Найти тему
История войн и оружия

VK 3002 (DB) - немецкий Т-34 от фирмы "Даймлер Бенц"

"Пантера" наряду с "Тигром" самый известный немецкий танк второй мировой войны.

После вторжения в СССР неприятным сюрпризом для немцев стали новые советские танки Т-34, немецкая промышленность теперь должна была создать свой ответ.

Трофейный Т-34
Трофейный Т-34

Конечно, Т-34 не был идеальной машиной. С ходу можно назвать следующие недостатки Т-34: теснота боевого отделения, из-за чего командир танка исполнял обязанности наводчика, отвлекаясь от руководства боем как своей машины, так и вверенного ему подразделения. Двигатель, легендарный В-2 был тогда еще недоведен. Подвеска была устаревшая "свечная", унаследованная у танков БТ (Кристи). Ослабляли лобовую броню "яблоко" пулемета и люк механика-водителя в лобовом листе корпуса.

Трофейные Т-34 с командирской башенкой. Обзор из советского танка-оригинала был плох.
Трофейные Т-34 с командирской башенкой. Обзор из советского танка-оригинала был плох.

В Германии о перспективных танках думали, с 1937 г. фирма "Хеншель" работала над 30-тонным танком. 18 июля 1941 г. фирма "Рейнметалл" работала над 75-мм длинноствольной пушкой, которая должна была пробивать 140 мм броню на дистанции 1 000 м. 25 ноября фирмы "Даймлер Бенц" и "МАН" получили заказ на 35 тонный танк.

Новая перспективная машина получила условное название "Пантера", она должна была иметь ширину до 3 150 мм, высоту 2 990 мм, иметь двигатель мощностью 650 - 700 л. с., броня - 40 мм под углами к вертикали, максимальная скорость - 55 км/ч. На бездорожье машина должна была использовать широкие гусеницы. Она должна была получить длинноствольную 75-мм пушку. Снаряды должны были достигать начальной скорости 1 120 м/с, что позволило бы им пробивать 150 мм гомогенной брони.

Танк должен был получить два 7,92-мм пулемета: один спаренный с башенным орудием, а другой в лобовой броне корпуса.

Макет танка VK 3002(DB) в первой версии. Фото Aviarmor.net. Тут хорошо видно, что обезьянья копия Т-34 не лучшее решение, башня советского танка была смещена вперед не по какой-то разумной причине, а потому что двигатель стоял не вдоль, а поперек.
Макет танка VK 3002(DB) в первой версии. Фото Aviarmor.net. Тут хорошо видно, что обезьянья копия Т-34 не лучшее решение, башня советского танка была смещена вперед не по какой-то разумной причине, а потому что двигатель стоял не вдоль, а поперек.

Проект "Даймлер Бенца" внешне напоминал Т-34, с него скопировали компоновку (расположение моторно-трансмиссионного отделения в корме, отделение управления и боевое отделение впереди) и ведущие колеса в корме.

Машина имела по четыре опорных катка с тремя поддерживающими роликами на каждой стороне.

Башня танка состояла из двух прямых листов, лобового и кормового и два изогнутых бортовых. Сверху экипаж защищался крышей с командирской башенкой у левого борта.

Разработали для нового проекта броневую маску пушки необычной формы. Она имела многоугольное сечение и увеличенную верхнюю часть.

Экипаж должен был состоять из 5 человек. Мехвод, стрелок-радист в передней части корпуса в отделении управления. Садились в машин через круглые люки в передней части бортов. Во лбу корпуса люк как у Т-34 не вырезали.

В боевом отделении, внутри башни сидели три других танкиста. У левого борта друг за другом были наводчик и командир. Справа был заряжающий. Большая часть свободных объемов отдавалась под размещение боеприпасов. Люки имелись на командирской башенке и на бортах кормы.

Длина машины была 6 м, ширина - 3,2 м, высота - 2,69 м. Весить он должен был 30 - 34 т. Он должен был с помощью 650-сильного двигателя разгоняться до 56 км/ч, запас хода по расчетам должен был быть 195 км. Предполагалось поставить дизель "Даймлер Бенц" MB 507.

В начале февраля 1942 г. начали строить прототип VK 3002 (DB), а четыре недели спустя Гитлер приказал министру вооружений Шпееру заказать 200 машин. Но специалисты управления вооружений вермахта предпочли проекты фирмы "МАН" VK 3002(M), сочли их машину более перспективной и не такой похожей на Т-34. На фронте немецкие войска могли открыть огонь по своим же, из-за сходства нового танка с Т-34.

13 мая 1942 г. проект "Даймлер Бенц" был окончательно отброшен. Фирма прекратила постройку прототипа. К тому времени был готов только бронекорпус и некоторые элементы внутреннего оснащения.

"Даймлер Бенц" не согласился с мнением заказчика и к концу мая, выкатил второй варант машины.

Макет второго варианта танка. Фото Aviarmor.net
Макет второго варианта танка. Фото Aviarmor.net

Во втором варианте танка 8 опорных катков располагались в шахматном порядке, блокировались по два и имели листовые рессоры, как упругий элемент подвески. Сама подвеска должна была быть торсионной. Вместо дизеля, что создало бы сложности в снабжении, так как немецкие танки потребляли синтетический бензин. Хотели поставить карбюраторный Maybach HL 210 P45 мощностью 650 л.с.

Толщину лобового листа увеличили до 80 мм.

Но решение командования осталось неизменным.

В середине корпус VK 3002 (DB)
В середине корпус VK 3002 (DB)

Корпус танка провалялся на заводе "Даймлер Бенц" и в 1945 г. был отправлен на разделку.

Спасибо за прочтение.

Источник. Проект среднего танка VK 3002 (DB), Германия.