Найти тему
Talgat Kussainov

Разработка маркетинговой стратегии. Шаг 6 – анализ ресурсов собственной компании

Оглавление

Или как начать зарабатывать и стать лидером рынка?

В этой серии публикаций, я даю пошаговый план по разработке конкурентоспособной стратегии позиционирования и разработке коммуникационной стратегии компании.

А в данной публикации я разберу такой инструмент маркетинга, как: "Анализ ресурсов собственной компании". Это будет 6 шаг в разработке маркетинговой стратегии компании.

Приступим!

Смогли бы вы сходу перечислить список ресурсов вашей компании обеспечивающих прибыль и успех?

Как показывает практика, компании не то что не анализируют ресурсы, а порой, даже не знают всех ресурсов, которыми обладают. Поэтому, на основе Закона маркетинга № 22, «Закон ресурсов» – было сформулировано следующее правило: «Невозможно осуществить ни одной идеи без наличия адекватных ресурсов».

Поэтому в бизнесе, прежде чем идти куда-то вперед, очень важно оценить ресурсы, знать про себя все, чтобы четко понимать весь свой потенциал.

Как я уже сказал, большая часть компаний не занимается анализом собственных ресурсов. Они анализируют рынок, конкурентов, целевую аудиторию, но, задайте себе вопрос: «А зачем? Для чего вам понимать рынок, конкурентов?». Конечно же для того, чтобы сделать предложение на рыке лучше, чем у ваших конкурентов. Ну, а зачем изучать целевую аудиторию – для того, чтобы понимать, кому это предложение сделать. В результате, вам нужно сделать предложение. Выгодно отличающее вас от конкурентов в глазах целевой аудитории, которая позволит вам заработать.

Но, как вы можете сделать это предложение? Именно благодаря ключевым ресурсам вашей компании вы и сможете сделать это выгодно отличающее предложение вас от конкурентов.

У вас конечно же может возникнуть резонный вопрос: «А как связаны ресурсы с выгодным вашим отличием?» и именно об этом, я расскажу вам в этой публикации.

Так что же это такое:

Ресурсы вашей компании?

Ресурсы – это возможности вашей компании, условно говоря – это материальные и нематериальные составляющие потенциала вашей компании. По-другому – то, чем владеет или обладает бизнес.

Я, при разработке, на этапе «Анализа ресурсов своей компании», использую 7 типов ресурсов, о которых уже рассказывал в шаге 5 «Анализ ресурсов конкурентов», это: человеческие, инфраструктурные, материальные, знаниевые, связиевые, временные и репутационные ресурсы.

Важно понимать ! Что ключевым, при анализе ресурсов, является поиск уникальных ресурсов.

Уникальный ресурс – ключевой ресурс компании, позволяющий создавать продукты, выгодно отличающиеся от конкурентов.

Именно на основе уникальных ресурсов, вы сможете сформулировать ценность продуктов вашей компании. Составить всевозможные УТП и построить позиционирование вашей компании.

И поэтому уникальный (ключевой) ресурс является основой долгосрочного стратегического маркетингового преимущества вашей компании.

Могу вам сказать из практики, что если у компании есть, хотя бы один уникальный ресурс – это счастье!

И, в связи с этим, можно выделить 3 типа компаний:

Тип компаний № 1

· Нашли свой уникальный – ключевой ресурс;

· На его основе сформулировали ценность своего продукта;

· Успешно развиваются и регулярно приумножают свою прибыль.

Примеры : Coca-Cola, Apple, Ikea, Red Bull, Google, Dove, Gillette, McDonald’s.

Тип компаний № 2

· Нет никаких ключевых ресурсов;

· Делаю то же самое, что и конкуренты – попросту партизанят;

· Вынуждены снижать цены и быть игроками рынка № 4-5-6 и т.д.

Примеры: «Тотально снижение цен!!!», «Скидки, скидки, скидки!!!» и прочее.

Тип компаний № 3

· Имеют ключевой ресурс и, косвенно, даже используют возможности этого ресурса, но делают это интуитивно, не управляя процессом;

· От такого типа компаний часто слышу фразу: «У нас нет ключевых ресурсов, но мы как-то живем».

Важно! Зачастую, невозможность отыскать ключевой ресурс с первого подхода, не означает его отсутствие.

Тогда возникает очевидный вопрос: «Как найти его? Есть ли какие-нибудь техники?».

Отвечу: конечно есть и ниже я напишу, как это можно сделать, но сначала ответим на вопрос:

Зачем делать анализ ресурсов своей компании?

Анализ ресурсов компании позволяет:

1. Найти уникальный ресурс своей компании и создать, на его основе, уникальный продукт – высококонкурентный и высокомаржинальный. Напрямую связано с объемом прибыли компании.

2. Понять, на чем компания может построить сильное позиционирование своего продукта или компании, или бренда, которое недоступно для конкурентов.

3. Сделать успех вашего бизнеса управляемым – если ваша компания уже довольно успешно развивается на рынке, но вы не понимаете, на каком ресурсе строится ее успех.

А вот и

Инструкция

1. Напишите список текущих ресурсов вашей компании.

2. Напишите список достижимых (это важно!) ресурсов компании.

3. Оцените каждый из ресурсов с точки зрения важности этого ресурса для вашего рынка (10 – очень важный, 1 – наименее важный).

4. Проанализируйте получившиеся ресурсы с точки зрения их уникальности для вашего рынка (0 – не уникальный, 5 – уникальный).

5. Оцените ресурсы по 7-ми ключевым критериям (0 – не соответствует, 1 – соответствует):

Критерии оценки ресурсов:

a ) является ли этот ресурс коммерциализируемым – т.е., конвертируемым в деньги;

b ) является ли он редким – т.е., дефицитным;

c ) сложный ли он в копии – сложно заменить, сделать аналог;

d ) принадлежит ли ресурс бизнесу, а не человеку;

f ) долгосрочный ли он – тогда этот ресурс сможет стать основой долгосрочной стратегии;

g ) связан ли он со знанием – в основе ресурса лежат уникальные знания;

h ) соответствует ли этот ресурс идеи бизнеса – способствует развитию ключевой идеи компании.

6. Сложить все показатели по каждому ресурсу и выделить «ТОП-10 ресурсов» набравших наибольшее количество баллов.

Действуйте!

А в следующей публикации я расскажу, как и зачем нужно сегментировать ваших конкурентов по карте и почему важно определить их стратегию рыночного поведения. Это будет 7 шагом в построение маркетинговой стратегии для вашей компании.

Подписывайтесь, ставьте лайки, следите за постами, и я уверен, что после внедрения этой стратегии рост вашего бизнеса не заставит себя ждать.

Задавайте вопросы в комментариях, буду отвечать по мере возможности.