Раз уже повелось с начала карьеры, что всё идёт не по наезженной колее, то и какие будут основания рассчитывать, что дальше всё пойдёт иначе? Похоже никаких.
Мы уже знаем, как Игорёк стал командиром самолёта, поменяв местами тренировку и приказ о назначении. Вы не поверите, но и дальше всё у него складывалось подобным образом.
Как-то будучи уже относительно опытным командиром, имея уже около полутора тысячи часов самостоятельного налёта, Игорёк дежурил в резерве. А у Анатолия Ивановича в этот день была запланирована аэродромная тренировка со стажёром перед вводом в строй командиром самолёта. Но ночью жена стажёра начала рожать и тот отзвонился, что всю ночь не спал и на тренировку не приедет.
Анатолий Иванович маялся от безделья, когда в штурманскую зашёл Игорёк и доложил, что все рейсы вылетели и их ПДО отпустил. Тогда у Анатолия Ивановича созрел план.
- А ты инструкторскую программу не начинал отлётывать? – спросил он Игорька, - Налёт у тебя какой?
- Полторы тысячи, но по поводу инструкторского допуска разговора с командиром эскадрильи не было, - смешался тот.
- Не было, так будет, - загорелся командир звена, - Оформляй полётное задание на тренировку и иди на самолёт.
В энской эскадрильи учебно-тренировочные полёты на всякий случай планировали каждый день и самолёт для этого всегда имелся в наличии. А то и дежурный борт по поиску и спасению можно было задействовать для тренировки при необходимости.
И наши герои, подготовив самолёт и приняв решение, полетели тренироваться на удалённую площадку, где никто не будет мешать. Нужно сказать, что Игорёк и не подозревал, что его ждёт, когда так просто согласился на тренировку по инструкторской программе. Правда следует уточнить, что эта инструкторская программа в интерпретации Анатолия Ивановича, благодаря его большому опыту, позволяла научиться многому о чём Игорек и не подозревал ранее.
- Отказ двигателя на первом развороте, - спрашивает инструктор перед взлётом, - Твои действия.
- Согласно РЛЭ, возвращаемся на аэродром взлёта, - отчеканил Игорёк.
- Показывай, - просит командир и даёт взлётный режим.
Сразу после завершения первого разворота инструктор дросселирует двигатель:
- Возвращайся на аэродром взлёта.
Игорёк старается выполнить разворот в сторону аэродрома, но уже через несколько секунд убеждается, что до аэродрома не дотянут.
Анатолий Иванович увеличивает режим работы двигателя и выполнив стандартный разворот выполняет посадку. Далее короткий разбор.
- Заметь, режим взлётный самолёт лёгкий, значит высоту набрали быстрей чем обычно, «отказал» двигатель, когда первый разворот уже выполнили, двигатель задросселированный, а не отказавший и всё равно до аэродрома не дотянули. Это ты когда в Шереметьево летать будешь может и вернёшься на аэродром взлёта, а на нормальной площадке даже не думай так делать – последовало доходчивое объяснение.
- И что делать? – спросил Игорёк, у которого в момент в сознании мир перевернулся. По крайней мере мир авиационный. Оказывается, в книжках пишут одно, а в жизни всё по-другому. И как жить с этим дальше?
- Во-первых, самолёт держится в воздухе только благодаря скорости, - разъяснял опытный инструктор, - Поэтому скорость должна быть всегда. Работает мотор – замечательно. Перестал работать – обеспечивай скорость сам. Снижайся. И не просто снижайся, а в сторону места, где можно примоститься без двигателя.
- А как за такое короткое время выбрать место приземления? – искренне удивлялся Игорёк.
- Поэтому ищи место приземления постоянно. Замечай, когда летаешь, где просеки, где дороги, где поля. Тогда не нужно будет суетиться при отказе.
Потом потренировались без двигателя возвращаться на аэродром при отказе двигателя во время полёта от второго разворота к третьему и много ещё такого, что сорочка на спине у будущего инструктора потемнела от пота.
Закончив тренировку пошли на базу. Диспетчер предупредил, что у них погода портится. Анатолий Иванович сообщил, что у него минимум ОПВП 100х1000, так что они следуют в Энск.
Уже на предпосадочной прямой, когда до аэродрома оставались сотни метров, диспетчер дал команду:
- Видимость 900 метров, уходите на второй круг.
Игорёк уже начал увеличивать режим двигателя, когда на его руку сверху легла рука старшего командира и уменьшила режим. Другой рукой Анатолий Иванович нажал кнопку внешней связи и выдал в эфир:
- Понял, посадку разрешили.
После заруливания на стоянку к самолёту подъехала машина руководителя полётов и водитель сказал, что командира пригашают на вышку.
Игорёк поехал с Анатолием Ивановичем. На вышке их ждал РП.
- Привет, Толя, - начал тот беседу очень ласково, - и что же ты чудило на другую букву, не хочешь, чтобы я спокойно доработал до пенсии?
- Привет, Коля, - в той же интонации ответил Анатолий Иванович, - а что же это твой диспетчер, даже не буду говорить на какую он букву, не мог подождать секунд десять пока я приземлюсь, чтобы потом передать видимость? Или ты считаешь, что мне стоило в облаках следовать на запасной? Ты видел, где нулевая изотерма. Да я через пятнадцать минут в сосульку превращусь. А сосульки, как ты знаешь, летают хорошо только в одном направлении – вниз.
- Ладно, ладно, с диспетчером я поговорю, - поменял тон на примирительный руководитель полётов, - но не было бы сейчас меня рядом, передал бы диспетчер сообщение о посадке ниже минимума, чтобы ты тогда делал?
Опытный инструктор достал из кармана кошелёк, извёл оттуда предохранитель и показал собеседнику.
- Что это, - удивился тот.
- А это, друг мой Коля, предохранитель радиостанции. И если бы вы накатали вонючку, что я сел ниже минимума, я бы, как бы потом выяснилось в процессе расследования, выполнял посадку без связи из-за этого сгоревшего предохранителя. А когда у нас можно выполнять посадку ниже минимума? - спросил Анатолий Иванович и сам ответил, - Правильно, при потере связи в том числе.
Все части на канале ПроНебо