Дорогие подписчики! Если вам не трудно, пройдите маленький опрос в конце статьи. Он поможет мне определиться с темой ближайших постов.
В 2008 году Глеб Панфилов экранизировал драму Островского "Без вины виноватые" - одну из его "театральных" пьес.
О них я как-нибудь напишу, если вам интересно, а пока - о заинтересовавшем меня забавном моменте на 29:57.
Перед нами прием "театра в театре". Герои фильма - актеры провинциального театра - играют драму. Мы застаем самый финал ее. За спектаклем наблюдает "брошенный" сын актрисы Кручининой Незнамов (его играет сын Панфилова и Чуриковой Иван), переживаниям которого созвучен сюжет пьесы.
Что демонстрирует эта сцена?
Эта остроумная вставка очень порадовала меня. Итак, разберемся, что же здесь происходит?
Местные актеры Коринкина (Амалия Мордвинова) и Петя Миловзоров (Дмитрий Певцов) - артисты средней руки, поэтому их пафос, их заученные жесты и интонации смотрятся смешными и нелепыми. А приглашенная звезда Кручинина (Инна Чурикова) - талантлива, поэтому даже в такой напыщенной эстетике она выглядит живой, а ее игра трогает.
Что же это за театральная эпоха и что играют актеры?
А играют они романтическую пьесу Карла Гуцкова "Ричард Сэведж, или Мать и сын". Пьеса была написана в 1839 году, а на русском языке опубликована в 1845.
Драма основана на реальной истории поэта 18 века Ричарда Сэвиджа (в русском переводе он стал Сэведжем) – только очень поэтизированной. Здесь есть все приметы романтической драмы: сильные противоречивые страсти, яркая необычная личность, бросающая вызов обществу и миру. Поэт Ричард Сэвидж обнаруживает тайну своего происхождения: он незаконный сын высокопоставленной и гордой леди Меклсфильд. Сэвидж одержим идеей обрести мать, но та отвергает его, как воспоминание о грехе юности, и отрицает их родство. После всяческих превратностей судьбы Сэвидж умирает в нищете. Раскаявшаяся леди приходит к его смертному одру, и мать и сын мирятся. В финале вбегают влюбленная в Сэвиджа актриса леди Эллен и его друг Стиль – они добились в Парламенте признания Сэвиджа сыном леди, но слишком поздно.
Интересный факт: и в этой пьесе тоже использован прием театра в театре. Так что у Панфилова получается невольная или вольная "матрешка сюжетов", загибайте пальцы: брошенный сын смотрит пьесу с участием своей матери, где мать, бросившая своего сына, смотрит его пьесу про мать, не бросившую своего сына. Этот момент, конечно, в фильм не вошел, но сам факт занятен!
В то время, когда происходит действие фильма (думаю, начало 1880-х) романтическая драма еще была популярна. Но ее каноны и приемы стали вырождаться в мелодраматизм.
Достаточно только сравнить, как написаны пьеса Островского – и драма Гуцкова. А ведь "Без вины виноватые" внешне строится по канонам мелодрамы и сюжетно повторяет схему "потерянный и найденный ребенок", которую использует Гуцков. Но речь героев у Островского проста и не вычурна, а мелодраматические ситуации постоянно "снижаются" бытом и реалиями, современными автору. Начиналось главенство реализма - этот термин сейчас стали оспаривать, но пока для ясности будем использовать его.
Соответственно, актерское искусство того времени тоже стало отходить от канонов классической трагедии и драмы эпохи романтизма и двигаться в сторону жизнеподобия. Хотя средний зритель того времени еще мог спокойно их воспринимать, "канонические" жесты Коринкиной и патетика ее партнера, по замыслу режиссера, просто смешны. Текст Пети Миловзорова не "прожит", не идет от сердца, а потому Петя постоянно путается и заговаривается на сложных словах.
Поэтому получается, что искреннее страдание Кручининой резонирует в глазах зрителя с переживаниями Незнамова в зале. А архаичный текст и формальная игра ее коллег оттеняют драму, происходящую с матерью и сыном в реальности и создают к ней контрапункт. Прием контрапункта подчеркивает здесь значимость реальных чувств героев.
Конечно, все это - условное представление о театре того времени, этакий милый шарж, преследующий не просветительские цели, а художественные задачи режиссера. Но мне было приятно встретить в фильме этот забавный - и, надо сказать, не злой - привет романтическому театру.
©Ольга Гурфова
Мне бы очень хотелось порадовать вас новыми интересными постами. О чем из истории русского театра вам хотелось бы почитать в ближайшие недели?
--
<<Следующий пост | Предыдущий пост>>
Удобный путеводитель по моим постам - здесь .
--
Спасибо моим читателям!
Если вам понравилась статья, буду очень благодарна за комментарии, лайки и перепосты. Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме – и получайте больше историй о театре и кино!