Октябрь. Отпуск. Сводки о заражённых. Напряженный вопрос с поездкой. Билеты куплены, но... Мониторинг ситуации в Москве. Ехать - не ехать, вот в чем вопрос... Пока есть время, едем в Вытегру на болото - думать.
Собираю по ведру в день, не густо. В этом году на клюкве много не заработаешь...
Задумчиво жую природный антибиотик... Приходит гениальная в своей простоте мысль: не получается заработать, нужно потратить с удовольствием! Осенняя красота весьма способствует размышлениям о жизни.
Решено. Едем! Тратить деньги ! Тем более и билеты на руках. А дальше - будь что будет! Ура! И в знак одобрения, косяк перелетных гусей сложил в небе каллиграфию: "Л М" (мои инициалы)
Муж, засмотревшись на эти фокусы в небе, насмешливо протянул: "Ла-адно, прогиб защитан, везет тебе, Лена... "
А пока, шатаемся лесами- болотами. Собираем грибы-ягоды. Кроме нас, там же шатается еще один любитель бруснички, наваливший нескромную кучу. Находим челюсти.
Настораживающая находка. Белеющие челюсти не очень-то располагают к дальнейшим изысканиям, и наводят на думы что в этом буреломе мы не одни. Как- то тревожно и боязно беззаботно пинать поганки, когда поблизости бродит прибуревший хозяин и поганок, и брусники, и легкомысленно гуляющей по лесу живности . Кому-то уже не повезло: не лязгать больше зубами от страха, не пережевывать травушку-муравушку и прочие корешки. Интересно, кто те челюсти потерял? Лось? Главное не последовать его примеру. Пойдём-ка мы отсюда, по-добру по-здорову.
Едем в легендарную Кему, ту самую, что осталась в моей памяти как сказочно- богатое на природные дары "Эльдорадо" , где нет проезжих дорог, но, есть путь. Где леса густы и непуганы звери. Где видимо-невидимо грибов, а ягода черника- словно виноград. Где живописная река Кема бурлит рыбой, а исполинские комары, словно фашистская эскадрилья, заставляет отступать с речных позиций в домашнее тепло. Где мало людей, но, те что есть- душевны и гостеприимны. Так было четверть века назад ... Так было.
Едем старой дорогой, через известные еще с юности озёра Иван Постный и Корбозеро. Молодой девчонкой бывала я тут, и дорога уложенная плитами уютно петляла через лесные распадки. Я ходила здесь пешком, и каталась на велике. Бывала июльским днем, и черной августовской ночью. Я знаю эти места. Нынешнее же "теперь" будто из фильма -катастрофы, о гибели планеты. "Теперь" я в ужасе разглядывала тянущийся вдоль дороги кошмар живописца, ибо живописать больше нечего.
Леса нет. Есть сплошные многокилометровые вырубки по обеим сторонам дороги.Там, где когда-то пели птицы и шумел бор, теперь траурно облетает кладбищенские владения одинокий ворон...Пеньки, коряги, все раскурочено, черная вода...
Лес вывезен, ничего не убрано, оставлена ЖУТЬ. Так стало. На ум приходит Хиросима...Осень славится своей печальной красотой. Здесь же: что осень, что весна, что лето, все едино - мертвая зона. Только зима саваном прикроет то что натворили люди. Так стало... Больно смотреть на все это, помня как было. Обидно. Наверно, только после войны можно увидеть подобный хаос и разор. Врагам же всё равно, что останется после них. Интересно, кто так безнаказанно хозяйничает на наших территориях? Что за мразь бесчинствует, калеча нашу природу? Чем будут любоваться наши дети?... Слушать наши рассказы? Добрались даже до заповедных кемских лесов. Там где стоял дремучий лес - загажено, лесовозные дороги.
Проезжая нетронутые участки, горько любуюсь осенней красотой, неужели и эти леса ждет та же участь?
Осенью каждое дерево индувидуально. Это желтое, другое красное, следующее дымчатое, там темнеет теплой мохнатой шалью матушка-ель, тут березка роняет листья, там осинка дрожит, здесь рябинка алеет. А все вместе смотрятся пронзительной осенней акварелью.
Как написал в книге "Ветры, ангелы и люди" мой любимый Макс Фрай: "Осенью мир становится пронзительно прекрасен, гулок, звонок и полон собой... Осень преподносит человеку щедрый дар – науку умирать, мы все знаем об этом, только мало кто признается себе, чему учится каждую осень, пока золото всех небес изливается к нашим ногам, и лишь коснувшись земли превращается в сухую листву."...
Макс Фрай
В Кеме, в д. Великий двор была тёплая встреча мамы и ее дяди - Тришкина Николая Васильевича. 50 лет не виделись...
Целая большая жизнь. Прогулялись по деревне, вспоминая. Эти края теперь освоили попы и москвичи. Со слов Николая Васильевича, на озере до 40 лодок на берегу, а сколько еще на воде...
В соседнем доме круглый год живет переехавший москвич, у которого какой только техники не пригнано: от трактора до квадроцикла. Сделали дорогу, и Кема из труднодоступной стала просто доступной. Попив чайку, угостившись вкуснейшей копченой щучкой мы раскланялись и отбыли восвояси. Потом выяснилось что мама забыла у д. Коли одну вещь. Значит увидятся вновь...
А мы продолжали исследовать болота. Может кто-то думает что болота − это грязь, трясина. Но на самом деле это далеко не всегда так. Есть болота низинные, как Залитое, туда, как ни уговаривай, я не пойду- бывала в детстве, страшно. Вот там точно есть трясины и пропадают люди. А есть верховые, как на Ковжском озере, где мы и ползаем. Трясины тут нет. Но вода есть, в низких сапожках не пройдешь,
нужны бродни.
Может для кого то будет откровением, но мох-сфагнум, растущий на болоте, обладает антисептическими свойствами, зная о которых, люди использовали его в тяжелых военных условиях, когда не было лекарств. Болота вообще кладезь полезных растений.
А мы, пересев с машины на лодку, взревев мотором, шпарим по озеру, и ветер-вмордудуй холодит лицо, выбивая слезу.
Не простудиться бы. Однажды, на середине озера, мы чуть не утопили нашу Yamahu, но все обошлось. Леша мертвой хваткой вцепился в своего пламенного друга, не позволив ему пропасть в глубинах озера.
Объезжаем лизьмы.
Лизьма - местное словечко, означает заболоченный участок озера, ложный берег. Не по всякой лизьме можно пройти - топко. Мы ходим как по водяному матрасу - земля под нами ходуном.
Избегаем открытых окон,
ориентируемся на растения. Я заметила что там где растет осока, камыш, сабельник, скорее всего, вода - не стоит и соваться. Крепче всего ноге, на красноватых жестких кочках. Если иду и чувствую что начинаю проваливаться, отступаю назад и сворачиваю туда, где растут болотные кустарнички − багульник, андромеда, где спасительные жесткие кочки красного мха.
А ежели иду следом за мужем, надеюсь что там где прошел он, пройду и я. Но, как оказалось, не факт. Однажды наступила в след и почувствовала что проваливаюсь. Ух, сердце забилось! Давай скорей ноги вытаскивать и ходу! Лишь бы не задерживаться подолгу, там где зыбко. Собираем ягоду. Время от времени зову Лешу.
— Я не Леша, я болотное чудище. Я съело твоего Лешу. - откликается мой муж. Обожаю его! Пусть бывает мы и ссоримся, но кто не ссорится? Поссорились -помирились, и все дела.
Идти по болоту трудно, ноги вязнут. А растущий рыхло светло- зеленый мох, опасен так же, как и открытые окна воды. Двоюродный брат, однажды, провалился по пояс, ступив на казалось бы, заросший мхом, участок. Так что, повторюсь если доведется оказаться на болоте, держитесь кочек с красным жестким мхом, вересковых кустарников, таких как багульник, андромеда - они растительные ориентиры, где можно пройти.
"Андромеда.В нем слышится голос созвездий,
Синий свет метеоров, сгоревших во мгле,
Он как души героев, пропавших без вести,
Свою боль навсегда завещавших Земле.
И когда над землёй бродит ночь-невидимка,
Осыпая созвездья в камыш и осот,
Это имя всплывает мерцающей льдинкой
Над холодным простором бездонных болот. "
https://altzapoved.ru/info/publikatcii/zametki-dendrologa/podbel.aspx
Такие у нас развлечения. Временами шел дождь. Тоскливо. В лес не пойдешь - не совсем же я маньяк. Сижу дома, смотрю всякую муть в телевизоре... Хорошо что у меня в Анненском есть давняя подружка, а так бы совсем мрак. Сходила к ней в гости, погоняли чайку, поболтали за жизнь. Приветливая девчонка, радушная. Вот уже и жить веселее!
Съездили в Вытегру. Дорогой тормознули- увидели лебедей.
Как в сказке. Белоснежные, величавые, жаль не успела сфотографировать пока ближе были. Мамочка увела молодь в заросли, а папаня отвлекал внимание на себя, неспешно уплывая в другую сторону от семьи. Настроение - ввысь! Значит не все потеряно, когда такие птицы находят приют в наших краях.
А Вытегра похвасталась набережной.
— Тут утки плавают! - обрадовалась я.
— Тутутки плавают? - веселится Леша.
Купили булку, скрошили нескромным в отличии от лебедей попрошайкам. Они тут совсем непуганные. Вышли из воды как древние существа, переваливаясь, прошлепали босиком по деревянным настилам и смело кормятся прямо с рук. Наши череповецкие, с Серовки и Ягорбы, хоть и городские, но совсем не такие отчаянные. Видя удачливось водоплавающих, под уток косят и голуби, затесавшиеся в стаю.
— Мне знаешь чего хочется, - делится сокровенным желанием Леша, - Пнуть голубя под ж*пу, чтобы он свалился с причала.
— М..даа, Леша, гуманность не твой конёк.
Среди обычных уток плавает белоснежная, намного крупнее их, с красными глазами.
Ее охотнее подкармливают люди. Может в отместку за это другие прогоняют ее, задирают. Как белая ворона. Вот так вот. Вывод: хочешь хорошо жить, не выделяйся из серой массы. Или живи гордой белой птицей, но в одиночестве...
Так и прошла половина отпуска.
Но до чего-ж хороша природа в октябре!Утром трава в инее серебром искрится. Ступаешь - хрустко. Деревья, словно корабли-призраки, из тумана выплывают. Щемящей восторженной тоской приковывает взгляд лес - последняя поздняя красота. Краски такие, что глаз не оторвать!Медь и золото!И хвойная дремучая зелень... Высоко в небе прощаются журавли. А воздух уже студеный - вкусный... Впереди - безмолвие зимы...
Вернулись в город, уладили кое-какие проблемы и я, в предвкушении путешествия, облетела магазинчики и лавочки, прикупая обновки. Опять процитрую М. Фрая:
"Осенью нужно покупать побольше обновок на зиму и даже на весну, хотя именно осенью возня с одеждой кажется глупой, осенью каждый день как последний, или даже не «как» – вот именно поэтому......Покупать обновки следует просто для равновесия, настойчиво напоминать себе, что будущее, которого нет, хотя бы теоретически возможно, изобретать нелепые гарантии, брать заложников – белый свитер специально для января, алый шарф станем носить в феврале, когда все прочие устанут нас согревать, а самые лучшие в мире ботинки изумрудного цвета, на тонкой подошве можно будет надеть лишь в апреле, не раньше, и каким надо быть идиотом, чтобы теперь не дожить до весны." М. Фрай
Люблю этого писателя.
Однако, форс- мажорные обстоятельства оказались сильнее, и наша поездка отменилась. Билеты сдали. Эх, что за напасть - то такая, 2020? Подрезали крылья. Вместо взлетной полосы черная. В таком случае - дача в помощь, буду топить печку, и под потрескивание дровишек, думать о смысле жизни...
"Почему огонь полон для нас такой неизъяснимой прелести? Что влечёт к нему и старого и малого? Огонь — это вечное движение. То, что человек всегда стремился найти, но так и не нашел. Или почти вечное. Если ему не препятствовать, он бы горел, не угасая, в течение всей нашей жизни. И всё же что такое огонь? Тайна. Загадка! Учёные что-то лепечут о трении и молекулах, но, в сущности, они ничего не знают. Главная прелесть огня в том, что он уничтожает ответственность и последствия. Если проблема стала чересчур обременительной — в печку её! "(Рэй Брэдбери.)