Найти тему
Мир кораблей

Тайфун Кобра. Шторм против американского флота

В истории покорения морской стихии всегда важное и зачастую даже обожествляемое место занимали природные явления. Во времена, когда моря бороздили ещё примитивные деревянные корабли, отсутствие ветра или, наоборот, ураган могли с лёгкостью оказаться фатальными. Не только для одинокого корабля, но и даже для целого флота. Такими стали легендарные тайфуны камикадзе, дважды разметавшие монгольский флот, отчего Япония не была завоёвана и сохранила свою уникальную культуру.

🎁 Вступай в онлайн-сражения: wo.ws/zen_p0darok (подарок по ссылке)

-2

Но с годами и всё быстрее шагающим вперёд техническим прогрессом корабли становились всё больше, а зависимость от капризов погоды всё меньше. Шторм, который мог перевернуть корабль, теперь стал считаться хоть и неприятным, но вполне рядовым событием. Однако пренебрежение погодой может оказаться фатальным, даже если ты находишься на современном боевом корабле. Именно это и произошло в декабре 1944 года с одной из тактических групп американского флота.

-3

Тактическая группа TF38, одно из мощнейших на тот момент соединений боевых кораблей на Тихом океане, действовала у побережья Филиппин. Применяя палубную авиацию, совершала авианалёты на инфраструктуру противника. Группа включала в себя тринадцать авианосцев, из которых шесть были лёгкими, восемь линкоров, пятнадцать крейсеров и около пятидесяти эсминцев. Командовал ею один из известнейших адмиралов американского флота Второй мировой войны — Уильям Фредерик Хэлси.

Адмирал флота Уильям Фредерик Хэлси младший, 1945г.
Адмирал флота Уильям Фредерик Хэлси младший, 1945г.

Тактическая группа осуществляла дозаправку в тот момент, когда пришли первые сообщения о надвигающемся тайфуне. В то время на флоте США не существовало централизованной службы предупреждения о тайфунах. Она будет создана многим позже, в том числе по результатам тайфуна Кобра. Данные, полученные адмиралом, оказались противоречивы, и принятое им решение привело флот в самый эпицентр разыгравшейся стихии.

Структура тайфуна Кобра на радарах кораблей ВМФ США
Структура тайфуна Кобра на радарах кораблей ВМФ США

Скорость ветра под воздействием шторма превышала 100 узлов или примерно была равна 190 км/ч. Конечно, тогда даже современнейшие #корабли были не готовы к этому. Авианосцы потеряли более ста единиц палубной авиации, а на одном из них вспыхнул пожар из-за удара самолёта о переборку ангара. В общей сложности из-за стихии тактическая группа TF38 потеряла более 790 человек, которые были смыты в море с палуб кораблей или по причине их затопления.

По словам командующего американским флотом на Тихом океане Честера Нимица удар тайфуна — «… нанёс более сокрушительный удар по третьему флоту, чем можно было ожидать от чего-либо меньшего, чем крупное сражение».

USS Santa Fe (CL-60) кренится от ударов волн. Башни развёрнуты таким образом, чтобы не допустить попадания в них воды
USS Santa Fe (CL-60) кренится от ударов волн. Башни развёрнуты таким образом, чтобы не допустить попадания в них воды

Шторм продолжался сравнительно недолго и 19 декабря перестал представлять угрозу для кораблей. Однако вся ударная группа, оказавшаяся в центре стихии, получила повреждения, причём некоторые корабли — фатальные.

Эсминцы Hull, Monaghan и Spence перевернулись и затонули. Авианосец Monterey едва не погиб от пожара, возникшего из-за перекатывания самолётов в ангаре. С такой же проблемой столкнулся и Cape Esperance, на палубе которого возник пожар. И только смытый волнами пылающий самолёт не дал огню распространиться дальше. Ещё десять кораблей, в основном эсминцы, требовали капитального ремонта.

USS Cowpens (CVL-25) кренится во время тайфуна, 18 декабря 1944г.
USS Cowpens (CVL-25) кренится во время тайфуна, 18 декабря 1944г.

Флот был рассеян. Экипаж одного из эсминцев сопровождения, Tabberer, выловил из воды выжившего матроса с затонувшего Hull. Несмотря на то, что и сам #эсминец был тяжело повреждён после прохождения сквозь тайфун, его капитан продолжил поиски выживших. Тем самым проигнорировал неоднократные приказы адмирала Хэлси вернуть все корабли в порт Улити. Эсминец спас из воды 41 матроса с Hull и 14 с Spence. И только после того, как к месту поисков подошли ещё два эсминца, вернулся на базу.

 USS Tabberer DE 418 — повреждения после тайфуна 18 декабря 1944г. Мачта отсутствует
USS Tabberer DE 418 — повреждения после тайфуна 18 декабря 1944г. Мачта отсутствует

В это же время перегруппировавшийся флот также проводил спасательные мероприятия. Эсминец Brown спас шестерых выживших с Monaghan и 13 человек с Hull. Ещё восемнадцать человек с затонувших эсминцев были спасены в течение трёх последующих дней. В общей сложности из воды удалось подобрать 93 человека из более чем 800, предположительно, пропавших без вести.

По прибытии в порт эсминца Tabberer адмирал Хэлси, несмотря на неподчинение приказам, наградил орденом капитана эсминца Генри Ли Плажа, а его команда была удостоена почётных лент военно-морского флота.

Сразу после возвращения флота на военно-морскую базу Улити на Каролинских островах было проведено расследование и суд. Было признано что Хэлси допустил « ошибку суждения », так как не дал команду осуществляющему дозаправку флоту рассеяться и приготовиться ко встрече с тайфуном. Вместо этого направил его в эпицентр. В январе 1945 года адмирал Хэлси передал командование третьим флотом адмиралу Спруэнсу.

Результаты столкновения группы TF38 с тайфуном были схожи с участием в крупном бою. Возможно, мощнейшая на тот момент группировка кораблей на всём Тихом океане стала жертвой сил природы и ничего не смогла им противопоставить.

В истории же #тайфун Кобра или, как его ещё называли в дальнейшем, Тайфун Хэлси остался, наверное, самым сокрушительным столкновением сил природы с военным флотом. Результаты этого столкновения были засекречены и стали достоянием общественности только спустя 12 лет. Ошибка командующего унесла жизни нескольких сотен моряков, стала причиной гибели трёх эсминцев и привела к тяжёлым повреждениям практически всей эскадры. Этот случай привёл к созданию централизованной погодной инфраструктуры ВМС США, которая в дальнейшем превратилась в Объединённый Центр Предупреждения о Тайфунах (JTWC), расположенный на Гавайях и действующий и поныне.

USS Langley (CVL-27) кренится во время тайфуна, 18 декабря 1944г.
USS Langley (CVL-27) кренится во время тайфуна, 18 декабря 1944г.

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.

🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь в World of Warships и получите приветственные подарки.

Другие интересные материалы: