (территория современной Армении), в Эфиопии, у скифов, иллирийцев и фракийцев.

В наши дни предпринимаются попытки изготовить такое же пиво, какое было у древних египтян и шумеров. Для воссоздания этих рецептов используются археологические материалы, древние тексты и изображения.

Европа

Пивоварение затронуло только ранние этапы развития античных цивилизаций Греции и Рима. Позднее практически во всем средиземноморском регионе пиво было вытеснено вином. Виноделию покровительствовали боги, а пиво считалось в Риме варварским напитком (древние греки называли варварами тех, кто пил неразбавленное водой вино). Пиво варили только в отдаленных провинциях Римской империи, где виноградарство и виноделие не были развиты. Однако существует запись рецепта приготовления пива, принадлежащая римскому автору Плинию младшему. Этот рецепт близок к современному и упоминает применение хмеля.

Римский историк Тацит написал отчет о германских племенах, населявших северные окраины империи: «Для питья у тевтонцев имеется ужасный перебродивший напиток из ячменя или пшеницы, который напоминает вино, но очень отдаленно».

Помимо римских свидетельств, существуют и другие данные о пивоварении в северной Европе. Самая ранняя археологическая находка, связанная с интересующим нас напитком, сделана в земле Австрии, одной из самых пивных стран наших дней и датируется приблизительно 800 годом до н.э. Находка относится к началу гальштатского периода и принадлежит одной из первых культур железного века в северной Европе. Это большой глиняный сосуд для пива, найденный в погребении возле города Кульмбах. Германские племена варили пиво в качестве жертвоприношения богам, но преимущественно употребляли его сами. В течение первых столетий нашей эры пиво стало в Европе ходовым коммерческим товаром.

-3

Вероятно технология пивоварения пришла в европейскую культуру из египетской через античную. Весьма правдоподобна версия, согласно которой пивоварение было завезено в Германию и на британские острова римскими войсками. Однако в европейских языках большинство слов, связанных с пивоварением, имеет не латинское, а англо-саксонское или германское происхождение. Видимо, они взяты из терминологии производства «мёда», алкогольного напитка брожения из пчелиного мёда и воды, который варили на севере Европы задолго до римского завоевания. В Европе пивоварение, как и хлебопечение, было тогда чисто женской надомной работой. Такое положение изменилось только в средние века.

Очевидно, что пиво играло значительную роль в жизни предков нынешних европейцев. Например, в финском эпосе Калевала пиву посвящены четыреста стихов, а на рассказ о сотворении мира хватило двухсот. В другом скандинавском эпосе, Эдде, сказано, что вино отведено для богов, пиво для смертных, а «мёд» для обитателей загробного мира.

Дальний Восток, Южная Америка, Африка

В древнем Китае напиток, подобный пиву был известен более 4000 лет назад. Древние тексты упоминают «циу» - напиток, изготавливавшийся из проса. «Циу» был кристально прозрачен и очень хорошо выброжен. Скорее он представлял собой опьяняющий ликер, который использовали в качестве жертвоприношения предкам. Злоупотребление им до степени опьянения строго наказывалось, иногда даже смертной казнью.

Инки, коренные жители южной Америки, делали пиво из кукурузы за столетия до завоевания их земель испанскими конкистадорами. Как утверждает бельгийский историк Марсель Гокар, «были времена, когда пиво употребляли в храмах, при этом подавалось оно жрицами». Этот ритуал встречался, например, у инков в южной Америке. Только девы Солнца имели право на приготовление пива из маиса, которое затем подавалось властителю.

Из древних письменных источников известно о производстве пива из проса в Японии, а также об аналогичном африканском пиве на территории современного Заира и прилегающих стран.

Вот и все о пиве в древнем мире. В следующем посте – Средневековье.