Переходим от пара к дизелю. Т.е. начинаем обзор тепловозов, находящихся в самом крупном железнодорожном музее России.
Магистральный тепловоз Щ-ЭЛ-1
Один из двух первых в мире магистральных тепловозов, построенный по проекту русского инженера Я.М. Гаккеля (другим локомотивом был Юэ001 конструкции профессора Ю. В. Ломоносова). Построен в единичном экземпляре в 1924 году на Балтийском заводе в Петрограде.
С 1925 по 1927 год тепловоз работал на Московско-Курской железной дороге, а также на Кавказе. Из-за частых поломок был снят с эксплуатации и с 1934 года стал использоваться в качестве электростанции. В музей попал в 1997 году.
Осевая формула - 1-3о-0 + 0-4о-0 + 0-3о-1
Служебная масса - 180 т
Конструкционная скорость - 75 км/ч
Мощность дизеля - 1030 л.с.
Как видите, осевая формула у тепловозов (и у электровозов) отличается от паровозной, поскольку у этих локомотивов, в основном, тележечная конструкция. Так что в формуле описывается количество осей каждой тележки. Цифрой с маленьким ноликом обозначаются оси с индивидуальным приводом. Со временем направляющие и поддерживающие оси исчезли из конструкции локомотивов, поэтому осевая формула заметно сократилась, что можно будет увидеть на примере тепловозов, о которых будет рассказано ниже.
Мотовоз Мз/2-934
Первый крупносерийный советский мотовоз - всего было построено 4011 экземпляров серии "М". В зависимости от модификации мог иметь кузова различной формы, две или четыре оси, двигатель мощностью от 40 до 75 лошадей. Самой массовой была данная модификация Мз/2, производившаяся с 1933 по 1941 год на Калужском заводе. Было выпущено 3374 мотовоза этой версии. У этого варианта деревянный кузов, две оси и двигатель ЗИС-5.
Использовались такие мотовозы, в основном, на подъездных путях промышленных предприятий и строек, а также для мелкой хозяйственной и станционной работы на железных дорогах.
Музейный экземпляр построен в 1935 году и эксплуатировался на Октябрьской железной дороге.
Служебная масса без балласта - 8 т
Служебная масса с балластом - 12 т
Конструкционная скорость - 42 км/ч
Мощность двигателя - 73 л.с.
Автомотриса АВАММОТ-758 (ОК 1)
Автомотриса - это самоходный моторный вагон, предназначенный для перевозки пассажиров и железнодорожного персонала, обслуживания железнодорожных путей и прочих нужд.
Построена в 1939 году на румынском заводе Малакса по венгерской лицензии. Во время Второй мировой войны несколько таких аппаратов, включая музейный экземпляр, были переданы в Германию. А после окончания войны данная автомотриса поступила в СССР по репарации и использовалась руководством Октябрьской железной дороги до 1989 года.
Вес без пассажиров - 41.4 т
Конструкционная скорость - 110 км/ч
Мощность дизеля - 220 л.с.
Тип передачи - механическая
Количество мест для пассажиров:
Мягких - 24
Жестких - 28
Грузопассажирский тепловоз ДА20-09
Такие тепловозы выпускались фирмой American Locomotive Company (АЛКО) с 1942 по 1946 год и изначально назывались RSD-1. Во время войны в Советский Союз по ленд-лизу была поставлена партия из 70 таких машин (2 утонули по пути), которым у нас присвоили обозначение "ДА" (дизельный локомотив компании АЛКО).
Музейный экземпляр был выпущен в 1944 году и имел заводской номер 72081.
С 1953 года эксплуатировался на Ашхабадской железной дороге, с 1964 на Северо-Кавказской. В музей поступил в 1996 году из ТЧ Тихорецкая.
Осевая формула - 3о-3о
Полный служебный вес - 121.2 т
Мощность дизеля - 1000 л.с.
Мощность ТЭД (тяговый электродвигатель) - 6х99 кВт
Тип передачи - электрическая постоянного тока
Конструкционная скорость - 96 км/ч
Грузопассажирский тепловоз ТЭ1-20-135
Данный тепловоз, созданный по личному указанию Сталина, является копией американского RSD-1. Характеристики практически аналогичные, разве что у советского локомотива чуть менее мощные электродвигатели.
Выпускался с 1947 по 1950 год на Харьковском заводе. За это время было произведено около 300 машин.
Музейный экземпляр был построен в 1949 году.
Осевая формула - 3о-3о
Полный служебный вес - 121.2 т
Мощность дизеля - 1000 л.с.
Мощность ТЭД (тяговый электродвигатель) - 6х98 кВт
Тип передачи - электрическая постоянного тока
Конструкционная скорость - 95 км/ч
Грузопассажирский тепловоз ТЭ5-20-032
Один из двух экспериментальных тепловозов, выпущенных в 1948 году Харьковским заводом транспортного машиностроения на базе серии "ТЭ1". Предназначались эти локомотивы для работы в условиях сурового климата (в основном в северных районах СССР). Сами знаете, что в приличный мороз дизель завести невозможно, если его предварительно чем-то не прогреть. Так что эти тепловозы снабдили паровым отоплением машинного отделения, ну и кабины машиниста, чтобы он тоже не замерзал. В остальном отличий от предыдущего локомотива почти не было.
В серию эти тепловозы не пошли из-за появления более современных "ТЭ2".
С 1953 года работал на Туркестано-Сибирской железной дороге. В 1962 году был передан Оренбургтрансстрою. В музей прибыл в 1992 году из Южуралтрансстроя (Челябинск).
Осевая формула - 3о-3о
Полный служебный вес - 121.2 т
Мощность дизеля - 1000 л.с.
Мощность ТЭД (тяговый электродвигатель) - 6х98 кВт
Тип передачи - электрическая постоянного тока
Конструкционная скорость - 95 км/ч
Грузопассажирский тепловоз ТЭ2-414
Создан на базе агрегатов "ТЭ1", но скомпонован совершенно по-другому. Это первый серийный двухсекционный тепловоз с двумя кабинами на несущих рамах, установленных на одинаковых тележках (последующие советские магистральные локомотивы имели аналогичную конструкцию). А заодно это и первый советский крупносерийный тепловоз - с 1948 по 1955 год на Харьковском заводе было выпущено более 1000 секций. В 1952 году конструкторы, создавшие тепловоз этой серии, были удостоены Сталинской премии.
Музейный экземпляр был выпущен в 1954 году, после чего работал на Оренбургской, Казахской, Приволжской и Октябрьской железных дорогах, а также в Мурманске. В музей был передан в 1991 году.
Осевая формула - 2(2о-2о)
Полный служебный вес - 170 т
Мощность дизеля - 2х1000 л.с.
Мощность ТЭД (тяговый электродвигатель) - 8х152 кВт
Тип передачи - электрическая постоянного тока
Конструкционная скорость - 93 км/ч
Продолжение следует...