О нем существует масса легенд и домыслов: практикующий алхимик, антихрист, мессия, шизофреник, еретик...
Достоверных подтверждений какой-либо из этих версий нет. О Иерониме Босхе вообще существует мало информации (к его имени вплотную примыкает эпитет "вероятно"), зато очень и очень много призабавных гипотез.
Просто килотонны версий: одни ставят ему разного рода диагнозы; другие утверждают, что шизотипическим расстройством личности страдает каждый второй в мире искусства; третьи уверены, что он принимал рекреационные препараты, проще говоря глюцинагены; четвертые вообще убеждены, что он продал душу Дьяволу в обмен на возможность путешествовать в другие миры; пятные, госпадипрости, говорят о его инопланетных корнях.
Итак, наиболее популярные версии:
1️⃣ ТАЙНЫЙ ЕРЕТИК.
Что, конечно, абсолютно немыслимо, ибо жил он в эпоху кровавой инквизиции, которая свирепствовала как никогда в те времена.
Если же он действительно был богохульником, то чрезвычайно удачливым - самые ревностные инквизиторы тех лет ему покровительствовали.
О тайной ереси Босха заговорили только в XVI веке,так что до эпохи реформации он благополучно не дожил (умер в 1516 году и был торжественно отпет как "выдающийся мастер" в соборе св. Иоанна).
2️⃣ РЕВНОСТНЫЙ КАТОЛИК.
Уже намного, намного теплее, ибо антиклерикальный пафос, который без сомнения присутствует в его работах, вызван мягкостью церковной политики по отношению к адамитам, манихейцам, гуманистам и прочим греховодникам.
Церковь теряла свой былой авторитет, и Босх остро чувствовал, что час расплаты близок - жаб и сов, ассоциировавшихся с тьмой и ересью, он изображал в назидание, а священников писал деградантами, поскольку считал, что Престол погряз в алчности и разврате (вспомним хотя бы практику индульгенций).
3️⃣ ИСПОЛНИТЕЛЬ КАПРИЗОВ ЗАКАЗЧИКОВ.
Бинго! Это наиболее убедительная версия.
Например, его известнейших триптих "Сад земных наслаждений" - это в первую очередь мощный визуальный эффект, который поражал гостей Генриха III (именно он был его владельцем).
Босх зашифровывал в своих образах библейские сюжеты, сатиру и местный фольклор.
Так, например, фрагмент центральной части триптиха с любовниками в стеклянной сфере, мог символизировать грехопадение, показаться пропагандой учения адамитов или его критикой, мог быть прочитан как алхимическая аллегория, а мог быть просто иллюстрацией к старой нидерландской поговорке: "Стекло и любовь - как они недолговечны!".
Более того, изображение обычной рыбы могло означать Христа, знак зодиака, Луну, месяц февраль, воду, флегматический темперамент, быть атрибутом любострастия, служить символом поста, а также намекать на голландские пословицы: "Большая рыба поедает маленькую" или "Каждая селедка на своем хвосте висит". И это не считая тех случаев, когда рыба означала рыбу.
Но что можно однозначно узнать с полотен Босха, так это мир, в котором он жил. Дадада, именно историю повседневности.
1️⃣ В Хертогенбосе (город, в честь которого художник Иероним ван Акен взял себе псевдоним Босх) не было канализации. Зато была зловонная река, куда самые нищие горожане справляли нужду. У богатых было что-то вроде туалета - стульчак под огромной птицей.
Вероятно, у Босха тоже был этот стульчак, ибо он удачно женился и занимал весьма высокое положение в Братстве Богородицы.
2️⃣ Мир тогда славится набегами и грабежами, поэтому Хертогенбос на ночь закрывали от гипотетических нападок врагов - вот вам и войско Апокалипсиса.
3️⃣ Игра на музыкальных инструментах приравнивалась во времена Босха к страшному греху. Отсюда и арфа как орудие пыток.
4️⃣ Ржаной хлеб в эпоху Босха делали из спорыньи (черная плесень) и последствия от такой пищи могли быть довольно серьезными, например, начаться гангрена или бесконечные галлюцинации. Отпиленная нога есть примета этих отравлений.
Человек 15 века полагал, что это все дьявольский промысел (в том числе и Босх), только в 16 веке установили причины массовых ампутаций конечностей и потерь рассудка.
Вот вам и ХРИСТИАНСКИЙ РОК - сплав религии, фольклора, алхимии и бытовой повседневности.