Этот вроде бы самый обычный рейс, каких было сотни за мою долгую шоферскую жизнь и многие из которых не сохранились в памяти из-за своей обыденности, навсегда запомнится и мне, и коллеге...
Всё пошло наперекосяк с самого начала, с погрузки. Конец 80-ых... В стране перестройка, гласность и ускорение... Как грибы после дождя растут кооперативы, которые создаются повсеместно при заводах и фабриках и которые, как ненасытные черви, разъедают экономику этих предприятий, поглощая и фонды, самые дефицитные, и уводя в тень денежные потоки... Такой вот кооператор, фактически спекулянт, но именуемый горбачевской пропагандой предпринимателем, заказывает в нашем АТП два грузовика для перевозки листового металла в Минск. Погрузка почему то происходит ночью, да еще и в спешке, а все недобрые и не совсем честные дела именно ночью и делаются ( делание детей не в счёт)... Погрузив пачку листов металла надо сразу выезжать за ворота - не дают её даже увязать. Это сразу же приводит к неприятным последствиям... Медленно и осторожно выезжаю за ворота, но, при повороте на дорогу, правое заднее колесо прицепа, как назло, попадает в ямку и вся 10-ти тонная пачка металла, разорвав тонюсенькие ленточные стяжки и поломав борта рассыпается по дороге и обочине... Всё, приехали! Получилось очень тихо и тайно )))... Кооператор в шоке, но нанятые им заводчане и мы с коллегой оперативно собираем и укладываем назад в прицеп металлические листы, скользкие от смазки и острые по краям. Уже не обращаем внимания на ,,бизнесьмена,, и увязываем крепко-накрепко всю пачку и борта. Наутро ремонтируем борта моего прицепа, еще раз перевязываем пачки металла и после обеда трогаемся в путь. Едем не через Киев, а через Брянск, потому что кооператору надо доставить родне дефицитный в то время холодильник, купленный им по блату... Нам по фигу!... Через Брянск, так через Брянск... Лето... Спека неможливая!... Мой КАМАЗ, груженный 20-тью тоннами, на подъёмах постоянно перегревается и выгоняет воду из расширительного ( впоследствии выяснилось, что гильза шестого цилиндра с трещиной, которую поменяли в одном из АТП г. Минска, не сливая масло и не снимая поддон, буквально за 2-3 часа - спасибо белорусским коллегам )... У коллеги на ЗИЛ 4331 всего 10 тонн и машинка новенькая, но он парень замечательный и не бросает меня... Кое как добираемся к родне бизьнесьмена и увидев недалеко от дороги озеро или пруд, решаем заночевать на его берегу. Сворачиваем на узкую гравийку, которая идет по дамбе, пересекающей это озеро пополам. Товарищ мой идет первым и когда я уже на этой узенькой дамбе, появляется на спуске мне навстречу, моргая фарами. Останавливаюсь... С трудом разъезжаемся... Пробую выехать на крутой подъём, но мотор не тянет даже на первой пониженной... Сдать назад тоже нереально - узко и сзади тоже подъём, хоть и не такой крутой, да и темнеет уже... Посовещавшись, решаем развернуть стрелу прицепа тросом... Отцепился, развернулся, страховочным тросом повернул стрелу и прицеп предательски закачался... Где наша не пропадала!... Цепляю дышло на фаркоп и только начинаю движение, как прицеп наклоняется и вся пачка металла, срезав все проволочные крепления, а заодно и многострадальные борта, рассыпается по крутой насыпи и оказывается в воде... Етить колотить!... Отдохнули на природе называется!... Перечислив все матюки, которые знал и вспомнив все флотские непечатные обороты речи ( моряк без мата, как солдат без автомата) начинаем с Серегой таскать из озера и грузить треклятый металл. Как назло начинается дождь и глиняные откосы дамбы становятся скользкими...
Возвращаются домой припозднившиеся рыбаки... Одна из ,,рыбачек,, , изрядно навеселе, решает вдруг остаться с нами, о чём радостно сообщает и нам и своим спутникам, но стремительно убегает, услышав от нас с Серегой, еще более радостное - Иди на ... Далеко за полночь грязные, замученные и смертельно уставшие заканчиваем работу... Возвращаемся в деревню, отмывшись от глины и едва не съеденные заживо комарами... Не до ужина... Раздавили пузырь и попадали спать...
- На следующий день, отдав кооператорской родне холодильник и за это накормленные и напоенные (естественно компотом, а литрушечка дадена в дорогу), снимаемся с якоря... Находим минский тракторный, выгружаем одну мою пачку с прицепа, ту, которая побывала в озере... Никто даже не взвешивает и не спрашивает почему весь металл в глине. По бартеру дают нам за 10 тонн металла несколько компакт унитазов и раковин-тюльпанов (дефицит в то время), а остальное едем менять в Бобруйск на шины... Жаба начинает придушивать обоих - почему же не сняли несколько листиков металла для домашних нужд и не продали кое что по дороге, чтобы компенсировать физический и моральный вред, нанесенный нам этими треклятыми железяками... В Бобруйск прибыли под вечер... Бизьнесьмен, ехавший с нами, убыл в готель, а мы с корешем только собрались поужинать, как в дверь КАМАЗа постучали... Ребята из Молдавии приглашают нас на ужин с дегустацией своего вина - грех отказываться... Их КАМАЗ с ЗИЛом в кузове стоял неподалеку и был до нас единственным на стоянке у завода. Скооперировались, разложив нехитрую закуску на стреле прицепа... (Жена, собирая мне в дорогу тормозок, любила не без ехидства напомнить, что это обед, а не закуска)... Молдаване принесли арбуз, овощи-фрукты и 10-ти литровую канистру вина... На наше нерешительное - не многовато ли будет на четверых? ответили крылатой фразой из ,, Кавказской пленницы,, - Да что тут пить?!... Вечер обещал быть томным... За разговорами и шоферскими байками, да с тостами за мир и дружбу, время незаметно утекло вместе с вином из канистры. Тут же была доставлена вторая десятка с крепленым - оказалось, что до сих пор мы пили ,,сухарик,,... Лучше бы я умер, съеденный заживо комарами тогда на дамбе, таская металл!!!... Утром, пришедший за нами кооператор, был сражен наповал нашими опухшими, нетрезвыми рожами и, пробурчав что то вроде - ,,Ну вы блин даёте!,, , убыл на завод договариваться насчет бартера... Только к вечеру мы наконец то обрели более-менее человеческий облик и способность мыслить, чувствовать и передвигаться... Хорошо, что бартер, т. е. обмен, в тот день не случился, а был перенесен на завтра. Но поменяли только мои 10 тонн на разнокалиберные шины, а корешек Серега так и прокатал свой металл вхолостую. Вот такой запоминающийся рейс выпал нам с коллегой в незабываемые перестроечные годы, практически на границе со ,,святыми 90-тыми,, ... Когда еще не было рэкета и дорожных бандитов, когда в любом месте - у леса ли, у реки или у моря можно было спокойно и безопасно остановиться, отдохнуть, искупаться и отоспаться, выпить и закусить в доброй шоферской компании, когда все равны и по технике и по благосостоянию... Еще нет крутых дальнобойщиков (да и слова такого еще не придумали), как нет еще и ментов-беспредельщиков ... Еще живы все мои друзья-товарищи, которым не суждено пережить ,,святые 90-ые,, - кто спился, потеряв интерес к жизни и не найдя себя в новых, страшных своей безжалостностью реалиях, кто погиб в бандитских разборках, а кто в горячих точках и межнациональных конфликтах, то здесь, то там вспыхивающих искрами по всему бывшему Союзу и разгорающихся в огненный смерч братоубийственной войны... Еще засыпаешь со спокойной душой и нет еще беспокойных, вызывающих бессонницу мыслей, которые дятлами стучат в темечко - как выжить? где достать деньги на еду? на лекарство родителям? на учебу детям?... Еще все тихо, мирно и пристойно... До развала и раздела на княжества великой страны - СССР, остаётся несколько месяцев...
Много воды утекло с тех пор, уже нет на свете корешка Сереги-царствие ему небесное, ушедшего в 50 лет от инфаркта, много дорог было пройдено мной и множество рейсов в самые разные города и страны, но этот рейс запомнился навсегда, может быть потому, что был таким невезучим или оттого, что был одним из последних в замечательной стране - СССР...