Сегодня мы расскажем про заброшенную береговую батарею №522 Сучанского сектора береговой обороны Главной Военно-Морской Базы Тихоокеанского флота, когда-то вооружённую четырьмя 130-мм орудиями Б-13.
В 1932 г. для исключения возможности обхода японскими войсками с флангов основных укреплений Владивостока и захвата города, в котором располагалась Главная Военно-Морская База Тихоокеанского флота, было принято решение о формировании Приморского укреплённого района, одним из секторов которого стал Сучанский сектор береговой обороны, который спустя год вместе со строящимися укреплениями был выделен в самостоятельный укреплённый район.
А после событий на Хасане было принято решение о дальнейшем укреплении береговой обороны и с конца 1939 г. началось возведение новых береговых укреплений, в том числе и данной облегчённой открытой береговой батареи на мысе Лапласа.
Весной 1940 г. самостоятельные укрепрайоны были расформированы и вместо них создана Береговая Оборона ГВМБ ТОФ с входящими в неё секторами БО, одним из которых стал Сучанский сектор БО, а в первой половине 1940-х гг. береговая батарея № 522 вошла в состав 79-го отдельного артиллерийского дивизиона Сучанского сектора БО.
А с последующим активным развитием ракетного вооружения необходимость в данной батарее отпала и в 1960 г. она была расформирована.
На вооружении батареи было четыре 130-мм корабельных орудия Б-13 в одной из модификаций щитовых установок. Эти пушки были приняты на вооружение в 1935 г., но позже они стали активно применяться и в береговой обороне. Такие пушки позволяли вести огонь на расстояния до 25 километров со скоростью 6-10 выстрелов в минуту.
Мыс Лапласа получил своё название в 1860 г. после обследования его экипажем шхуны "Восток" и является западным входным мысом бухты Краковка.
Наш путь начинается с пляжа у турбазы.
И далее мы движемся по песку к мысу.
Но на подходе к мысу Лапласа пески начинают сменять камни.
Берега в этой части на десантоопасных направлениях были прикрыты такими железобетонными ДОТ-ами 1940-х гг.
Чем ближе мы подходим к мысу, тем берега становятся более скалистыми.
А вскоре становятся и вовсе опасными.
Здесь скалы круто поднимаются вверх.
Вот мы и поднялись на мыс, где располагалась наша цель.
На подходе к позиции батареи среди леса просматриваются останки нескольких домиков, в которых размещался личный состав.
Сразу у выхода на позицию батареи располагался основной командный пост с двориком главного дальномера.
Справа расположен сам вход в сквозник командного поста, а слева амбразура, прикрывающая его.
К сожалению он очень плохо сохранился внутри и мы даже не стали его фотографировать, так что движемся дальше.
Дальше по дороге примерно метрах в 30 от КП располагалось два погреба боезапаса батареи, разнесённых между собой на 60 метров.
Так выглядит сквозник входа в один из двух погребов боезапаса.
У сквозника раньше располагался пожарный щит.
Сквозник смыкается у защитной двери входа.
За ней расположен прикрытый противоштурмовой решёткой тамбур, с ещё тремя защитными дверями, ведущими в казематы складов боезапаса.
Когда-то здесь располагался деревянный стеллаж для снарядов, но он совсем сгнил и рассыпался в труху. В стене остались вентиляционные отверстия. Потолок погреба был усилен противоотколом из двутавровых балок.
Оба погреба абсолютно идентичны.
А сразу за погребами метрах в 30 располагались орудийные дворики батареи.
Бетонный массив выступающих из земли двориков хорошо заметен даже в таком заросшем виде.
Справа и слева от каждого орудийного дворика расположены спуски к расходным нишам боезапаса, где хранился боекомплект из шестнадцати снарядов и зарядов к ним.
То есть общий боекомплект одного орудия составлял 32 выстрела без пополнения боезапаса из погребов.
Сам орудийный дворик, в центре которого на закладных было установлено орудие.
Ещё один.
Ещё один спуск к нишам боезапаса.
Всего на позиции было четыре таких орудийных дворика, выстроенных в одну линию на расстоянии около 30 метров друг от друга.
А в 90 метрах от позиций орудийных двориков располагался вынесенный на край обрыва дополнительный командно-наблюдательный пост с ещё одним дальномером, который позволял расширить сектор управления артиллерийским огнём на правом фланге.
Так выглядит вход в него. Над входом сохранились буквы аббревиатуры командного пункта.
У входа располагалась такая простенькая печь.
Само сооружение состояло всего лишь из одного помещения и прохода к рубке КП, которая раньше была отделена от основного помещения лёгкой кирпичной стеной с проёмом.
В стене рубки была обустроена ниша для личных вещей.
Рубка дополнительного командного поста.
А рядом располагался дворик дополнительного дальномера.
Отсюда открывается такой вид на оконечность мыса.
Там выше есть ещё кое что.
Над обрывом мыса метрах в ста от батареи находятся останки бывшего поста технического наблюдения.
Этот ПТН принадлежал пограничникам.
Сейчас он уже конечно представляет собой печальное зрелище.
Особенно внутри.
Но зато можно подняться на его крышу.
Здесь остался фундамент от вышки с автографами военнослужащих.
И такая башенка.
Отсюда открывается вот такой красивый вид на оконечность мыса Лапласа.
Скала Одинокая.
За морем отсюда действительно было наблюдать довольно удобно.
Ну и напоследок ещё пара фотографий скалистого побережья.
А на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655
Спасибо за просмотр и до новых встреч.