Найти тему
Ностальгия по СССР и 90-м

Лихие 90-е: 5 причудливых атрибутов шальной жизни новых русских

Оглавление
Малиновые пиджаки, золотые цепи, борсетки и громозкие мобилы - одни из главных атрибутов жизни новых русских 90-х
Малиновые пиджаки, золотые цепи, борсетки и громозкие мобилы - одни из главных атрибутов жизни новых русских 90-х

После краха социалистической системы и распада СССР в начале 90-х годов наша страна оказалась во власти дикого капитализма. Пока 90% населения едва могло заработать себе на еду, для некоторых предприимчивых граждан рыночные перемены привели к легким и быстрым баснословным деньгам, как правило, заработанным сомнительными способами на спекуляциях, рэкете, крышевании или аферах.

В 1992 году с подачи журналистов за новым социальным классом российской буржуазии, вышедшем как говорится из грязи в князи, закрепился термин "новые русские". Так стали называть всех без исключения "деловых" - и коммерсантов, и олигархов, и криминальных авторитетов. В большинстве своем эти люди выросли в обычных советских рабочих семьях и не обладали высоким уровнем интеллекта и культуры и, несмотря на заваленные зелеными банкнотами сейфы, говорили по понятиям и имели манеры и привычки низших социальных слоев, из которых они вышли. О них в народе стали складывать многочисленные анекдоты со всеми возможным стереотипами о нуворишах.

Сегодня мы вспоминаем главные, зачастую стереотипные, атрибуты, которыми должен был обладать каждый уважающий себя новый русский, чтобы не упасть в грязь лицом перед корешами-бизнесменами или братвой.

1. Малиновый пиджак

Малиновые пиджаки и спортивные костюмы - главная одежда нуворишей 90х
Малиновые пиджаки и спортивные костюмы - главная одежда нуворишей 90х

Мода 90-х была очень своеобразна, и малиновые либо красные пиджаки этому яркий пример. Изначально модный прикид новые русские братки и бизнесмены заприметили на Неделе высокой моды в Париже в 1992 году, ну а успех "малинового" закрепил организатор финансовой пирамиды МММ Сергей Мавроди, который поздравил россиян с новым 1994 годом, одетый в ярко-красный пиджак.

Часто их надевали со спортивными штанами и гавайскими цветастыми рубашками. Это объясняется тем, что будущие нувориши выросли в подпольных качалках с постерами железного Арни Шварцнеггера и не имели ВУЗовских корочек, поэтому и в трениках чувствовали себя вполне комфортно. Да и спортивная форма не стесняла движения в драках и при побеге, времена-то были лихие. В холодную погоду поверх костюма одевалась черная кожаная куртка. Таким эпатажным малиновым гардеробом в середине 90-х не брезговали даже политики и звезды российского шоубиза.

2. Mercedes S600

600-й Мерс часто звали кабаном либо чемоданом за его огромные размеры и мощь
600-й Мерс часто звали кабаном либо чемоданом за его огромные размеры и мощь

Несомненно, именно эта представительская модель линейки Mercedes W140 брутального черного цвета с тонированными стеклами, выпускавшаяся с 1992 по 1999 годы, стала символом быстро сколоченных шальных капиталов в России. Стоимость нового авто начиналась от $100 000 (для сравнения, "девятку" можно было тогда взять за $4000). Такая цена кусалась даже для "уважаемых людей", поэтому в России Шестисотыми обычно называли все большие Мерины серии W140 - также и 320, и 420, и 500.

Сам же 600-й флагман с 12-цилиндровым двигателем в 400 лошадок мог влегкую разгоняться до 200-250 км/ч, а первые 100 км/ч покорялись ему всего за 6 секунд. Шестисотый был в таком же почете и уважении, как в советское время черные Волги и Чайки и часто становился героем анекдотов про встречу или ДТП на дороге с Запорожцем. А у дворовой ребятни наивысшим шиком было открутить шильдик с эмблемой, за что можно было хорошо огрести от братвы.

В качестве сопровождения коммерсантов обычно сопровождал надежный и всепроходимый джип с охраной Toyota Land Cruiser 80 либо Grand Cherokee.

3. Мобильник

Motorola 3200 - популярная мобила середины 90-х
Motorola 3200 - популярная мобила середины 90-х

Метровая антенна, вес как у кирпича и бешеная цена мобильных телефонов где-то $2000-2500 не останавливали новых русских – это был показатель статусности, а также позволял оперативно решать дела.

Сама связь также обходилась недешево - порядка $1 за минуту разговора, а об СМС, передаче фото и других банальных сегодня доп. услугах никто даже подумать не мог. Даже коммерсанты старались экономить, пытаясь выкрикнуть важную информацию типа "Товар в офисе в 7" в первые 3 бесплатные секунды.

Прогресс, тем не менее, не стоял на месте - лидера рынка Motorola 3200 весом под 1 кг сменила более легкая и дешевая Nokia 1011, а к 1996-1997 годам на рынке появились более-менее компактные раскладушки и слайдеры, а также трубки с цветным дисплеем весом 100-200 грамм. Тогда же стала формироваться и большая тройка сотовых операторов - МТС, Билайн и Мегафон (Северо-Западный GSM).

4. Спутница модельной внешности

Новые русские выбирали себе подруг среди участниц конкурсов красоты
Новые русские выбирали себе подруг среди участниц конкурсов красоты

Среди уважающих себя братков и коммерсантов 90-х было модно иметь в качестве жены или подруги молодую светловолосую девушку лет 18-20, которую не стыдно было показать "корешам". Обычно их подбирали на различных конкурсах красоты, которые повсеместно расплодились в 90-е. Часто воротили бизнеса пропихивали туда своих спутниц и проплачивали им победу в конкурсе, чтобы повысить свой статус в глазах других - дескать я живу с Мисс Вологдой-94.

Связь с новым русским давала и "куклам Барби" массу привилегий, начиная от полного финансового обеспечения для всей родни, колец с бриллиантами, роскошных машин, походов в рестораны и поездок на заграничные курорты. Такие девушки не знали, что такое вставать на работу, и коротали дни за шоппингом в бутиках.

Но как обратная сторона медали, боевые подруги нуворишей вместе со своим возлюбленным часто проживали недолгую жизнь, становясь жертвами бандитских разборок.

5. Золотые цепи и перстни

Золотые прибамбасы непременно украшали шею и руки нуворишей
Золотые прибамбасы непременно украшали шею и руки нуворишей

Увесистую золотую цепь (голду) толщиной чуть ли не в руку было принято демонстративно вешать на шею напоказ поверх рубашки, водолазки или пиджака. Чем толще была цепь, тем авторитетнее ее владелец. Их отлично дополняли золотые наручные браслеты размером с наручники и массивные перстни (гайки) сразу на нескольких пальцах. Эти же аксессуары отлично располагали к знакомству с девушками, прекрасно говоря о социальном и финансовом статусе их обладателя.

Еще один аксессуар - золоченые оригинальные модели наручных швейцарских часов (котлы) премиальных марок вроде Rolex или Longines, желательно с инкрустацией драгоценными камнями.

Кроме статусных функций у золотых изделий было и практическое применение. Бывали ситуации, когда браток вынужден был срочно сбегать из дома в нижнем белье, когда, например, приходила с облавой милиция или настигали конкуренты по бизнесу. И тогда висящие на шее 100-200 грамм чистого золота легко превращались в деньги на которые можно было перекантоваться первое время. Массивные цепи также могли помочь и при самообороне, а перстни вполне могли заменить кастет.

6. Отдых за Канарах

Канарские острова - излюбленное место отдыха и отсидки уважаемых людей 90-х
Канарские острова - излюбленное место отдыха и отсидки уважаемых людей 90-х

В 90-е годы за архипелагом Канарских островов в Атлантическом океане, принадлежащем Испании, в сознании россиян прочно закрепился стереотип символа роскоши и богатства. В те годы была даже присказка - "или нары, или Канары". В тропический рай Тенерифе и Гран-Канарьи, где круглый год держится комфортная температура в районе +22-27, нувориши вывозили своих молодых длинноногих спутниц жизни или любовниц, пока законная жена сидела дома. Сюда же на отдых могла отправиться братва после удачного дела или "пересидеть кипеш".

Часть дельцов скупала там виллы, пережидая холодную русскую зиму или оставаясь вовсе на постоянное место жительства, спасаясь от конкурентов или следователей и продолжая руководить криминальным бизнесом оттуда, попутно отмывая свои незаконно нажитые капиталы.

👍 Подписывайся, ставь лайк, сделай репост в соцсетях!

Еще: 5 неформальных молодежных группировок 90-х