Вокзал - не только ворота Термеза, но и его отправная точка - на месте станции найдены древнейшие на городском полуострове между Амударьёй и Сурхандарьёй археологические находки, и по сути именно железная дорога служит границей Старого и нового Термезов:
У вокзала довольно симпатичный интерьер, а само его здание явный продукт постсоветской реновации "первой волны" - скорее всего, в ближайшие годы его упакуют в голубой фасад с айваном, как у вокзалов Карши , Ургенча или Ташкента . При входе на этот вокзал самый строгий в Узбекистане досмотр, причём мужчин и женщин разводят по разным КПП, и женский гораздо строже: ведь за Амударьёй Афганистан со всеми своими побочными эффектами.
Мы с Сашей тут быстро прошли "мужской" КПП, а Лиду отправили на "женский", и там досмотр был гораздо тщательнее, очередь двигалась медленнее, а саму Лиду и вовсе повели куда-то побеседовать, увидев в её паспорте визу Ирана. Пока мы ждали, подходил крайний срок регистрации билетов (он заканчивается за полчаса до отправления) и в какой-то момент набежала толпа. В суматохе пройдя второй КПП мы вышли в зал ожидания, и тут Саша задал риторический вопрос "А где мой рюкзак?!".
Рюкзак (в котором, к счастью, ничего ценного не было) исчез, и мы тут же побежали к полицейским, которые поначалу реагировали на нас довольно вяло... однако тут в зале совершенно случайно появился крепкий мужичок-военный, с которым я ехал на поезде сюда из Ташкента, и поздоровавшись со мной, о чём-то очень быстро перетёр со стражами порядка по-узбекски, и они заработали веселее.
Пока мы ждали посадки, они прорабатывал записи с камер и таки обнаружили несколько подходивших под описание рюкзаков, унесённых в поезд. С нами сел молодой и подтянутый "уголовник" (оперативник по уголовным делам, в смысле), и вместе с Сашей они ушли искать рюкзак по вагонам... и таки нашли! Оказалось, что его даже не украли, а просто какой-то пассажир схватил его в КППшной суматохе вместо своего, и в своём купейном вагоне сам выставил в проход.
Правее вокзала (если стоять лицом ко входу) - гиперболоидная "шуховская башня" 1920-х годов, столь привычная на среднеазиатских станциях:
Но самое интересное здание станции Термез - домик касс с голубым куполом, особенно при взгляде с платформы: это вокзал старой Бухарской железной дороги, "брата" которого я видел на другом её конце - станции Пролетарабад . Термезскую крепость в 1891 году поставили на границе двух протекторатов - российского Бухарского ханства и британского Афганистана, то есть в точке напряжения Большой игры, где британцы, например, руками якобы непокорных афганцев вполне могли отхватить отрезанную горами Сурхандарью. Ни русский царь, ни бухарский эмир в таком повороте заинтересованы не были, и поэтому помимо торгового Кагана в Бухарском ханстве появился ещё один русский городок - военный Термез. Связь с ним, однако, была ненадёжной, зимой случалось так, что перевалы заносило снегом, а Амударью крыл тонкий лёд, негодный ни для лодок, ни для саней, и потому в 1916 году два русских города Бухарии соединила железная дорога, целиком проходившая по землям эмира через Карши и туркменский Келиф, где тоже сохранился подобный вокзал, но без купола.