Найти тему
Субъективный путеводитель

Греко-буддизм. Что это такое и где искать следы этого феномена?

Термез возник около 2500 лет назад, начавшись с деревеньки примерно на месте нынешнего вокзала, а настоящим городом его сделали греки, укрепившиеся в Бактрии после войны Александра Македонского, так что и название его вполне может значить то, с чем ассоциируется в первую очередь: "термус" - "жаркий". По другой версии, это лишь искажённый вариант греческого "Деметрия" - в самом конце 3 века до нашей эры его основал бактрийский царь Деметрий, перешедший Гиндукуш и покоривший Северную Индию, после чего взялся обустраивать свою ветвь Великого Шёлкового пути вдоль Амударьи в Согдиану.

Но главным, что греки почерпнули из Индии, оказался буддизм, в который они привнесли своё неповтоирмое искусство, не забытое за несколько веков в отрыве от Средиземноморья, и когда из степи пришли тохары, и построили на месте Индо-Греческого царства грандиозную империю Великих Кушан , вновь отвоёванный у парфян Термез остался северным остриём буддийского мира вплоть до исламизации в 9 веке.

От самого словосочетания "греко-буддизм " я стабильно чувстую лёгкий взрыв мозга: где Эллада - а где Будда? И как далеко, при некотором внешнем сходстве, были их идеи: античная бившая через края любовь к жизни во всех её проявлениях и буддийское стремление освободиться от всего на свете. Хотя познания мои в обоих культурах весьма скудны, и может точек пересечения у них гораздо больше? Как бы то ни было, именно греки научили буддистов строить статуи и придумали канонический "человеческий" облик Будды (прежде он изображался лишь абстрактными символами):

-2

В среднеазиатских странах буддизм представлен джунгарскими городищами и петроглифами Казахстана и Киргизии - я из этого видел руины Кент под Карагандой и петроглифы Тамгалы-Тас близ Алма-Аты. В России же есть и "действующие" буддисты - совсем мне не знакомые тувинцы и слегка знакомые буряты (Иволгинский дацан , дацан в Улан-Удэ ) и калмыки (новые хурулы Элисты и утраченные при Советах старые хурулы ), и конечно знаменитый дацан в Петербурге. Это всё северная, "тибетская" ветвь буддизма, а главным оплотом южной ("индокитайской") ветви стала, как ни странно, Украина - там есть вьетнамская пагода в Харькове и основанный адептами боевых искусств монастырь в Черкассах.

-3

Но эти руины и обломки с теми храмами соотносятся примерно как раннехристианские церкви с католическими и православными церквями наших дней. Помимо Сурхандарьи, они есть и в Таджикистане, причём не только в Гиссарской долине, но и в горах Памира .

-4

Ближе к дороге стоит пагода Фаязтепа, отреставрированная пару лет назад. Как и Зурмала, она датируется 1-3 веками, ценнейшие её находки хранятся в историческом музее Ташкента, а нашли её лишь в 1963 годах под слоем наметённых песков.

-5

Вот так в те времена тут выглядели ступы:

-6

Купол ступы высотой 10 метров скрывает внутри ещё одну ступу уже 3-метровой высоты, подозрительно похожую на индуистский лингам Шивы:

-7

Рядом собственно храм из множества дворов, стены которых некогда покрывали росписи:

-8

При виде главного зала с остатками колонн сложно не вспомнить Херсонес , Пантикапей или что-нибудь посредиземномористее:

-9

Рядом - музей Фаязтепы, увы, оказавшийся закрытым.

-10

Ещё один монастырь Каратепа (Чёрное городище) стоит в песках в режимной зоне. Но военные из окружающих его зданий выведены, а мы, видимо, не одни такие, кого местный водитель завозит туда по грунтовкам. По словам нашего шофёра Хаснуддина, уже после поездки сюда, пока мы гуляли по руинам, к нему подъезжали военные на словно из воздуха возникшем УАЗике, задали пару вопросов, всё как бы поняли и укатили. А может, он это присочинил, чтобы набить цену - ну да как говорят на Востоке, "хорошему человеку не жалко". В любом случае без надёжного местного сюда соваться категорически не стоит.

-11

Монастырь Каратепа построен в начале 2 века, и отличается тем, что был полуподземным, а так же очень внушительными размерами - целый небольшой монашеский город. Под навесом - основания ступы:

-12

Ещё одна бывшая ступа скрыта во двориках:

-13

Дворы, коридоры-"улицы", основания колонн - всё знакомо по Фаязтепе, но гораздо масштабнее и подлиннее - не истоптано туристами, не опошлено реставраторами:

Кое-где сохранились даже надписи на многочисленных сменявшихся здесь языках да остатки фресок, но сколько я ни вглядывался в глину стен - нашёл лишь несколько красных пятен. Цветами домонгольской Средней Азии были именно красный и жёлтый:

-15

Пещеры выше по склону:

-16

Да общий вид. Слева можно разглядеть круглый купол Фаязтепы и ещё левее и дальше холмы, которые тут тоже хочется принять за гигантское городище:

-17

Хорошо виден Термез - на удивление приземистый город, над которым безраздельно довлеет многоэтажный хокимият

-18

Вид вниз по Амударье за грозной линией границы. Она течёт здесь на север, и дальше резко повернёт на запад, поэтому виден в эту сторону не Афганистан, а не менее загадочная Туркмения. В дымке синеет Кугитангтау , "Неприступные горы", продолжение Байсунских гор , и возможно видна Айри-баба (3170м), высшая точка Туркмении, там известная конечно же как пик Великого Туркменбаши Сапармурата Ниязова.

-19

И это, хотя и за Амударьёй - а тоже не Афганистан, а лишь Пророчий остров (Арал-Пайгамбар). В его густой зелени стоит мавзолей не знаю точно, каких времён, но над могилой арабского полководца из покорителей Маверанахра. В народе, впрочем, он известен как мавзолей Зуль-Кифль (Святого Ильи) - говорят, раньше в Келифе (это сразу за Кугитангтау) жил один праведник, названный в честь библейского пророка, который, умирая, завещал пустить свой гроб по Амударье. Родня выполнила его просьбу, но гроб вдруг поплыл против течения, встал почти напротив Термеза, и вокруг него из реки поднялся остров. Ныне Арал-Пайгамбар принадлежит Узбекистану, но по факту находится снаружи всех измерений:

-20

А Афганистан - он вот, рядом, за Аму-рекой, распадающейся двумя протоками. Не так давно по меркам этого древнего края по обе стороны реки было единое пространство и даже одно государство, но теперь с этой стороны каналы, дороги, поля, города, а с той лишь мрачные летучие пески. Но всего-то через полсотни километров за теми песками стоит древний Балх (Бактры) и священный Мазари-Шариф, куда Узбекистан недавно протянул железную дорогу.

-21

Это для меня экзотика на Афганистан просто посмотреть с городища - а ведь я знаю десяток путешественников, которые там бывали и не по разу, и возвращались благополучно.

-22