Найти в Дзене

СОЛОВКИ: Одиссея Риммы Грековой

Оглавление

Предлагаем "прогуляться" по Соловкам вместе с героями новой повести Натальи ВИШНЯКОВОЙ "Одиссея Риммы Грековой".

Все фотографии предоставлены Натальей ВИШНЯКОВОЙ
Все фотографии предоставлены Натальей ВИШНЯКОВОЙ
– В лям-ку! – прогремел Сергей Владимирович, и мы двинули строй по хорошо утоптанной дороге, мимо уже ставших нам почти родными Шанхая, соседнего с ним Вашингтона, Святого озера и бухты Благополучия, мимо колокольчиков, вольно разросшихся на стенах монастыря между валунами, мимо пасущихся под стенами ленивых рыжих коров, мимо сувенирных лавок и «нашего отеля». Сосредоточенно, не отвлекаясь на чепуху праздного туристического мира, без сожаления о цивилизации, которую мы оставляли на много дней, без жалости к себе и без лишнего груза в виде мягких матрасов, удобных гаджетов и ванных комнат. Хотя, если признаться, ванную я бы оставила.
Нам предстояло обойти весь остров по береговой линии – около ста километров. И, конечно, перед нами, как развернутый свиток, лежали приключения и неведомые опасности.
-2

ПУНКТ 1. ПАМЯТНИК СОЛОВЕЦКИМ ЮНГАМ

Чтобы выйти из поселка, нужно было опять спуститься с холма. Под холмом мы увидели вертикальную стрелку памятника, огороженного цепями...
Внешне памятник выглядел совершенно обычно. Каменную плиту с разных сторон как бы подпирали беспорядочно наваленные валуны. У ее подножия лежал черный якорь. А к самой плите была прибита табличка: «Воспитанникам Соловецкого учебного отряда СФ и школы юнг ВМФ, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.»...
-3
Вечером, когда мы пили чай и ждали песен, Алексей Иванович сказал:
– Посмотрите на этот бережок. Представьте себе, что сейчас осень. Море стало ледяным, темно-серым, жестоким. Над головой низкие тучи. Зябко и тяжело на сердце. Вот сюда, на эти камни, высаживали ваших ровесников – мальчиков, которым предстояло учиться в школе юнг.
– Их что, заставили? – спросил Максим.
– Нет, их никто не заставлял. Это было в 1942-м, шла война, и ребята не захотели отсиживаться по домам. Их родители воевали, и они тоже рвались на фронт. Их привезли сюда, чтобы обучать разным морским специальностям. Кто-то потом стал механиком, кто-то – лоцманом.
– А где же они жили? Здесь же нет ничего! – удивился Гриша.
– Да, здесь ничего нет. Им пришлось самим выкопать себе землянки – в них и жили. Потом построили школу, столовую, клуб...
– Они что, самоубийцы? – высказался Феликс.
– Нет, Феликс – ответил Алексей Иванович. – Они не самоубийцы. Самому младшему было тринадцать, самому старшему – шестнадцать, и им так же хотелось жить, как тебе и мне. Хотелось ходить в школу, есть конфеты, петь песни. А вместо всего этого у них была война. Им так хотелось вернуть счастливую жизнь, и чтобы родители пришли домой, и снова были песни и конфеты, так хотелось приблизить победу, что они поняли: победа зависит от каждого. И что, возможно, они погибнут. Но перед тем, как погибнуть, успеют нанести свой собственный, хоть и маленький, удар по врагу. Им пришлось это понять, понимаешь?
– А потом? Что с ними стало потом?
Алексей Иванович нахмурился.
– Потом они учились и уходили на фронт, воевать. Очень многие погибли.

ПУНКТ 2. БОТАНИЧЕСКИЙ САД

– Дойдем до Макарьевой пустыни – это четыре километра, – объяснял Алексей Иванович, а Петров сверялся по карте, – там привал, сухпай, экскурсия по ботаническому саду. Потом лесом на Толстик. Там у нас ночевка.
Морошка. Её не надо специально выращивать. Она тут и так растет.
Морошка. Её не надо специально выращивать. Она тут и так растет.
На Соловках, в окружении дикого леса и непредсказуемого моря, можно найти места, которые обжиты больше, чем нужно. То есть они не просто обустроены для жилья, но как будто хотят победить Север, сделать вид, что здесь ничуть не суровый край. Вот и в ботаническом саду нам рассказали, как монахи выращивали здесь, совсем близко от полярного круга, и виноград, и персики, и арбузы. Розы здесь цветут и сейчас, а многим яблоням больше ста лет.

ПУНКТ 3. МЫС БЕЛУЖИЙ


– Здесь, на Соловках, так бывает. Только что было солнце – и вдруг туман, выглядываешь в окно, смотришь, там черно от туч, а через полчаса сияет солнце. Такой климат, особенный. Иногда по области прогноз один, а над Соловками совершенно другой. Такая здесь роза ветров. Не будем оглядываться на погоду, – сказал наш руководитель.
Поэтому вечером мы отправились на мыс Белужий. Здесь находится биологическая станция университета. Ученые прямо с суши наблюдают за поведением белух...
Поскольку сейчас было время отлива и вода ушла далеко от берега, мы разулись и смогли по дну перейти на остров Белужий, где стоит вышка наблюдателей и откуда больше шансов увидеть белух.
-5

ПУНКТ 4. ВОЛЧЬЕ ОЗЕРО

-6
Мы решили немного продвинуться вперед и поставить лагерь на берегу Волчьего озера. Судя по карте, тут много «звериных» названий. В пару к Волчьему озеру пойдет Заяцкий остров, есть озера Щучье и Плотичье, Лебяжье и Лебединое, Гагарье, Чайка, Баранье и – почему-то Козий Рог. Вообще, с именами озер на Соловках всё просто: Банное, Питьевое, Морошкино. Есть озеро Рассветное и Светлый луч, есть Синьозеро и Куйкины озера, есть Гремячье, есть Архимандритское и Игуменское, Торфяное, Каменное и Песочное. Грязное, Зеркальное, Угольное – не имена – характеры! Карту Соловков можно читать, как сказку: губа Долгая, губа Грязная, губа Соленая и Кислая, мыс Тонкий, мыс Толстик, залив Березовый… Неужели мы всё это увидим своими глазами?..
-7
Наконец мы забрались на самую вершину Секирной горы. Отсюда видно, что внизу, на много километров вперед до самого горизонта простираются густые и высокие хвойные леса. Если раньше, когда мы поднимались, я задыхалась, то теперь от этого вида на просторы я вообще забыла, что умею дышать. Когда смотришь на мир снизу, кажется, что он маленький – и ты маленький тоже. А когда чуть-чуть поднимешься, хоть на семьдесят семь метров над уровнем моря, как здесь, на Секирке, – оказывается, что мир просто огромный, и ты тоже выглядишь значительнее.
И еще в таком месте появляется чувство родины. Словами его не передать, это точно...
Спускаться отсюда мы должны по деревянной лестнице с перилами. Конец ее терялся в неизвестности...
– Двести девяносто четыре ступени!..
...Как-то незаметно я оказалась самой последней. Сергей Владимирович сказал, что здешняя церковь – это маяк, причем самый высокий на Белом море. Вот я и засмотрелась, представляя, как светятся окошки над куполом, когда стемнеет...

НА СОЛОВКАХ НЕТ ЗМЕЙ!

-8
Максим, вереща, прыгал на одной ноге по камням и тряс другой, как заслуженная балерина. К ноге что-то пристало. Что-то, что зеленело и шевелилось. Что-то, что тряслось и извивалось. Словом, что-то гадкое и ужасное.
Но чтобы узнать, что это, нужно было поймать Максима и заставить его остановиться. Это было непросто.
– Оно прицепилось! – орал Максим, выделывая всё более сложные балетные па.
Мы пытались как-то убедить его не паниковать. Или хотя бы заткнуться. Ноль внимания.
– Сейчас оно его укусит, и мы будем отсасывать яд по очереди, – шёпотом сказал Вася.
Стоящая рядом Лера зашипела и заплевалась во все стороны.
– На Соловках нет змей! – продекламировал Илья-маленький.
– Тогда что это? – удивился Вася.
– Кажется, я знаю, что, – зловеще произнесла Таня. – А ну стоять!
Максим имел шансы сбежать от медведя или кабана. Но от учителя физкультуры не уходил еще ни один ученик седьмого класса. Таня схватила его за плечи и остановила в полете. Нога застыла. И мы увидели, что за страшное чудовище атаковало Максима.
Это был… фукус! Фукус – местная водоросль, жутко полезная. Растет здесь везде. Не понимаю, чего Максим так разорался, он же его сто раз видел в воде. Таня продолжала фиксировать пленника. Макс подергивался, но тщетно. Водоросль вольно свисала с его поднятой ноги.
– Внимание! – сказала Таня. – Посмотрите все. Фукус пузырчатый. Он же – царь-водоросль. Он же – морской виноград. Он же – морской дуб. Эти водоросли кормят и лечат. Например, выводят из организма тяжелые металлы. Укрепляют иммунитет. Это подарок для сердца, для желудка, для сосудов и щитовидной железы. Кладезь витаминов.
– Между прочим, ирландцы, – вставил Алексей Иванович, – как-то во время голода выжили только благодаря фукусу.
– А как они его готовили? – заинтересовалась Кира.
Действительно, вдруг нам тоже придется выживать! Молодец, Кира, мыслит по-деловому!
– Просто добавляли во всё. Стало интересно. Допустим, мы на острове и нас отрезало от цивилизации. Наловим мидий, насобираем ягод, корешков каких-нибудь, добавим фукус… Не пропадём!
-9

ПУНКТ 5. ПЕРЕГОВОРНЫЙ КАМЕНЬ

– Смотрите! – закричал Илья-маленький. – Здесь какая-то плита…
Он боязливо поглядывал на свою находку.
– Могильная? – спрашивал он у взрослых, с испугом заглядывая им в глаза. – Я нашел могилу?
Взрослые хранили таинственное молчание. Гриша попытался разобрать буквы на плите:
– Зри сие… – чтобы легче было прочитать слова, он водил рукой по рисунку букв. – Во время войны Турции – ух ты! – Франции, Англии и Сардинии с Россией… здесь был переговор Настоятеля… арх… архи… Не могу прочитать.
– Архимандрита Александра с английским офицером, – помог Сергей Владимирович.
– Что это? – шепотом спросила Юля.
– Это, ребята, переговорный камень. На этом месте полтора столетия назад стоял архимандрит Александр и ругался с англичанами.
– Чего ругались-то? – деловито заинтересовался Петров.
– Англичане хотели пополнить провиант и потребовали у монастыря быков. Заплатить предлагали.
– Дали? – с тревогой спросил Максим.
– Не дали. Не было. Были коровы, но, если их отдать, нечем будет самим кормиться.
– И чего? Пришлось сражаться?
– Да нет, не пришлось. Офицер сказал, что коров отнимут силой. Архимандрит Александр на это ему ответил, что, если кто посмеет сойти на берег, всех коров перережут собственными руками и выбросят в море.
– Молодец! – похвалил Петров. – А англичане?
– А англичане решили не связываться. Но все-таки прихватили монастырские дрова. Хоть что-то, так сказать… Да, а в память о событии на этом месте поставили плиту.
Вот это да! Здесь, куда ни шагни, история прямо под ногами. В прямом смысле.

Да, это верно. На Соловках история и правда повсюду. И в одной небольшой статье не рассказать даже обо всех тех местах, которые увидели во время похода Римма и ее друзья.

-10

Поэтому лучше, если вам понравились отрывки, прочитайте всю повесть! И непременно поделитесь с нами впечатлениями!

-11