Процесс проектирования легких турбинных крейсеров для русского флота (тип "Светлана"), их достройки и ввода в строй был довольно долгим, и из-за событий в стране затянулся почти на полтора десятилетия, но в итоге, преодолевая множество трудностей, советский флот в конце 20-х годов ХХ века пополнился тремя относительно современными крейсерами. Однако, несмотря на то, что эти крейсера, изначально были заложены почти по одинаковым проектам, они имели определенные отличия. Данная ситуация чем-то приближенно напоминает историю начала ХХ века, когда с одинаковыми тактико-техническими характеристиками было построено три различных внешне крейсера: «Варяг», «Аскольд», «Богатырь». При этом, сразу вспомним, что черноморские крейсера должны были иметь чуть большее водоизмещение – 7600 т против 6800 у своих «балтийских» систершипов. В тоже время это были, как пишет А.Чернышев: «.. легкие и стройные корабли с длинным стройным корпусом».
Если сравнить их ТТХ, но можно заметить, что крейсера незначительно отличались друг от друга по основным размерениям, в основном это отличие касалось длины – черноморские крейсера были чуть длиннее (158,4 м против 166,7 м). В тоже время силуэты балтийских и черноморских крейсеров отличались незначительно. Баковая надстройка балы практически одинаковой, некоторые отличия касались формы труб и расположения вентиляционных раструбов.
В носовой части крейсеров размещались командные помещения, кладовые, центральный пост, турбогенераторы, казематы, погреба. Среднюю часть занимала энергетическая установка, погреба, цистерны Фрама, здесь же размещались и подводные торпедные аппараты (зачем они легкому крейсеру при наличии поворотных палубных ТА – отдельный вопрос). В кормовой части – провизионные погреба, румпельное отделение, артиллерийские погреба, турбогенераторы, кают-компания, жилые помещения и др.
Все вышесказанное в основном касается кораблей достроенных по основному проекту ("Профинтерн" и "Червона Украина"), крейсер «Красный Кавказ» имел существенные отличия в связи с кардинальным изменением вооружения. От первоначального проекта этот корабль сохранил корпус до верхней палубы, бронирование, турбинные отделения, жилые и некоторые другие помещения. Было изменено большое количество корпусных конструкций и архитектура корабля. Значительным изменениям подверглись носовая часть корабля, форштевень, развал бортов; носовая надстройка и треногая фок-мачта были сдвинуты в корму, были ликвидированы носовая труба и носовые котельные отделения. Кормовая грот-мачта стала треногой, была оснащена кормовым КДП и массивным краном для гидросамолетов и торпедных катеров, рядом с ней были установлены катапульты для гидросамолетов. Крейсер получил неповторимый силуэт, выделяющий его среди большинства легких крейсеров не только Советского Союза, но и мира.
Корпуса крейсеров «Профинтерн» и «Червона Украина» были клепаными с полубаком, простирающимся до 50-го шпангоута (у «Красного Кавказа» - до 20-го), кормовой надстройкой и транцевой кормой. Корабли имели две палубы (верхнюю, нижнюю), палубу полубака, две платформы, носовая часть получила ледокольное образование, которое позволяло плавать в битом льду. В носовой части (в баковой надстройке) были оборудованы казематы для четырех 130-мм орудий, еще два каземата были размещены в кормовой надстройке. У «Красного Кавказа» кормовую надстройку с двумя казематами ликвидировали, а внутренние помещения перепланировали. С учетом того, что палуба бака у «Красного Кавказа» была почти на 2 метра ниже, чем на «Червоной Украине», носовая надстройка получила дополнительный нижний мостик, что обеспечило высоту боевой рубки и верхнего мостика равной «систершипам».
Непотопляемость крейсеров обеспечивалось делением корпуса на 22 (у «Красного Кавказа» - 20) водонепроницаемых отсека, наличием водонепроницаемых продольных переборок, второго дна (частично – и третьего), размещением компонентов энергетической установки (турбины, котлы) в автономных отсеках. На крейсерах впервые в отечественном кораблестроении была применена сварка, но ограниченно.
В чем крейсера почти не отличались друг от друга так это системой бронирования. Крейсера имели два броневых пояса и две бронированные палубы (верхнюю и нижнюю). Верхний броневой 25-мм пояс (высотой 2,25 м), был выполнен из листов нецементированной крупповской стали и простирался по всей длине корабля, охватывая борт от нижней до верхней палубы. Главный броневой пояс толщиной 75 мм (цементированные плиты крупповской стали высотой 2,1 м.) располагался ниже и также прикрывал почти всю длину корабля. Нижняя часть главного броневого пояса опиралась на бортовые кромки платформы, а верхняя часть замыкала контур настила нижней палубы. На 125-м шп. (на «Червоной Украине» - 131-шп.) главный пояс заканчивался броневым траверзом толщиной 50 мм.
Бронирование балтийских и черноморских крейсеров отличалось толщиной настила верхней палубы. У «Профинтерна» она имела толщину 20 мм по всей площади, а у «Червоной Украины» на 25% длины в средней части (46-86 шп.) - 25 мм, в нос и корму - 20 мм. Нижняя палуба у всех крейсеров имела толщину 20 мм. Кормовой подзор, начинавшийся от броневого траверза, защищался 25-мм броней.
Как отмечает А.Чернышев: «… броневая защита образовывала два контура. Первый контур ограничивал пространство между бортами и палубами (верхней и нижней), а второй между бортами и нижней палубой. Платформа, замыкавшая последний контур снизу, не бронировалась так как располагалась ниже ватерлинии. Считалось, что первый контур будет защищать от осколков, а второй - от снарядов среднего калибра».
Бронирование крейсеров не ограничилось только бортами и палубами. Элеваторы подачи боеприпасов выше верхней палубы имели 25-мм броневые кожухи из нецементированной крупповской стали, также 20-мм броней защищались кожухи дымовых труб.
Боевая рубка имела вертикальные стены из 125-мм цементированной крупповской стали и 75-мм бронированную крышу из крупповской нецементированной брони. Палубные орудия главного калибра защищались 25-мм броневыми коробчатыми щитами, а стоящие в казематах - башенноподобными щитами. На момент ввода этих кораблей в строй в советском флоте не было других кораблей такого класса, чтобы сравнить качество бронирования крейсеров типа «Светлана» («Профинтерн»). Если же вспомнить их предшественников, например крейсера типа «Богатырь», то бронепалубные крейсера проигрывали в части бортовой защиты, так как не имели бортового броневого пояса, однако по защищенности артиллерии, палубы, элеваторов, рубок, различных кожухов превосходили «светланы», что не удивительно.
Что касается вооружения новых крейсеров, то два крейсера («Профинтерн» и «Червона Украина») получили практически идентичное вооружение (на момент ввода в строй) – 15х1- 130-мм/55 орудий Обуховского завода, 8-9 х1-75-мм/50 зенитных орудий, 11 ТА (2х1 и 3х3 -457-мм), в том числе два - траверзных. В последующем в ходе службы корабли получили дополнительное зенитное вооружение. Например, на «Червоной Украине» в 1941 году вместо 75-мм орудий были установлено три спаренные 100-мм артиллерийские установки Минизини, 6х1-45-мм орудий и 6-12,7-мм пулеметов. В свою очередь «Красный Крым» (как в последующем стал называться «Профинтерн») в 1944 году во составе средств ПВО имел 3х2-100-мм/47 орудий, 6х1-45-мм/46 зенитных пушек 21К, 10х1-37-мм/67,5 зенитных автоматов 70-К, 6-12,7-мм пулеметов.
Размещение орудий на «Профинтерне» и «Червоной Украине» - палубно-казематное. Шесть орудий размещалось в казематах, остальные девять – по бортам на баке и кормовой надстройке, на верхней палубе в средней части корабля, на спонсонах. В бортовом залп «Профинтерна»/ «Червона Украины» могли принять участие восемь орудий главного калибра (53%) из 15, не самое лучше распределение! В то же время, теоретически, строго по носу могли стрелять из семь орудий, в корму – 4-5, что вполне неплохо, и в целом отражало взгляды на применение данных кораблей как «легкие крейсера».
Третий крейсер – «Красный Кавказ» - получил уникальное вооружение, больше никогда не использованное в советском флоте. Его главный калибр состоял из четырех 180-мм орудий Б-1-К в четырех одноорудийных башенных артиллерийских установках МК-1-180. Башни установлены по две в носовой и кормовой части корабля, ступенчато-линейно (так в источниках, хотя обычно такую схему называют – линейно-возвышенной). Средства ПВО нового крейсера первоначально ограничивались только четырьмя 102-мм/45 орудиями Б-2, которые оказались не эффективными. В дальнейшем, в 1934 году эти орудия были заменены на четыре «импортные» 100-мм/47 установки «Минизини», кроме того в ходе войны шло усиление ПВО корабля и другими зенитными средствами. Изменение корпусных конструкций и надстроек позволило оснастить крейсер четырьмя (у систершипов – три) трехтрубными ТА, которые были размещены побортно в средней части корабля.
В качестве главной энергетической установки на крейсере «Профинтерн» смонтировали четырехвальную установку в составе четырех турбин и 13 котлов (на «Червоной Украине» - 14) по линейной схеме: семь котельных отделений, затем – четыре машинных отделения (два носовых и два кормовых). Общая мощность составила 50000 л.с. (55000 л.с.), что обеспечило крейсерам проектную скорость в 29 узлов (29,5).
Интересно, что на «светланах» изначально были установлены турбины разных систем и производителей. Так на «Профинтерне» стояли турбины «Кертис-АЭГ-Вулкан», а на «Червонной Украине» и «Красном Кавказе» - турбины системы ««Броун-Бовери-Парсонс». Эти турбины относились к смешанному (активно-реактивному) типу и были тихоходными, частота их вращения равнялась частоте вращения гребных винтов.
Котельные установки крейсеров также отличались типом котлов: на «Профинтерне» стояли котлы типа «Ярроу-Вулкан», на «Червонной Украине» - типа «Ярроу». Котлы размещались в семи КО по два котла в каждом, за исключением первого на «Профинтерне», где был установлен только один котел. Котлы объединялись в три группы, в соответствии с количеством труб: носовая группа – 1 и 2 котельные отделения с тремя котлами («Червона Украина» - четыре); средняя группа – 3-5-е КО (шесть котлов), кормовая – 6-7 КО (4 котла). На «профинтерне» в двух кормовых котельных отделениях стояли 4 универсальных котла, на «Червона Украине» - 6 универсальных котлов в трех кормовых КО, остальные котлы – нефтяные. На «Красном Кавказе» в связи с размещением носовых башен и их погребов были ликвидированы два КО. В целом, котельная установка «Красного Кавказа» состояла из 10 нефтяных котлов типа «Ярроу» (в пяти КО). Сокращение количества котлов при увеличении водоизмещения потребовало повышения паропроизводительности котлов для сохранения проектной скорости..
Несмотря на «перспективность» проекта, как видим, крейсера типа «Светлана/Адмирал Нахимов» первоначально в качестве топлива использовали и уголь (палубные и бортовые угольные ямы), и нефть (междудонное пространство и бортовые отсеки машинного отделения). Нормальный запас топлива «Профинтерна» - около 500 т (370 т нефти и 130 т угля), полный – 1167 т, на «Червоной Украине» - запас нефти на 52 т больше. По спецификации запас нефти и угля был достаточным для обеспечения дальности 470 миль на наибольшей скорости 29,5 узла или 575 миль на скорости 24 узла.
Во время модернизации все котлы были переведены на нефтяное отопление (угольные ямы ликвидированы), запас топлива составил: нормальный – 700 т мазута, полый/наибольший – 950 т. При полном запасе топлива крейсер (данные для «Красного Крыма», 1944 год) мог пройти 1227 миль (12 узлов), 857 миль (20 узлов) или 756 миль на скорости 22 узла.
Для «Красного Кавказа» нормальный запас топлива составлял 930 т, полный – 1000 т, наибольший – 1050 т мазута. При полном запасе топлива крейсер мог пройти 1490 миль со скоростью 12 узлов или 785 миль на скорости 28 узлов. Довольно скромные показатели, если учесть, что эсминцы типа «Гневный» имели дальность плавания 2720 миль на 20 узлах, и это были еще довольно «скромные показатели», американский «Мэхэн» мог пройти 6500 миль 12-узловых ходом, британский «Икарус» - 5500 миль 15-узловым. Мы здесь специально сравнили крейсера с эскадренными миноносцами, чтобы подчеркнуть разницу для этих кораблей отличных по размерам, сравнение с иностранными крейсерами будет чуть позже. Такие показатели дальности плавания, на наш взгляд существенно ограничивали зону действия крейсеров, но с другой стороны – этого вполне хватало для театра военных действий, где планировалось их боевое применение.
Окончание следует....
Более подробно с особенностями конструкции, ТТХ и боевой службы крейсеров типа "Светлана" вы ВСКОРЕ сможете познакомиться в новом выпуске журнала Navygaming (№2(43)/2021).
Источники: Васюнькин, В. Крейсера Советского Военно-Морского флота. 1856-1917 годы. Часть 1/ В.В.Васюнькин.- СПб: Галея-Принт, 2014.- 152 с.; Крестьянинов, В. Крейсера российского императорского флота. 1856-1917 годы. Часть 2/ В.Я.Крестьянинов.- СПб: Галея-Принт, 2009.- 256 с.; Лисицын, Ф.В. Крейсера Первой мировой: уникальная энциклопедия /Ф.Лисицын. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2015.- 448 с.; Скворцов, А. Крейсер «Красный Кавказ». 1911-1945/ А.В.Скворцов.- СПб: Галлея-Принт, 2005.- 72 с.; Цветков, И. Гвардейский крейсер «Красный Кавказ»/ и.Ф.Цветков.- Л.: Судостроение, 1989.- 264 с.; Чернышев, А. Гвардейские крейсера Сталина – «Красный Кавказ», «Красный Крым», «Червона Украина»/А.А.Чернышев. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013. – 176 с.