В предыдущей статье "Государственно-территориальное деление Средней Азии в I веке до н.э. " я писал, что в конце I тысячелетия до н.э. на территории Средней Азии сложился ряд государств: Уйсунь в Семиречье, связываемый с усунями, связываемый с саками Кангюй по среднему течению Сырдарьи и севернее, Яньцай в Восточном Приаралье и государство юэчжей в Бактрии.
Для рассмотрения этнического состава государства Яньцай, принявшего, по сведениям "Истории Старшей династии Хань" ("Хань шу") Чжан Цяня, имя Аланляо, сперва необходимо проследить пути миграции на запад усуней и юэчжей.
Как мной уже неоднократно писалось (например, в статье "Аланы: кто были их предки, и где была их древняя прародина " изначально юэчжи проживали на территории современной провинции Ганьсу и южной части Таримского бассейна в Синьцзяне.
В результате войны с хунну, в которой усуни занимали сторону последних, юэчжи вынуждены были уйти через Джунгарские ворота в Семиречье, где, по персидским летописям, проживали племена сака-тиграхауда.
Родные земли покинули не все юэчжи, а их часть, называемая в китайских хрониках да-юэчжи ("большие юэчжи"), но была и оставшаяся часть юэчжей, хяо-юэчжи ("малые юэчжи"), впоследствии влившиеся в хуннский союз. Так и в случае с самими юэчжами, часть саков осталась в Семиречье, влившись в новый сако-юэчжийский союз.
Но Семиречье ненадолго стало пристанищем юэчжей. Усуньский правитель (гуньмо), вероятнее всего, Лецяоми переносит примерно в районе 160 года до н.э. сюда свою ставку и объявляет полную независимость от хунну. Юэчжи вынуждены отойти дальше на запад. Но оставшиеся сако-юэчжи вливаются в новый, уже тройственный сако-юэчжийско-усуньский племенной союз, значительно усиливая его.
Миграция юэчжей из Семиречья в китайских хрониках хотя и описана как в "Хань шу", так и ""Исторических записках" ("Ши Цзы") Сымя Цяня, выглядит не совсем однозначно. По одним сведениям, юэчжи "прошли через Давань [Фергану] и на запад от этой страны" ("Ши цзи"). По другим, "продвинулись дальше на запад, за Давань" ("Хань шу"). То есть, юэчжи либо прошли через Давань или мимо Давани, что во втором случае привело к утверждению о недопущении юэчжей даваньцами на свою территорию.
Согласно "Ши цзи", юэчжи нанесли удар по Дася (Греко-Бактрия), но потерпели поражение и подчинились ей, поселившись к северу от реки Гуйшуй. Это подтверждает и Аммиан Марцеллин, указывая, что среди многих подчинявшихся бактрийцам народов являлись тохары, которые, по Птолемею, проживали в Бактрии. Под рекой Гуйшуй здесь понимается Зеравшан или Кашкадарья.
В то же время, "Ши цзи" утверждает, что Кангюй на юге подчинялся юэчжам или, по крайней мере, признавал номинальную власть юэчжей.
Но центр сакского царства Кангюй располагался в районе среднего течения Сырдарьи. И к этому периоду нет никаких указаний, что Кангюй был захвачен юэчжами.
В качестве реконструкции событий ряд исследователей предлагает следующий вариант. Не в состоянии захватить Бактрию, юэчжи, однако отторгли от нее территорию Согдианы. Но, скорее всего, это было компромиссным решением. Греко-Бактрия при царе Евкратиде I воевала с парфянским царем Митридатом I. Уступка юэчжам Согдианы и создание там их области на правах вассалитета создавало буфер против набегов кангюйцев. Этим можно объяснить номинальный вассалитет юэчжей от Бактрии и номинальный вассалитет проживавших в Согдиане кангюйцев от юэчжей.
Но уже при парфянском царе Митридате II Великом (123-88 годы до н.э.) юэчжи, пользуясь ослабленным состоянием Греко-Бактрии, полностью подчиняют ее себе. По сведениям кашмирской хроники "Раджатарангини", Бактрия стала настолько слабой, что предпочла подчиниться юэчжам, вместо военного противостояния им. Переселение юэчжей в Греко-Бактрию и установление там их власти при удержании прежних территорий в Согдиане произошло на рубеже II и I веков до н.э.
Севернее Бактрии и Согдианы в этот период (до конца II века до н.э.) не отмечается каких-либо серьезных геополитических изменений. Ханьский Китай ищет союзника против хунну и находит его в Уйсунь. Кангюй отказывается вступить в союз с ханьцами и, опасаясь усиления Уйсунь, заключает союз с хунну.
Яньцай, в отличие от Уйсунь и Кангюя, не входил в сферу политических интересов ханьцев, поэтому упоминается лишь эпизодически. При этом "Хань шу" отмечает политическую зависимость Яньцай от Кангюя. Однако нигде нет ни одного упоминания о завоевании Яньцай.
Однако вскоре Яньцай, по сведениям "Хань шу", сменит название на Аланьляо. Это переименование Яньцай в Аланьляо никак не может трактоваться как смена названия в рамках единого этнического массива. Более того, факт переименования государства в китайских источниках свидетельствует скорее о смене правящей верхушки в государстве, чем о эволюционной смене этнического имени населяющих его племен.
Этот вопрос, опять же в рамках рассмотрения миграционных процессов, я рассмотрю в следующей статье.