Думаю, что многие родители детей с нарушениями развития задавались этим вопросом, но для начала небольшая справочка.
Аутичные черты (АЧ) - это группа поведенческих моментов, которая присуща в основном детям с расстройством аутистического спектра (РАС).
Перечислять прям всё долго, однако вкратце сюда относят:
- Стереотипии (бессмысленные действия типа кружения, бега по кругу, рассматривание пальцев, выкрики и т.д.);
- Нарушения коммуникации и общения (ребёнок не показывает пальцем, ничего не просит, а "управляет" руками взрослого, не смотрит в глаза, не наблюдает за взрослыми, не слушает то, что ему говорят);
- Проблемы с моторикой (трудно научить большему, чем бег, прыжки и иногда лазанье, дети часто слабые и неловкие);
- Эхолалии (повторение фраз за кем-то, уместное и не очень цитирование, вместо своей речи);
- Специфические игровые интересы (в возрасте старше 1,5-2 лет нет действий "по назначению", типа машинку покатать/куклу покормить, зато есть зацикленность на отдельных деталях: швырнуть и посмотреть как падает, крутить колеса, открывать/закрывать двери);
- Многие другие странные моменты, про которые в основном слышно, что они присущи аутистам, типа избирательности в еде, склонности всё упорядочивать, нетерпимости к яркому свету, некоторым звукам и прочее.
АЧ, по-хорошему, не страшны. В малом количестве мы все их имеем - кто-то любит упорядочивать, кто-то "грациозен" как медведь, а кто-то не переносит определённую музыку. Это нормально, когда таких моментов немного и они не мешают по жизни.
А стереотипии мы вообще не замечаем: крутим волосы на палец, рисуем ерунду на бумажке, мотаем ногами, когда сидим и ещё кучу всего такого делаем потому, что... скучно. Человек устроен так, что ему сложно ну совсем ничего не делать - мозг, бодрствуя, всегда требует либо объекта внимания, либо стимуляции ощущениями. Отсюда бесцельные занятия и телодвижения.
Но как только ЦНС находит цель, нам моментально становятся ненужными все эти действия. Они отбрасываются в сторону, а мы начинаем заниматься настоящим делом. Но чтобы это случилось, должен хорошо работать самоконтроль, а он в свою очередь достаточно сильно зависит от речи и общения.
Как это связано? Те, у кого есть маленькие дети, наверняка обращали внимание, что как только младенец начинает не только кричать, но и хоть что-то понимать, откликаться на имя и интересоваться тем, что вы говорите, с ним становится сразу как-то легче. От детских "Хочу!", конечно, в раннем возрасте всё равно никуда не деться, но нарастающее понимание речи явно делает ребёнка более осознанным и собранным.
Другим моментом, регулирующим поведение, является коммуникация. Интерес к людям, к окружению, стимулирует малыша действовать "как другие": перенимать манеру поведения, привычки, реакции на что-либо. Ребёнок видит, скажем, что тут мы стоим тихо, а там можем пошуметь - так он постепенно учится правилам поведения в обществе.
Речь, особенно её понимание, внимание к людям и имитация совместно формируют осознанное, социально-приемлемое поведение, которое не даёт просыпаться поведению полевому, а с ним и вызывать АЧ.
Существуют разные диагнозы, когда по каким-то причинам этого не происходит. Как вы можете понять по "аутичным чертам", самый известный такой диагноз - расстройство аутистического спектра. Но есть и другие: алалия с сенсорным компонентом (когда ребёнок не понимает речь), задержки психического развития, умственная отсталость, нарушения слуха, некоторые виды эпилепсии и пр.
Все они не дают речи и/или коммуникации развиваться вовремя. В результате ребёнок вроде как среди людей, но он не может с ними общаться, не понимает, чего от него хотят. Поведение в свою очередь никак не регулируется речью родителя или собственным наблюдением за социальными нормами. Отсюда и появляются АЧ - полевое поведение, вычурные привычки, странные игры, отсутствие реакции на слова, бессмысленные действия и прочие "заскоки".
Эти вещи очень напрягают родителей, поскольку постоянно напоминают им, что с ребёнком не всё в порядке. Тем не менее, довольно бесполезно бороться именно с АЧ, поскольку они часто ведут себя как Змей Горыныч: отрубишь одну голову - вырастает другая.
Аутичные черты не являются самостоятельным нарушением - это только симптом. Поэтому ожидать их настоящего ухода можно только после устранения причины.
Например, я всегда писала про то, что у моего сына с сенсомоторной алалией (не понимает и не говорит) в раннем детстве было ну очень много аутичных черт. Здесь я выкладывала статью с ранними симптомами нарушений развития - из перечисленных в ней двадцати штук у Лёвы было восемнадцать! И он правда вначале выглядел как махровый аутист - даже тест АТЕК, являющийся весьма приблизительной оценкой, в 2 года был на 109 баллов (глубокий аутизм).
Но как только сын начал хоть немного понимать речь, АЧ начали быстро распадаться. Стало возможным что-то объяснять, куда-то спокойно идти. Появилась нормальная игра и деятельность, а не махание руками, мычание и бессмысленное беганье туда-сюда. Ребёнок словно бы проснулся. А всё потому, что причина его аутичных черт, - непонимание речи, - начала ликвидироваться и на их место стало заступать адекватное, целенаправленное поведение.
У аутистов с ростом понимания речи тоже обычно улучшается деятельность. Однако при РАС бывают ситуации, когда понимание не страдает, а аутичные черты всё равно "в наличии" и никуда не собираются уходить. При этом ребёнок может обладать хорошими и даже высокими интеллектуальными способностями. Так почему речь и развитый интеллект не могут урегулировать его поведение?
Самыми вероятными причинами являются:
Плохой уровень коммуникации и понимания других людей
Из-за этого аутисты плохо учатся социальным нормам, что мешает торможению АЧ. Например, вы пришли с таким ребёнком на похороны, а ему приспичило кружиться. Ваши слова: "Посмотри - никто не кружится" с высокой долей вероятности не возымеют никакого эффекта. Ребёнка не интересует почему другие не кружатся, не интересует "так принято" и он не понимает почему должен учитывать других людей. С его стороны всё выглядит как непонятный запрет, ведь он никому ничего не делает и кружиться не заставляет.
Нарушения обработки сенсорной информации (НОСИ), хронический стресс
Тоже могут вызывать обострение нежелательных действий. В случае стресса и длительных сенсорных раздражителей (толпы людей, громких звуков) малыш почти наверняка захочет снять дискомфорт, отвлечь себя от неприятных мыслей/эмоций/ощущений. В таком случае обычно лезут истерики либо самостимуляции (бессмысленная беготня, качания, кружения и даже самоповреждения).
Бывает вариант со сниженной чувствительностью, когда ребёнок, скажем, толком не ощущает запахов. Тогда он может начать сам себя пытаться "лечить", нюхая всё подряд. При сниженном слухе может нравиться греметь и кричать, а проблемы с проприоцепцией (это ощущение своего тела в пространстве) вызывают необычную, порой травматическую, неловкость.
Незрелость ЭВС
Основной проблемной областью аутистов является эмоционально-волевая сфера (ЭВС). В норме человек контролирует себя. Он может довольно долго выносить дискомфорт, терпеть и ждать чего-либо при достаточной мотивации.
У детей с РАС, увы, воля развивается медленно. Импульсивность, проблемы с терпением и отвлечением себя от дискомфорта у них долго стоят над самоконтролем. А нарушения коммуникации и сенсорные перегрузки ещё больше всё усложняют. В результате нередко только в подростковом, а то и во взрослом, возрасте человек с РАС наконец-то дозревает и может где-то подождать, контролировать своё поведение, подчиняя его нормам, а также отказаться от каких-то свои странностей хотя бы на людях. И то, увы, это бывает не всегда.
Всё это, как вы видите, напрямую не связано речью. Поэтому при РАС бывает недостаточно только её. Обязательно нужна работа с ЭВС, пониманием других людей и, если нужно, снижение стрессового напряжения, проработка сенсорной чувствительности.
Спасибо что читаете меня!
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
О том, почему люди с аутизмом плохие лжецы и как это может мешать им социализироваться
Как помочь ребёнку с особенностями развития проработать волю и эмоции?
Эмоционально-волевая сфера страдает у большинства детей с нарушениями развития. Как её развивать?