Если вы думаете, что особняки строят только в Геленджике и только президенты, то вы не знаете о волгоградском особняке. Особняке Репниковой. А мы вот знаем.
Кто такая Репникова, откуда у неё особняк, когда он был построен и где находится сейчас — рассказываем в этой статье. Читайте осторожно: в тексте содержатся любовные легенды и неподтвержденные факты.
Откуда взялся особняк
На самом деле, никто не знает, когда точно был построен знаменитый «Особняк Репниковой». Одни говорят, что в 1896 — эти цифры ничем не оправдываются. Другие, что в 1903 году — во время одной из реконструкций кто-то нашел кирпичи с этой датой. Но и тут все не точно.
Насколько точно мы не знаем о дате постройки, настолько точно мы знаем, кому принадлежало здание. Хозяйкой дома была мать известного в Царицыне мецената Александра Александровича Репникова — Юлия Дмитриевна Репникова. Если вы вдруг не знаете «известного мецената», то это тот, что в 1915 году пожертвовал большую сумму на строительство дома Науки и искусств и современного здания НЭТ.
Дом купеческой семьи всегда был на слуху, как и сама семья. В апреле 1903 года здесь останавливался прибывший в город с визитом Столыпин и принимал посетителей, а в Гражданскую войну в этом доме находился рабочий кабинет Сталина.
«Особняк Репниковой» имеет прекрасную архитектуру и не менее прекрасное расположение — одна часть здания смотри на Привокзальную площадь, а другая на улицу Гоголя.
Любовная легенда
Была в Царицыне еще одна известная семья — Серебряковы. Один из братьев сватался к сестре Репниковых — Юлии. Но девушка предложения не приняла, чем вызвала недовольство Серебрякова. В отместку он купил здание гостиницы рядом с особняком Репниковых и разместил в нем гвоздильный завод – шумное, круглосуточно громыхающее производство, создав невыносимую жизнь Юлии Репниковой.
Легенда эта потому легенда, что Юлия Репникова была не сестрой, а матерью братьев Репниковых. Серебряков же был слишком молод, чтобы свататься к Юлии. Но конфликт между семья действительно был.
Конфликт Репниковых и Серебряковых
По соседству с «особняком Репниковых» у братьев Серебряковых находились склады. Вообще братьям Григорию и Александру Нестеровичам в Царицыне принадлежало немало зданий — сохранившийся угловой дом на Комсомольской и Советской улицах, здание Второй женской гимназии (ныне – школа №83, на ул. Ленина), а также заводы и фабрики по всему городу. Всего этого богатства им мало и в начале XX века Серебряковы решают построить Арматурный завод рядом со своими складами, что логично.
Они выкупают здание гостиницы, стоящее на улице Гоголя (тогда ещё Елизаветинской) и полностью переоборудуют его внутри. Городская Дума даёт разрешение на обустройство здесь промышленного предприятия, но берёт с Григория Серебрякова обещание, что шума от его Арматурного завода не будет. В Царицыне на слова легко верили, как оказывается.
Конечно же, шум от этого завода был, но жители не жаловались, непонятно почему. В мае 1903 года братья Серебряковы захотели установить на Арматурном заводе локомобиль и написали об этом желании в Думу с просьбой им это разрешить. Тут уже соседи молчать не смогли — 4 мая они написали в Думу письмо.
Если коротко, то суть письма была в том, что Серебряковы своим соседям житья не дают, Арматурный завод своим «шумом, копотью и гарью положительно не даёт покоя», а с установкой локомобиля и вовсе страшно представить, что произойдет. В общем, все подписавшиеся очень просили прошение братьев отклонить.
Теперь на рассмотрении в Думе было два прошения — первое о разрешении установить на Арматурном заводе локомобиль и второе эту установку запретить. На заседании, после споров депутатов, выступавших кто за, а кто против, было решено отклонить прошение братьев Серебряковых. Но как вы могли уже понять, братьям этим закон был неписан и локомобиль они все-таки установили. И мало того, работал он не 12 часов, а круглосуточно.
Тут тоже Серебряковы не унимаются и через два года, в 1905 году пишут в Строительное отделение губернского правления в Саратове ходатайство. В нем они говорят о своем желании расширить Арматурный завод и добавить к нему гвоздильное производство. Строительное отделение направляет этот запрос в царицынскую Думу, жители все узнают и снова пишут письмо.
На заседании снова рассматривается два прошения. Депутаты снова спорили, но ради справедливости — было о чем. Многие дома по соседству продали, потому что жить было невозможно, а в доме Репниковых, по словам одного из депутатов, «осела печь». В итоге, Серебряковым запретили производить гвозди. Догадаетесь, согласились ли они с этим решением? Верно, не согласились.
Но вот Юлия Репникова этого не приняла и написала письмо к Столыпину. Кроме того, Репниковы подают на Серебряковых в суд. 10 октября 1910 года в Саратове проходит заседание Окружного суда. После обвинений и экспертиз решили оштрафовать Серебряковых на 10 рублей, а Юлии Репниковой выплатить компенсацию в 130 рублей. Завод, кстати, суд приказал закрыть.
Серебряковы этого приказания не выполнили, а Юлия Репникова из своего особняка съехала. Арматурный завод, теперь называвшийся Заводом металлических изделий проработал до Сталинградской битвы. После революции его, правда, национализировали и носил он имя «Красная застава».
Автор: Элизабет Гюрджян