Найти тему
Бусел

СО СЛАДКИМ НЕСЛАДКО

Оглавление

Аналитические исследования показывают, что в тяжелые времена в стране люди едят в избытке шоколадные изделия. Что же может предложить белорусский рынок кондитерских изделий своему народу? В целом мировая кондитерская промышленность является одним из самых быстроразвивающихся сегментов рынка. В таком бизнесе имеет место и жесткая конкуренция, с которой белорусским предприятиям приходится бороться.

«БЕЛГОСПИЩЕПРОМ» — КОНДИТЕРСКИЙ КОРОЛЬ

Белорусская промышленность кондитерских изделий богата своим ассортиментом. Конфеты занимают около 45% от всех изделий, 30% — шоколадные плиты, 15% шоколадные батончики и 10% занимают фигурки из шоколада. Тем не менее в стране импорт кондитерских изделий, как правило, превышает экспорт.

За обеспечение населения сладкими лакомствами в Беларуси отвечает в основном «Белгоспищепром», в концерн которого входит 6 крупных предприятий: СП ОАО «Спартак», СОАО «Коммунарка», ОАО «Красный пищевик», ОАО «Красный Мозырянин», ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» и ОАО «Конфа». Частные и иностранные предприятия также регулируются «Белгоспищепромом».

Самым успешным брендом на протяжении уже долгого времени считается фабрика «Коммунарка», четверть произведенных изделий которой отправляют на экспорт в Россию, Китай, Азербайджан, США и Канаду. С каждым годом предприятие увеличивает экспортные поставки. Любовь к белорусским кондитерским изделиям обусловлена тем, что в их производстве практически не используют эквиваленты какао-масла, а используют натуральные бобы, которые привозят из Кубы, Венесуэлы, Ганы или Бразилии.

ВОЙНА С ИМПОРТОМ

По данным Белстата, в 2015 году в Республике Беларусь было произведено 60 тыс. тонн кондитерских изделий. Количество производимых продуктов растет с каждым годом. Так, например, в 2016 году продуктов стало на 4,5 тыс. тонн больше, а в 2019 году их произвели уже почти 75 тыс. тонн. Но несмотря на растущий объем производства, импорт по-прежнему превышает экспорт. Так, статистика показывает, что в 2017 году экспорт кондитерских изделий составил $12 млн, а импорт $58 млн, что почти в пять раз превышает показатель экспорта. Тенденция к большой разнице между экспортом и импортом в пользу последнего не пропадает до сих пор. По последним данным, 2020 год закончился с показателями экспорта в $12,7 млн, а импорта почти в $62 млн.

-2

Правительство высказало обеспокоенность ростом продаж зарубежных сладостей в Беларуси на фоне спада продаж белорусской продукции еще в 2018 году. А в минувшем году война с импортом стала главной задачей для кондитерской промышленности: производителей сладостей хотели объединить в один холдинг. «Белгоспищепром» объяснил такую меру тем, что по итогам 2018 года доля отечественных сахаристых кондитерских изделий в розничной торговле существенно снизилась. В борьбе с украинскими, российскими и транснациональными производителями белорусские предприятия заметно проигрывают. Судя по показателям 2020 года, ситуацию улучшить не удалось.

СЛАДКАЯ МЕСТЬ

От общего числа экспорта каждый год всё большее количество изделий отправляют в Россию. Но импортируют оттуда снова больше. Тем не менее история белорусско-российских конфетных отношений переживала некоторые конфликты.

Например, в далеком 2006 году российская сторона отказалась от некоторых кондитерских позиций из Беларуси, аргументируя это тем, что ряд названий белорусских сладостей запатентован в России. Так, из экспорта вывели карамель «Дюшес», «Барбарис», «Взлетные», шоколадные конфеты «Аленка», «Птичье молоко». От такой потери серьезно пострадала фабрика «Спартак», процент экспорта продукции в Россию которой составлял 40% (это пятая часть прибыли). Тогда белорусская сторона ответила достаточно жестко. Россия не смогла терпеть таких успешных кондитерских соседей и приняла решение постепенно убирать продукцию с полок под разными предлогами.

Но не только Россия нападала в этом бою. Спустя много лет, в 2019 году, Беларусь запретила импорт популярных конфет «Славянка», которые производят в Старом Осколе. Причину назвали серьезную: кишечная палочка. Естественно, Роспотребнадзор всё опровергал и называл это «политизированными решениями».

Несмотря на такой конфликт, Беларусь не сильно уменьшила разницу между экспортом и импортом в Россию. Так, в 2019 году экспорт составил $11 млн, а импорт почти $40 млн. Примерно такие же показатели были и в предыдущих годах. К слову, в 2019 году объем импорта кондитерских изделий в России стал самым большим за последние 4 года. К чему привели сладкие войны, остается загадкой.

-3