В XV—XVI вв. Венеция была городом величайших мастеров живописи — Джованни Беллини, Джорджоне, Тициана, Веронезе и Тинторетто . Но более всего связано с ней имя Тинторетто. Его картины здесь можно встретить повсюду — от знаменитого Дворца дожей до небольшой церкви на окраине города. Якопо Робусти (его прозвище Тинторетто означает «маленький красильщик») получил известность после создания полотна «Чудо св. Марка». Необычайная взволнованность и страстная активность действующих лиц в сочетании с яркой темпераментной живописью привлекли внимание к молодому мастеру.
К этому же периоду относится и картина «Рождение Иоанна Крестителя». Действие происходит в богатом венецианском доме, что очень типично для художника, любившего сочетать поэтическое начало с точным изображением современного быта. Характерны и удлиненные пропорции фигур, резкие жесты и стремительные движения. По всей картине как бы пробегают яркие пылающие пятна синего, красного и золотистого цвета. Сохранились сведения о том, что Тинторетто был музыкантом, чему легко поверить, глядя на пронизанные нервным ритмом фигуры и мелькающие пятна света.
Венеция эпохи Тинторетто была последним оплотом свободы Италии, она сумела сохранить независимость, избежав вторжения иноземных войск. Демократические симпатии Тинторетто с его широтой и остротой восприятия мира, с ощущением трагических коллизий жизни влекли его к изображению народных масс, народных образов в сценах на традиционные религиозные сюжеты.
Особенно значительны картины с изображением Распятия; одно из них находится в церкви Сан-Кассиано, другое — в братстве св. Роха (теперь музей). Первое поражает неожиданной, далее для Тинторетто, композицией с низко опущенным горизонтом и крупными фигурами на переднем плане. Замерев, толпа смотрит на распятого Христа, устремленного вниз, к близким. Темный и сдержанный колорит прорывается пылающим тоном плаща у подножия креста, подобно внезапному крику в настороженной тишине. Второе Распятие очень сложно по действию. В круговорот событий втянута огромная масса людей, то равнодушных, холодных и отчужденных, то любопытных, то глубоко страдающих, то протестующих.
Необычайная острота восприятия жизни придавала совсем особый оттенок и портретам мастера. Потрясает «Автопортрет» (Париж, Лувр) старого художника. Такая глубина страдания и внутреннего прозрения, такая психологическая сложность сосредоточены в этом образе, что Тинторетто здесь предстает прямым предшественником искусства следующей эпохи.
О. Никитюк,
Музей изобразительных искусств,
Москва
Еще много интересного читайте на сайте АЛЯСОРТ