В истории покорения морской стихии всегда важное и зачастую даже обожествляемое место занимали природные явления. Во времена, когда моря бороздили ещё примитивные деревянные корабли, отсутствие ветра или, наоборот, ураган могли с лёгкостью оказаться фатальными. Не только для одинокого корабля, но и даже для целого флота. Такими стали легендарные тайфуны камикадзе, дважды разметавшие монгольский флот, отчего Япония не была завоёвана и сохранила свою уникальную культуру.
🎁 Вступай в онлайн-сражения: wo.ws/zen_p0darok (подарок по ссылке)
Но с годами и всё быстрее шагающим вперёд техническим прогрессом корабли становились всё больше, а зависимость от капризов погоды всё меньше. Шторм, который мог перевернуть корабль, теперь стал считаться хоть и неприятным, но вполне рядовым событием. Однако пренебрежение погодой может оказаться фатальным, даже если ты находишься на современном боевом корабле. Именно это и произошло в декабре 1944 года с одной из тактических групп американского флота.
Тактическая группа TF38, одно из мощнейших на тот момент соединений боевых кораблей на Тихом океане, действовала у побережья Филиппин. Применяя палубную авиацию, совершала авианалёты на инфраструктуру противника. Группа включала в себя тринадцать авианосцев, из которых шесть были лёгкими, восемь линкоров, пятнадцать крейсеров и около пятидесяти эсминцев. Командовал ею один из известнейших адмиралов американского флота Второй мировой войны — Уильям Фредерик Хэлси.
Тактическая группа осуществляла дозаправку в тот момент, когда пришли первые сообщения о надвигающемся тайфуне. В то время на флоте США не существовало централизованной службы предупреждения о тайфунах. Она будет создана многим позже, в том числе по результатам тайфуна Кобра. Данные, полученные адмиралом, оказались противоречивы, и принятое им решение привело флот в самый эпицентр разыгравшейся стихии.
Скорость ветра под воздействием шторма превышала 100 узлов или примерно была равна 190 км/ч. Конечно, тогда даже современнейшие #корабли были не готовы к этому. Авианосцы потеряли более ста единиц палубной авиации, а на одном из них вспыхнул пожар из-за удара самолёта о переборку ангара. В общей сложности из-за стихии тактическая группа TF38 потеряла более 790 человек, которые были смыты в море с палуб кораблей или по причине их затопления.
По словам командующего американским флотом на Тихом океане Честера Нимица удар тайфуна — «… нанёс более сокрушительный удар по третьему флоту, чем можно было ожидать от чего-либо меньшего, чем крупное сражение».
Шторм продолжался сравнительно недолго и 19 декабря перестал представлять угрозу для кораблей. Однако вся ударная группа, оказавшаяся в центре стихии, получила повреждения, причём некоторые корабли — фатальные.
Эсминцы Hull, Monaghan и Spence перевернулись и затонули. Авианосец Monterey едва не погиб от пожара, возникшего из-за перекатывания самолётов в ангаре. С такой же проблемой столкнулся и Cape Esperance, на палубе которого возник пожар. И только смытый волнами пылающий самолёт не дал огню распространиться дальше. Ещё десять кораблей, в основном эсминцы, требовали капитального ремонта.
Флот был рассеян. Экипаж одного из эсминцев сопровождения, Tabberer, выловил из воды выжившего матроса с затонувшего Hull. Несмотря на то, что и сам #эсминец был тяжело повреждён после прохождения сквозь тайфун, его капитан продолжил поиски выживших. Тем самым проигнорировал неоднократные приказы адмирала Хэлси вернуть все корабли в порт Улити. Эсминец спас из воды 41 матроса с Hull и 14 с Spence. И только после того, как к месту поисков подошли ещё два эсминца, вернулся на базу.
В это же время перегруппировавшийся флот также проводил спасательные мероприятия. Эсминец Brown спас шестерых выживших с Monaghan и 13 человек с Hull. Ещё восемнадцать человек с затонувших эсминцев были спасены в течение трёх последующих дней. В общей сложности из воды удалось подобрать 93 человека из более чем 800, предположительно, пропавших без вести.
По прибытии в порт эсминца Tabberer адмирал Хэлси, несмотря на неподчинение приказам, наградил орденом капитана эсминца Генри Ли Плажа, а его команда была удостоена почётных лент военно-морского флота.
Сразу после возвращения флота на военно-морскую базу Улити на Каролинских островах было проведено расследование и суд. Было признано что Хэлси допустил « ошибку суждения », так как не дал команду осуществляющему дозаправку флоту рассеяться и приготовиться ко встрече с тайфуном. Вместо этого направил его в эпицентр. В январе 1945 года адмирал Хэлси передал командование третьим флотом адмиралу Спруэнсу.
Результаты столкновения группы TF38 с тайфуном были схожи с участием в крупном бою. Возможно, мощнейшая на тот момент группировка кораблей на всём Тихом океане стала жертвой сил природы и ничего не смогла им противопоставить.
В истории же #тайфун Кобра или, как его ещё называли в дальнейшем, Тайфун Хэлси остался, наверное, самым сокрушительным столкновением сил природы с военным флотом. Результаты этого столкновения были засекречены и стали достоянием общественности только спустя 12 лет. Ошибка командующего унесла жизни нескольких сотен моряков, стала причиной гибели трёх эсминцев и привела к тяжёлым повреждениям практически всей эскадры. Этот случай привёл к созданию централизованной погодной инфраструктуры ВМС США, которая в дальнейшем превратилась в Объединённый Центр Предупреждения о Тайфунах (JTWC), расположенный на Гавайях и действующий и поныне.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.
🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь в World of Warships и получите приветственные подарки.
Другие интересные материалы: