Цивилизация против природы, гуманизм против варварства, жестокость против жестокости
Объем: 149 web-страниц
Читать книгу «Сердце тьмы» как приключенческую повесть о бесстрашном моряке, отправившемся в осажденные каннибалами джунгли спасать отважного незнакомца-исследователя, совершенно бессмысленно. Здесь нет динамики, нет увлекательного действа и практически нет никаких событий, которые Читатель ожидает увидеть в подобной литературе, более того, ни Лара Крофт, ни даже Индиана Джонс в кадре не появятся, и, тем не менее, это действительно стоящая история – и соль её сосредоточена в контексте.
Реальные события, на основе которых написана эта книга, получают свое развитие даже в наше время, потому что «Сердце тьмы» рассказывает нам об одном из самых страшных явлений геноцида в истории белого-черного-красного-желтого человечества. Книга Конрада упоминается Арендт в «Истоках тоталитаризма» в качестве художественной иллюстрации природы «маленькой» жестокой власти и поразительной скорости неоправданного самовозвышения, когда человек, уподобляет себя царю или даже богу, имеющему право казнить и миловать (чаще первое) тех, кого он наделил качествами существ низшего порядка.
Можно считать колонизацию «черного» континента и конкретно безжалостную эксплуатацию местного населения Конго предтечей событий середины 20-ого века, а можно и наглядной иллюстрацией низменной природы человека - вне зависимости от цвета его кожи и обсуждаемого тысячелетия. И если сердце тьмы по Конраду сокрыто во мраке африканских лесов, то где же находится ее голова?
Художественная книга или обвинительная речь?
Повесть «Сердце тьмы» была опубликована в 1899 году и, на мой взгляд, ставила своей целью завуалировано привлечь внимание цивилизованной Европы к зверствам, которые творили европейцы в Конго под эгидой колонизации. Главный злодей, а по совместительству король Бельгии Леопольд Второй, превратил свою африканскую колонию в фабрику обогащения, при этом местное население находилось в статусе условно-бесплатной рабочей силы. Забегая на столетие вперед, в 2020 году после неоднократных актов вандализма и обращений граждан памятник королю Леопольду был демонтирован в знак солидарности с жертвами колонизации и непринятием расизма, как такового.
Книга Конрада произвела эффект, и влияние короля-колонизатора в Конго было ограничено. Что увидели в ней современники такого, о чем не догадывались сами? В конце концов, работорговля в том же Конго процветала столетия до описываемых событий, а в самой демократичной стране мира 5 минут назад отменили рабство, при этом расовая сегрегация, увы, присутствует до сих пор. Описывая экзотические обстоятельства, Автор рассуждает об обыденности происходящего, потому что не обязательно забираться в джунгли, чтобы превратиться в чудовище, достаточно, чтобы никто не оказывал противления этой постепенной метаморфозе.
«…Вы не можете себе представить, в какую тьму первобытных веков забредет свободный человек, вступивший на путь одиночества без полисмена…без влияния общества….», - говорит Конрад.
В пересказе Автора, цивилизованный гуманист под влиянием демонов, пробужденных оторванностью от социума, контролирующего инстинкты и порывы своих представителей, может обернуться даже не доисторическим каннибалом, сохранившим свое животное естество под прикрытием непроходимых лесов, а уподобиться бешеному зверю, древнему жестокому царю - полубогу, бессмысленно пожирающему души своих адептов.
Кто наш король?
Является ли Куртц, сверставшей себе трон в непроходимой африканской чаще и похищающий богатства народа, при этом насаживая головы несогласных на копья, отсылкой к правящему бельгийскому монарху и его верным подданным? На мой взгляд, да. Бельгийское Конго стало предтечей Холокоста и по масштабам катастрофы, и по бессмысленности жестокости, которую завоеватели применяли к местному населению. Поразительно, но они это фотографировали, и, к сожалению, в достоверности этих чудовищных снимков сомневаться не приходится.
«…я слыхал о врагах, преступниках, работниках, а здесь были мятежники. Эти мятежные головы казались очень покорными на своих кольях», - пишет Автор о жилище Куртца, одержимого жаждой денег, ослепленного поклонением черного населения, возвысившего его до уровня божества.
Но был ли Куртц богом лишь для дикарей? С каким неподдельным уважением говорят о нем другие Персонажи, поэтому когда, наконец, Марлоу прибывает на станцию, он и сам находится под влиянием чар общественного мнения. Напарник Куртца – молодой белый человек – в контексте книги сливается с черным населением в своем обожествлении по сути ничтожного человека. Он говорит о племенах: «они простые люди». Он говорит о себе: «я простой человек». Поэтому и угнетатели, и угнетенные одинаково пострадавшие и по Конраду находятся в сердце тьмы, откуда нет спасения, ведь голова её, позволившая превратить Конго в анклав Ада, процветает в столице Бельгии.
Река под названием Конго течет: о порождении диктатора
В книге, несмотря на вялотекущее повествование, есть несколько действительно сильно написанных моментов. Мне очень понравилась глава про опустившийся туман, которая по напряженности можно сравниться с эпизодом из фильма «Властелин колец», когда Герои в мертвой тишине пробираются к свету сквозь обезлюдевшие гномьи шахты и слышат бой барабанов, знаменующих собой приближение неминуемой смерти.
Это столкновение цивилизованного человека с дикой, непонятной и неподдающейся логическому объяснению, природой и в том числе природой черного человека, так похожего на самих пришельцев, прекрасно проиллюстрировано ужасом и желанием уничтожить то, что непонятно, пугающе, отвратительно, но при этом имеет единый с ними исток.
Слепое поклонение черной и белой женщин Куртцу прекрасная метафора и довольно крупный (не драгоценный) камень в сторону короля Леопольда Второго, который в тот момент, несмотря на свои зверства, остался почитаемым царем и для черного Конго, и для своей белой страны.
И Марлоу, под влиянием ложной ауры непогрешимости покойного, зная правду о Куртце, скрывает ее и от начальства, и от невесты исследователя, предпочитая умолчать о том доисторическом ужасе, который этот человек сделал реальностью для самого себя и который на смертном одре все же узрел и ужаснулся его лубочной рукотворности.
Ну, и не знай мы на 100% в каком году эта книга была написана, запросто можно было бы провести одну не оригинальную аналогию, тем более Конрад неоднократно указывает на немецкую фамилию своего Героя:
«…он мог наэлектризовать толпу… убедить в чем угодно… из него вышел бы блестящий лидер какой-нибудь крайней партии».
«…он прожорливо открывал рот, словно хотел проглотить всю землю и всех людей… призрак более темный, чем тени ночи и благородно задрапированный в складки великолепного красноречия».
Резюмируя, я бы хотела сказать, что осознанный гуманизм вызывает во мне восторг. Какую работу должно было проделать над собой общество, чтобы этика текущего момента превзошла историческую идентичность: демонтаж монумента королю Леопольду Второму – как ультиматум старым ценностям разобщенного мира и провозглашение идей свободного, адекватного и дружелюбного социума, без разделения на своих и чужих.
Я рекомендую «Сердце тьмы» - эту короткую неинтересную повесть, которая порицает дикарство цивилизованного общества и сбивает корону с самозваных царей, управляющих людьми, ослепленными бездумным подчинением и жаждой денег.
Приятного чтения!
Литературный диалог: ВКонтакте, в Инстаграмм