Найти в Дзене
Манжета театроведа

"Без вины виноватые" Глеба Панфилова 2008 года. Самый интересный для меня момент в фильме

Оглавление

Дорогие подписчики! Если вам не трудно, пройдите маленький опрос в конце статьи. Он поможет мне определиться с темой ближайших постов.

В 2008 году Глеб Панфилов экранизировал драму Островского "Без вины виноватые" - одну из его "театральных" пьес.

О них я как-нибудь напишу, если вам интересно, а пока - о заинтересовавшем меня забавном моменте на 29:57.

Перед нами прием "театра в театре". Герои фильма - актеры провинциального театра - играют драму. Мы застаем самый финал ее. За спектаклем наблюдает "брошенный" сын актрисы Кручининой Незнамов (его играет сын Панфилова и Чуриковой Иван), переживаниям которого созвучен сюжет пьесы.

А.Мордвинова, Д.Певцов
А.Мордвинова, Д.Певцов

Что демонстрирует эта сцена?

Эта остроумная вставка очень порадовала меня. Итак, разберемся, что же здесь происходит?
Местные актеры Коринкина (Амалия Мордвинова) и Петя Миловзоров (Дмитрий Певцов) - артисты средней руки, поэтому их пафос, их заученные жесты и интонации смотрятся смешными и нелепыми. А приглашенная звезда Кручинина (Инна Чурикова) - талантлива, поэтому даже в такой напыщенной эстетике она выглядит живой, а ее игра трогает.

Что же это за театральная эпоха и что играют актеры?

А играют они романтическую пьесу Карла Гуцкова "Ричард Сэведж, или Мать и сын". Пьеса была написана в 1839 году, а на русском языке опубликована в 1845.
Драма основана на реальной истории поэта 18 века Ричарда Сэвиджа (в русском переводе он стал Сэв
еджем) – только очень поэтизированной. Здесь есть все приметы романтической драмы: сильные противоречивые страсти, яркая необычная личность, бросающая вызов обществу и миру. Поэт Ричард Сэвидж обнаруживает тайну своего происхождения: он незаконный сын высокопоставленной и гордой леди Меклсфильд. Сэвидж одержим идеей обрести мать, но та отвергает его, как воспоминание о грехе юности, и отрицает их родство. После всяческих превратностей судьбы Сэвидж умирает в нищете. Раскаявшаяся леди приходит к его смертному одру, и мать и сын мирятся. В финале вбегают влюбленная в Сэвиджа актриса леди Эллен и его друг Стиль – они добились в Парламенте признания Сэвиджа сыном леди, но слишком поздно.

Интересный факт: и в этой пьесе тоже использован прием театра в театре. Так что у Панфилова получается невольная или вольная "матрешка сюжетов", загибайте пальцы: брошенный сын смотрит пьесу с участием своей матери, где мать, бросившая своего сына, смотрит его пьесу про мать, не бросившую своего сына. Этот момент, конечно, в фильм не вошел, но сам факт занятен!

В то время, когда происходит действие фильма (думаю, начало 1880-х) романтическая драма еще была популярна. Но ее каноны и приемы стали вырождаться в мелодраматизм.

Сцена из романтической драмы А.Дюма-ст. "Антони"
Сцена из романтической драмы А.Дюма-ст. "Антони"

Достаточно только сравнить, как написаны пьеса Островского – и драма Гуцкова. А ведь "Без вины виноватые" внешне строится по канонам мелодрамы и сюжетно повторяет схему "потерянный и найденный ребенок", которую использует Гуцков. Но речь героев у Островского проста и не вычурна, а мелодраматические ситуации постоянно "снижаются" бытом и реалиями, современными автору. Начиналось главенство реализма - этот термин сейчас стали оспаривать, но пока для ясности будем использовать его.

Соответственно, актерское искусство того времени тоже стало отходить от канонов классической трагедии и драмы эпохи романтизма и двигаться в сторону жизнеподобия. Хотя средний зритель того времени еще мог спокойно их воспринимать, "канонические" жесты Коринкиной и патетика ее партнера, по замыслу режиссера, просто смешны. Текст Пети Миловзорова не "прожит", не идет от сердца, а потому Петя постоянно путается и заговаривается на сложных словах.

Поэтому получается, что искреннее страдание Кручининой резонирует в глазах зрителя с переживаниями Незнамова в зале. А архаичный текст и формальная игра ее коллег оттеняют драму, происходящую с матерью и сыном в реальности и создают к ней контрапункт. Прием контрапункта подчеркивает здесь значимость реальных чувств героев.

Конечно, все это - условное представление о театре того времени, этакий милый шарж, преследующий не просветительские цели, а художественные задачи режиссера. Но мне было приятно встретить в фильме этот забавный - и, надо сказать, не злой - привет романтическому театру.


©Ольга Гурфова

Мне бы очень хотелось порадовать вас новыми интересными постами. О чем из истории русского театра вам хотелось бы почитать в ближайшие недели?

--

<<Следующий пост | Предыдущий пост>>

Удобный путеводитель по моим постам - здесь .

--

Спасибо моим читателям!

Если вам понравилась статья, буду очень благодарна за комментарии, лайки и перепосты. Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме – и получайте больше историй о театре и кино!