Думаете, что встречается не так часто и у избалованных или социально неустроенных детей?
А вот и нет.
Очень хорошо про клептоманию пишет Д. Винникотт (британский педиатр и детский психоаналитик. Один из важнейших представителей теории объектных отношений).
Он рассматривал клептоманию в контексте социальных инстинктов. Он считал, что это классическое мошенническое поведение, эксплуатирующее в узко-личных интересах преимущества пребывания в группе.
На самом деле, клептомания - это психическая зависимость, которая проявляется:
- импульсивностью – кража совершается спонтанно;
- отсутствием подбора объекта «покушения» – это может быть что угодно и заранее не выбирается;
- предвкушением получения удовольствия от процесса воровства;
- сильной потребностью умиротворить тягу к краже, которую ничем невозможно перебить;
- получением облегчения после содеянного.
Чаще всего ребёнок совершает мелкое преступление в мрачном настроении. Делает он это, чтобы избавиться от угнетённого состояния психики, испытать эйфорию.
Я довольно часто в своей жизни встречала ребят с интеллектуальными нарушениями и этой тягой к мелкому воровству. Что странно в моей практике - это были преимущественно девочки (статистики в этом вопросе не знаю).
Истории из практики
Девочка, школьница 9 лет. С гиперактивностью и умеренной умственной отсталостью. Таскала вещи в две стороны: из дома в школу и из школы домой (сначала это были совсем мелкие предметы, которые никому не нужны: ручки, резинки, крышечки, мелкие игрушки от киндера. Чем становилась старше, тем вещи больше стали приобретать вес: деньги, телефоны, украшения и т.д.)
В школу родители её собирали тем, что перед выходом осматривали личные вещи и портфель, со школы её провожали учителя точно так же с досмотром. И это только усугубляло ситуацию. Она всё равно всё таскала, но размеры становились крупнее.
Нужно было что-то менять. Так как воровство происходило в те моменты, когда ребёнок чувствовал себя ущемлённо, нервно. То постарались стрессовые ситуации убрать из её жизни. Её просто перестали демонстративно контролировать и ругать. А потихоньку всё возвращали на свои места, ведь она в основном не помнила, что она взяла.
Это быстро дало свои плоды, и ребёнок опять вернулся к краже мелких предметов: пластилина, фломастеров, скрепок и т.д. Потом стали с родителями обсуждать, как ещё улучшить ситуацию. И была выбрана стратегия на частом проведении совместного времени девочки и мамы.
Мы все очень удивились таким результатам: через полтора месяца девочка вообще перестала что-либо таскать. Это был важный успех. И как-то он мне надолго запомнился.
А тут, перед Новым годом, стала замечать, что у меня стали пропадать детали от почти всех методических пособий, какое ни возьму, а там чего-либо не хватает. И я совсем никого в этом не могла уличить или заподозрить. Пособия всегда достаю сама да и убираю тоже, а детали всё равно пропадают. А потом Мама одного из малышей приносит мне пакет из дома (почти полный), в котором мои недостающие предметы.
Сказала, что перестала уже брать ребёнка в магазин и ещё куда-либо, постоянно всё проговаривает, что так поступать нельзя, что это чужие вещи, но с каждым месяцем становится всё хуже.
Я, вспомнив первую историю с положительным результатом, ещё почитав кучу различной литературы, предложила маме изменить стратегию. И результат опять потрясающий. Ребёнок уже целый месяц ничего не взял, что бы ему не принадлежало. Оказалось, что самая важная помощь - это качественное времяпрепровождение с мамой.
Вдруг ещё кому-то помогут мои положительные примеры в этом вопросе. Деткам важно внимание как к личности, а не только в закрытии их социально-бытовых потребностей 🤗
Рекомендую к прочтению 🎈 Что раздражает каждого логопеда-дефектолога? Крик души
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ => Логопед-дефектолог