Те, кто ныне доказывает, каким раем была царская Россия, сколько в ней было благости и заботы о народе, непременно вспоминают картину Богданова - Бельского "Устный счёт в народной школе". "Сможете решить в уме пример на доске? А крестьянски лапотны ребятишки - решали!"
Вот это полотно:
Картина, которая стоит целой повести. Самое интересное объяснение в любви к Учителю.
Николай Петрович Богданов - Бельский, будущий академик живописи, казалось, обречён был сгинуть в безвестности: обычная судьба внебрачного ребёнка - быть "случайно" забытым на морозе. Но отчим милостиво разрешил ему ютиться за печкой. Чуть подрос - в подпаски. Пастух - это была вершина возможной карьеры. Кто и когда мог внушить запуганному ребёнку мысль о возможности другой жизни?!
Может быть, мысль о бегстве из этой реальности действительно заронил странник?
Но в девять лет Коля ушёл из дома, ещё не зная, примут ли его в школу, что в соседнем селе Татеве?
Приняли! И не просто приняли, а на пансион "с харчами". Ведь при школе был первый в России пансион для крестьянских детей. И чудеса на этом только начались.
Ведь учредителям и попечителем школы был местный помещик Александр Рачинский. Вскоре он передал дело сыну, Сергею Александровичу. А сын был, в отличие от большинства сельских учителей, не "бедолагой полуграмотным", а профессором Московского университета. Ботаник, математик, член Петербургской академии наук.
Это благодаря ему мыслящая Россия познакомилась с дарвинизмом - перевёл "Происхождение видов". Вёл огромную общественную, просветительскую работу, за свой счёт отправлял за границу особо одарённых студентов и помогал выжить студентам неимущим.
Конфликт с руководством Университета - и профессор подал в отставку. Но друг Аксаковых, Чайковского, Одоевских, Толстого, конечно, не мог долго оставаться не у дел. Толстой был страстно увлечён идеей народной школы - и сумел увлечь ею и Рачинского. Прежде всего убедить его в том, что народ неиссякаемо талантлив - а таланты, не замеченные, не поддержанные вовремя - гибнут.
Школу Рачинского вполне можно назвать "авторской" - она была уникальна.
Естествоиспытатель, материалист, однако, считал необходимым говорить с народом на языке, ему понятном. А понятно - православие. И школа должна была взять из православия то, что ценно для повседневной жизни: дружелюбие, отсутствие соперничества, и - знания. Тот, кто освоит церковно - славянский язык, без труда переведёт любой славянский текст, то есть овладеет добрым десятком современных языков. А церковные распевы - лучшее средство для выработки дикции, в частности, для лечения заикания.
Главное же - за четыре школьных года (позже - шесть) как можно больше дать - и как можно больше потребовать. Разглядеть таланты. Целая плеяда замечательных музыкантов - воспитанников Рачинского - стала коллективом придворной капеллы.
Были среди выпускников и врачи, и инженеры, и даже один протоирей. И несколько художников.
Самым известным и стал Николай Богданов - Бельский, певец сельской школы. Школе для крестьянских детей у него посвящены десятки картин - и не найдёшь на них ни одного злого или глупого лица. Гармония и тяга к знаниям.
На картине "Устный счёт" художник изобразил не только своего учителя, но и себя: вот он, в центре, стоит и скребёт затылок, устремив куда - то вверх ошарашенный взгляд: не решить ему такой непостижимой задачи! Но очень вовремя Сергей Александрович заметил, что "бестолковый" Коля научился рисовать. Сам.
Устроил его сначала в иконописную мастерскую - освоить приёмы живописи, а затем - в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в ученики к Поленову и Маковскому. Открыл дорогу, о какой крестьянский мальчик и мечтать не мог.
Вообще здесь предлагался выбор - с целью выявить всех, кто хочет и может учиться дальше. Вот в село пришли шахматы, шашки:
И инструменты, крестьянским детям недоступные:
А главное - КНИГА. Оказалось - мир не заканчивается за околицей села!
Были ли ещё подобные школы? Как не вспомнить школу в Ясной Поляне - детище Льва Толстого!
Но сколько бы мы ни вспоминали, факт остаётся фактом: все эти учебные заведения были "именными" - результатом труда, таланта, энтузиазма одиночек. А рассчитывать на долгий массовый энтузиазм - невозможно.
Помощи - поддержки от государя не дождался никто: просвещение народа отнюдь не было политикой государства.
Нет, грамотные нужны, очень нужны, но... читать научим - и ХВАТИТ!
Именно поэтому, сколько ни рассматривайте картины, посвящённые народной школе, ни на одной вы не найдёте ученика старше двенадцати лет.
Образование для "народишка" должно было заканчиваться в двенадцать. Дальше - только единицы "особо одарённых" - по рекомендациям наставников.
Надежды своего учителя Николай Петрович оправдал вполне: с 1905 года он - академик живописи. Революция испугала: конец крестьянского уклада! Деревню, разорённую войной, большевики, видно, и не собираются восстанавливать: забирают народ в города, планируют заводы, стройки... Но выставки живописи устраивают - и художник в них участвует: тема школы очень востребована, очень!
В 20 - 30-е годы Николай Богданов - Бельский становится едва ли не самым известным русским художником в Европе: при поддержке Репина - выставки в европейских столицах. С 1921 года жил в Латвии - такой же "эмигрант", как Репин: работал там, где были лучшие возможности для работы. Именно период между двумя войнами оказался для художника самым плодотворным.
Одна из самых грустных картин этого периода: "Бывший защитник Родины":
Женой художника стала прибалтийская немка Антонина Максимилиановна Эрхард. Вот портрет их сына:
А картины в Советском Союзе были известны, печатались и в школьных учебниках. И на выставки попадали:
Война застала в Германии, куда приехал на лечение - вернуться не смог. Горькая насмешка судьбы: один из самых русских художников умер в клинике, в Берлине в феврале 1945 года.
Последние его работы - воспоминания о Родине: