Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть,
а для нас, спасаемых, - сила Божия.
Апостол Павел
(1Кор.1:18)
Для меня всегда было сложно понять, почему мы обращаемся к Кресту как живому, почему, называя его древом, пусть и животворящим, мы просим его о чем-то, прославляем его. Так и в каноне крестопоклонной Недели есть такое песнопение: "Покажись, великий Господень Крест, яви мне ныне образ божественной красоты Твоей, а меня самого – поклонником, достойным восхвалять Тебя! И вот, я Тебе и возглашаю, как одушевленному , и обнимаю Тебя" .
Итак, сам автор песнопений крестопоклонной седмицы говорит, что как бы оживляет крест в своих гимнах, а ведь очевидно, что Крест не является каким-либо живым существом. На самом деле в Священном Писании мы очень часто встречаемся с олицетворением неодушевленных предметов. Вспомните, Сам Господь Иисус Христос, обратившись к смоковнице, произнес: « отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!» (Мк.11:19). Или обращаясь, к Иерусалиму и Капернауму, Господь и их одушевляет: « Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!» (Лк.13:34)
Важно понять, что олицетворение не значит обожествление; одушевление не то же самое, что поклонение творному. В православной гимнографии олицетворение — это часто встречающийся поэтический прием, который призван украсить нашу молитву особым отношением к орудию страдания Спасителя. Для нас это не просто два бревна, сколоченные между собой, но тот самый Крест, на котором висел и умирал Сын Божий, символ нашего спасения, орудие правды. Молитва может и должна быть поэтически красивой, иначе она будет состоять из одних только «дай», да «подай» В светских песнях и стихотворениях поэты и сейчас очень часто обращается к солнцу как к живому, к траве, к ветру и т.д. И никого это не смущает.
Когда же мы обращаеся ко Кресту, то прежде всего имеем в виду Страдающего на нем Спасителя мира. Посмотрите на Крест, кто на нем изображен? На Кресте мы всегда видим страдающего за наши грехи Сына Божия и Ему именно Ему мы возносим свои молитвы, обращаясь ко Кресту.
Мы не должны также забывать и учение преподобного Иоанна Дамаскина о двух видах поклонения. Святой различал почитание и поклонение. Божественное поклонение подобает одному лишь Богу, но почитание мы воздаем святым иконам, святому Кресту, мощам, восходя через них к их Причине и к нашей Причине – к Творцу.
Священник Валерий Варнашов