Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Что удалось узнать про "Северный поток-2"

Политического галдежа вокруг этого проекта предостаточно, а вот что известно про то, как тут всё устроено? Так и не нашёл, где бы это было разложено по полочкам, так что пришлось взяться самому.

И раз речь о трубопроводе - с труб и начнём. А трубы-то весьма непростые. Во-первых, кто их будет делать? Были времена, когда трубы большого диаметра для газопроводов СССР закупал за границей, расплачиваясь газом, который по ним прокачивался. Теперь схема несколько отличается. Поскольку это проект международный, то заработать на нём хотят все участники, поэтому поставщиками труб с "той" стороны является компания EUROPIPE GmbH. Производство около 90 000 из 200 000 труб большого диаметра требуемого качества обеспечит стабильную загрузку основных производственных мощностей на специальном заводе в немецком Мюльхайме в течение более 20 месяцев. Объем заказа соответствует длине 1134 км или 890 000 тонн.

Что интересно, эта компания имеет также производственные филиалы в штатах Флорида и Алабама. Может, поэтому никакие санкции ей не страшны :) Указанное число труб составляет порядка 40% необходимого. Остальные будут делаться на российских предприятиях - Объединённая металлургическая компания (33%) и Челябинский трубопрокатный завод (27%). В ОМК работает 24 000 человек, ЧТПЗ - 9000 человек. Но и это ещё не все, кого обеспечивает работой производство труб для СП-2.

Здесь надо знать, что этот газопровод, как и его собрат СП-1 - единственные в мире трубопроводы, которые при длине 1200 с небольшим километров имели бы одну компрессорную станцию, на входе. Это понятно - на море такую станцию не устроишь. Чтобы прокачать газ на такое расстояние, на входе будет создаваться давление 220 атмосфер. На выходе оно будет составлять 106 атмосфер. Чтобы минимизировать падение давления за счёт трения газа о стенки трубы с внутренним диаметром 1153 мм, она шлифуется изнутри так, чтобы шероховатость составляла не более 6 микрон (!). А потом покрывается специальным полимером, для ещё большей гладкости.

Стенки этих труб на разных участках трубопровода имеют разную толщину. Вполне разумно, раз давление газа внутри постепенно падает, то и толщину можно постепенно уменьшать. Поэтому если в начале трубопровода толщина стенок труб будет составлять 34мм, то на конечном участке только 27 мм. Однако защита их от воздействия окружающей среды не отличается. Сперва на внешнюю сторону трубы наносится антикоррозионное полимерное покрытие. Потом приходит очередь установки арматуры для бетонной "шубы":

Бетонное покрытие производится из высокоплотной железной руды, которая измельчается, смешивается с цементом и наносится на трубу:

-2

Бетон имеет толщину до 110 мм, что увеличивает вес 12-метровой трубы в 2 раза. Но и этого мало. Для борьбы с электрохимическими процессами на трубы устанавливают так называемую катодную защиту (наложение отрицательного потенциала на защищаемую поверхность). На определённом расстоянии к трубам приваривают электроды, соединенные между собой анодным кабелем, по которому проходит постоянный ток. Таким образом, процесс коррозии переносится на аноды, а в защищаемой поверхности проходит только неразрушающий катодный процесс. Принципиальная схема такой защиты:

-3

Бетонную рубашку наносят в г. Волжском и финском городе Котка.

Выше написано о давлении газа в трубопроводе. А что создаёт такое давление? Для обеспечения транспортировки газа по СП-2 построена компрессорная станция "Славянская". Кстати, помимо подачи 55 млрд. кубометров газа в этот газопровод, она будет подавать газ жителям Северо-Западного федерального округа в объеме до 3,4 млрд куб. м в год. А стоит она около 19 с небольшим миллиарда рублей.

На её строительстве работало порядка 1400 человек, а сколько было занято на производстве оборудования для неё - вряд ли можно точно подсчитать. В том и ценность подобных проектов, что они обеспечивают работой очень большое число наших сограждан. Сердцем станции являются 11 газоперекачивающих агрегата производства «Невского завода» — ГПА-32 «Ладога». Строятся они по лицензии и при сотрудничестве с компанией

-4

Эмблему Дженерал Электрик никто не забыл? Выглядят эти агрегаты так, это турбина:

-5

Мощность каждой 32 Мвт. Но турбина есть только привод нагнетателя, а так выглядит сам центробежный нагнетатель Н-400-21-1С:

-6

Его вид снаружи:

-7

И в разрезе. Обратите внимание на массивность конструкции. Ну так надо помнить величину давления, которое он создаёт:

-8

Так выглядит блок для одного агрегата в сборе изнутри:

-9

А так снаружи:

-10

А всякий ли газ можно закачивать в газопровод? Отнюдь. Его ещё надо подготовить и для этого предназначены Установки подготовки газа к транспортировке:

-11

Основной их задачей является осушка газа. Процесс достаточно сложный, чтобы описывать его в куцей дзеновской статье. Газ проходит через колонны с адсорбером, нагревается до 300 градусов и снова принудительно охлаждается. Надо не только удалить влагу, но и предотвратить выпадение газового конденсата в трубопроводе. Вот тут я приведу цифры, только не знаю, все ли в школе изучали, что такое точка росы: глубокая осушка транспортируемого газа до требуемого значения точки росы по воде (не выше -30 град. при давлении 23 МПа) и углеводородам (не выше 20 град. при давлении 23 МПа)

И только после подготовки он попадёт в компрессор. Суточный объем осушки газа равен 170 млн куб. м (нет аналогов в мире).

Редкая птица долетит до середины Днепра, как писал классик, а статистика говорит, что такие тексты дочитывает меньше половины начавших их читать, а ведь ещё ни слова не написано о самом процессе укладки трубы, что происходит на судне и на дне. Но как оказалось, нашлись люди, которые уже отписались про это. Стоит ли повторяться?

Судя по комментариям - стоит. Поэтому вот статьи в продолжение темы:

Что происходит с трубами Северного Потока-2 на судне-трубоукладчике и на дне морском

Ещё кое-что о Северном Потоке-2, чего вы возможно не знали

.............................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь