После встречи с Поляковым, организованной нашей группой магистрантов МГПУ, я прониклась к знаменитому писателю еще большей любовью и уважением. Мэтр был прост и прямолинеен.
Сообщил, что сам происходит из рабочей семьи, поэтому писать про армию, образование и простых людей ему было легко. И что бывало смешно слушать, как профессорский сынок специально ходил к пивному ларьку, чтобы погрузиться в атмосферу «низов». Или кто-то, никогда не живший в общежитии, описывал его как прибежище разврата.
Мне очень импонирует оптимизм Полякова. Куда бы его не забрасывала судьба, будь то армия или райком комсомола – везде он находил темы для своих будущих бестселлеров. Мудрому человеку все на пользу, все во благо! Первые произведения, сделавшие его знаменитым: «Сто дней до приказа» и «ЧП районного масштаба» - как раз написаны благодаря таким перипетиям судьбы.
А относительно того, когда он почувствовал свое призвание, Поляков ответил, что у писателя должны остро выделяться три составляющих: вербальная (он должен особенно чувствовать слово), нравственная (должен воспринимать острее, чем другие) и социальная (должен понимать, как устроено общество). Еще в школе учительница литературы заметила у Юрия такое вербальное мастерство. И вообще, сошлись многие вещи. В юности начал писать стихи, но не лирические, а сатирические для сценических команд КВН.
Окончив филологический факультет Московского областного педагогического институт а, Поляков недолгое время работал учителем. На вопрос, что должно оставаться неизменным в образовании, писатель ответил, что энтузиазм учителя: «Дети, даже самые разболтанные, интуитивно чувствуют, заинтересован ли учитель или нет. Если заинтересован, то складываются замечательные отношения. Дети должны воспитываться на гуманитарных предметах. Очень важно знать литературу и историю».
В 1973 году Юрий попал в литературную студию, которую вели крупнейшие поэты тех лет: Юрий Трифонов, Борис Слуцкий, Евгений Винокуров. Сам писатель довольно скептически относился к своим литературным способностям. Однако, когда в начале 1980-х была написана нашумевшая повесть «Сто дней до приказа», защищена диссертация «Поэт-воин Георгий Суворов: (К истории фронтовой поэзии)», молодого автора приняли в Союз писателей СССР.
В последствии внутренняя жизнь литературного бомонда была описана Юрием Михайловичем в самом популярном его произведении «Козленок в молоке» (экранизация, 30 переизданий и почти миллионный тираж!!!).
Продолжая тему «Козленка», мы спросили у писателя, возможна ли ситуация, описанная в романе в действительности (тогда и сейчас). Вот что ответил Юрий Михайлович:
«Роман я писал в 1993-95 годах. Тогда существовало издательство «Ковчег». Я отдал редактору рукопись. На следующий день он звонит и говорит, что смеялся всю ночь, жене спать мешал. Роман классный, но он будет интересен только узкому кругу связанных с писательской средой. «Давай издадим его тиражом 3000 экземпляров, - говорит. – А ты напиши что-то похожее, но не про писателей». А оказалось, что на примере писательского мира я нащупал глобальную проблему эпохи – проблему воинствующих мнимостей. Я смотрю на некоторых врачей или иностранных президентов или других профессионалов, а они к профессии не имеют никакого отношения. Я, конечно, кое-что довел до абсурда, но сейчас к этому и пришло. И Букеровскую премию получают те, кого никто не читал».
На вопрос относительно литературных курсов Юрий Михайлович ответил, что чаще всего это просто «разводка на деньги». Одни лучше, другие хуже. Но есть проверенные временем, например, при Литинституте. В советское время, кстати, людей с филологическим образованием в Литинститут не принимали. А вот если ты врач, то иди на высшие литературные курсы для дальнейшего писательского роста. И очень важна система самообразования, вот Горький, например, самостоятельно учился всю жизнь.
Многие интересовались, где и как поучиться у самого Мэтра. Юрий Михайлович направил желающих на семинары, которые он проводит при Областном педуниверситете.
Меня же интересовал вопрос, как известный автор относится к самиздату. Вот, что ответил Поляков:
«Если советский самиздат носил героический характер, хотя героического было 3%, а остальное - любовная проза, напечатанная от отчаянья, что книгу не издают. У сегодняшнего самиздата другая природа. Он носит ритуальный характер, так как, имея интернет, получаешь все его ресурсы для публикаций и чтения. Если написал действительно грандиозное произведение, то оно из интернета перекочует на бумагу и пойдет само. Но интернетовский самиздат не идет из-за того, что плох.
Хотя в самиздат могут идти и от отчаянья. Молодым писателям трудно пробиться, поток в издательствах почти не читают. Да и то, что читают, оценивают не с точки зрения качества, а с точки зрения модной темы. А хорошо написанные вещи часто – неформат, и на них не реагируют.
Ты должен писать так, чтобы, прочитав первую главу, хотелось искать, где взять вторую, а стихи хотелось выучить наизусть!»
С тем, что автора «Козленка в молоке» называют лидером стиля «гротескного реализма», Юрий Михайлович вполне согласился, пояснив, что является реалистом, видоизменяющим действительность.
Было забавно слышать, что знакомый, повстречавший Полякова после того, как не видел много лет, начал нахваливать его же спектакль: «Обхохотался над «Хомо эректусом», который написал твой полный тёзка!». А когда узнал кто автор, презрительно сказал: «Да ты еще и пьесы пишешь?!».
Невероятно смешной спектакль «Хомо эректус» был поставлен в Театре Сатиры в 2005 году. Всего же по произведениям Юрия Полякова было сделано 12 экранизаций и 14 спектаклей.
Это лишь малая толика того, что рассказал слушателям знаменитый писатель. С вершины своего опыта он имеет права заявлять то, что думает. Сейчас писатель больше работает в публицистическом жанре, его статьи выложены в соцсетях и на сайте писателя. Все 63 книги автора можно почитать/послушать на «Литрес».