Уже более 100 лет наша страна живёт в системе стандартизированного, коллективного и управляемого государством образования. Представить себе что-то иное, не зная подробностей истории, очень трудно. Интересно, что многие родители, которые перешли на семейное образование в России, прежде всего ассоциируют эту форму с западными странами, в основном с США. Поэтому не удивительно, что и структурируют наши родители обучение дома, часто подражая иностранному опыту.
Однако для меня лично идеал домашнего образования ещё с детства был связан именно с русской традицией, о которой и хочу рассказать.
И хотя я полжизни прожила на Западе, в основном как раз в США, именно русскую, а вовсе не западную систему я взяла за основу в семейном образовании собственных детей.
Вообще-то самый первый привлекательный образ домашнего образование возник у меня ещё в детском саду, когда мама читала нам рассказ про детство Геракла, которого учили домашние учителя, часто проводя уроки на природе.
Ну а позже, уже в школе увлекаясь русской литературой 19 в., я узнала о том, как в России дворяне воспитывали своих детей дома, нанимая для них учителей. И хотя в начале 19 в. это образование в основном просто тупо копировало Западную Европу, насаждая тем самым и инородную культуру и менталитет (недаром Пушкин называл его “проклятым воспитанием”), к середине и, особенно, к концу 19 в. домашнее образование дворян сильно изменилось.
Это связано с несколькими факторами, главный из которых — возникновение новых поколений уже хорошо образованных русских женщин — сначала дворянок, а потом уже и других сословий. Что же делают эти женщины? Получив дома хорошее образование, они, однако, не имеют возможности где-либо применить свои знания, кроме как дома же, но уже для воспитания собственных детей.
Поэтому они начинают брать образование в свои руки, и хотя большинство учителей продолжают выписываться ими из-за границы, они уже сами начинают преподавать некоторые предметы своим детям, а также нанимают русских учителей.
Благодаря активному участию в образовании русских матерей, оно становится более мягким (в противоположность принятой в те времена на Западе муштре), основанном на чутком и внимательном подходе к детям, появляется и индивидуальных подход к ребёнку. Например, некоторые учителя нанимаются для конкретного ребёнка согласно его особенным талантам и способностям.
От редактора: подробнее об этом можно посмотреть в этой статье раздел Сообщество свободных людей
Именно этим женщинам мы обязаны за появление у нас огромного числа ярких и талантливых учёных, инженеров, писателей, государственных и общественных деятелей, артистов, подвижников. Циолковский, Менделеев и многие другие отмечают именно своих матерей как главных источников изначальных знаний и основных ценностей.
В результате, если посмотреть на биографии большинства наших великих людей 19 и начала 20в., практически у всех у них можно увидеть стандартную фразу «получил блестящее домашнее образование». Да, именно так, БЛЕСТЯЩЕЕ! Уже тогда по широте и высоте уровня знаний среди элит, Россия превосходила Запад. Есть много свидетельств о том, как не только образованные мужчины, но особенно русские женщины поражали своей образованностью и эрудицией своих западных собеседников.
Обычно подход был такой: до 11-12 лет дворянские дети воспитывались в семье, в загородных имениях, на природе и просторе, а также среди русского народа. А потом мальчики отдавались в гимназию, что обычно означало переезд в город.
И хотя наши гимназии тоже сыграли огромную роль в научно-техническом и культурном прорыве России к концу 19 в., всё же наиболее ценный фундамент был заложен дома. Почитайте хотя бы воспоминания Станиславского о своём детстве. С какой тоской по дому вспоминал он домашнее образование после того, как попал в гимназию, которая запомнилась ему больше насильственной зубрёжкой!
Вот такое образование я взяла за пример для своих детей
- Конечно, не имея даже близко материальных средств, бывших у наших дворян, я не могла надеяться нанять для детей домашних учителей. Однако, во-первых, я сама имею очень хорошую базу, полученную ещё в СССР — и в школе, и в университете.
- Во-вторых, на начальном этапе мне сильно помогала мама — в прошлом учёный-исследователь.
- В третьих, огромным подспорьем для меня стали наши великолепные и лучшие в мире советские учебники, которые, кстати, тоже имеют свои истоки в 19 в.
От редактора: о том, где взять советские учебники в бумажном платном и электронном бесплатном виде, написано в нашей статье.
Что касается дополнительного развития, то это было проблемой, пока мы жили на Западе — там очень трудно было найти какие-либо приличные кружки дополнительного образования. Кружки у них не отличаются разнообразием, предоставляют очень низкий, дилетантский уровень, да ещё и за большую плату. Однако потом мы переехали на время в Россию и смогли дать детям потрясающее по уровню и широте дополнительное развитие в государственных, ещё оставшихся от советской системы кружках.
Надеюсь, что смогла заинтересовать нашей русской традицией тех, кто мало с ней знаком. Она стоит того, чтобы её продолжать!
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Автор: Полина Крапивина, мама детей на семейном образовании
Читайте также другие наши статьи:
Если школьная учительница не оценила талант ребёнка, поможет СО
Наше интервью: как самому научить ребёнка нескольким языкам?
Ежедневная учёба на СО: за что отвечаю я, а за что — дети
Нет школы — нет друзей? Родители знакомых боялись, что мы убедим их детей перейти на СО
Хотите сдавать аттестацию в школе? Не подписывайте стандартное заявление, укажите свои условия!
Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.