Яндекс-Дзен дал мне возможность завести свой небольшой виртуальный музей техники связи, в который я вас и приглашаю. Я пишу только о том, с чем работал, видел и трогал руками, что оставило след в памяти. Мой музей техники связи. Воздушные столбовые линии. Провода и изоляторы.
Широкий профиль – узкие знания. Специальность 0708. Районная электрическая связь и радиофикация.
4 курс техникума, производственная практика,
ЛТУ-4 (Линейно-технический участок) , Березниковский ЭТУС. С середины августа и до конца 1983 года я – линейный электромонтер и по совместительству электромеханик связи. В ЛТУ сотрудников немного: начальник, три женщины (электромеханики), аккумуляторщик (он же тракторист), два линейных электромонтёра.
Кроме своего хозяйства мы обслуживаем еще две системы В12, одна министерства связи, другая военная. Системы резервные, если перерывы связи больше нормативов, всех лишают премии. У нас усилительный пункт и столбовая линия связи с биметаллом километров 15 вниз по Двине и 40 вверх.
Один монтер живет где-то выше по реке, обслуживает километров 30 этой воздушки и пару телефонов, я его никогда не видел. Другой через некоторое время после моего появления растворяется в своей деревне в том же направлении. На нём, кроме участка, ВЛС В-12 еще десятка три-четыре телефонных линий, (оконечная необслуживаемая АТСК 50/200), радиоточка в каждом доме.
Мне (мол, учись, студент !) остается около 200 номеров емкости (АТСК 50/200М и несколько групповых установок ГУ 10/3) и радиоточек, наверное, 300-400. Если провод с изолятора сорвало, или столб упал, то с мужиками туда на тракторе с прицепом … А если что другое – то беру когти, сумку и вперед. Когда совхоз машину даст, когда на попутке, а большей частью пешком.
В августе-сентябре было много гроз, самые частые повреждения – в кабельном ящике, пробивает угольный разрядник. Земля наодном или обеих проводах – телефон не работает, а если какое-то сопротивление осталось, то радио слышно.
Повреждение или дежурный электромеханик обнаружит, или абонент позвонит (от соседа, с работы, а то и сам не поленится зайти). Иногда дежурный электромеханик – это я, обычно один из выходных, иногда в ночную смену. Из трех наших дам-электромехаников не замужем пока одна, недавно техникум закончила. Они рады, если можно выходные не на работе провести. Мне же после повышенной стипендии в 37 руб.50 копеек оклад с премией и доплатой за совместительство кажется бешеными деньгами.
Кабельный ящик, он же УКС.
Кабельный ящик устанавливается обычно на опоре, при переходе с воздушной линии связи на кабельную. Чтобы можно было удобно работать, на опоре устанавливают кабельную площадку (или не устанавливают – тогда работать с ящиком не удобно, от слова совсем).
Заглянем внутрь кабельного ящика (иначе его называют еще УКС – устройство кабельных соединений). Провод от воздушной линии связи подключается к винтовому контакту (показан красной стрелкой). Предохранитель СН-1, включаемый в разрыв линии, устанавливается в пружинный держатель. Плоская пружина держателя соединяется с контактом, к которому припаивается провод кабеля (эти контакты нам не видны). Между ней и контактом заземления устанавливается угольный разрядник.
Предохранитель СН-1, как следует из названия, рассчитан на номинальный ток 1 А. Конструкция простая и надежная – две пружинки спаяны легкоплавким припоем, при нагреве припой плавится, пружинки сжимаются. Предохранитель инерционный, перегорает редко. С ним другая проблема – выпадает из держателя и контакты окисляется. Самое неприятное, когда предохранитель падает – а ты столбе, зацепился когтями и пристегнулся поясом … Вниз, поиск предохранителя в траве, потом снова лезешь вверх ...
Электроды разрядника изготовлены из электрографита (как контакты ротора электродрели). Между ними - слюдяная прокладка толщиной порядка 0,1 мм. При пробое воздушного промежутка контакты могут повредиться, и тогда частицы графита устраивают замыкание между электродами – на проводе «земля». Способ устранения повреждения – извлекаешь разрядник и трешь половинки друг о друга, сдуваешь пыль, устанавливаешь прокладку и устанавливаешь разрядник на место (это называется «почистить Угли», с ударением на первую букву). Бывает, что слюдяная прокладка улетает или ломается, и найти ее вряд удастся. Если запасной прокладки нет то выхода два: а) проложить бумажку (если намокнет немного, не беда – до 20 кОм изоляции АТС будет работать) и
б) вытащить угли (тогда предохранитель плохо держится).
Финальную стадию эксплуатации кабельных ящиков я наблюдал лет через 20 в одной из командировок: углей нет, вместо предохранителей привязаны куски проволоки.
Гром-полоса
Говоря современным языком, это элемент кросса, объединяющий в себе устройство коммутации и элементы защиты. Можно делать кроссировки, отключения и переключения, проводить измерения. Есть сигнализация перегорания термокатушки.
Это технология из времен уже незапамятных (видел на фотографии начала века, если мне не изменяет память, в книге «100 лет Петербургской телефонной сети»). Эту фотку не нашел, зато есть другая того же времени, только вместо телефонных барышень в строгих платьях на ней немецкие солдаты в униформе. C права от коммутатора, на переднем плане, видим стойки с гром-полосами.
А вот так выглядят гром-полосы, выпущенные лет на 50-70 позже. Делали их на Ри́жском заводе «ВЭФ», на «Красной заре» в Ленинграде, а также в ГДР, на предприятиях концерна RFT. Каких-то существенных отличий в конструкции за все эти годы не произошло.
Устройство гром-полосы понятно из рисунка и электрической схемы. В один 25-парный блок соединяются 25 таких сегментов. На контакты, которые видим справа запаиваются линейный кабель (короткие контакты) и станционный кабель или кроссировочный провод (длинные контакты). Провода линейного кабеля подключены к угольному разряднику (см. рассказ про кабельный ящик), дальше включена термокатушка (о ней ниже).
При срабатывании термокатушки ее штифт освобождает держатель катушки 4, который замыкает линейный провод на землю, и заодно замыкает на землю контакт 3. Контакт 3 замыкает цепь сигнализации (лампа, звонок). Дежурному электромеханику остается только подойти к стативу, на котором горит лампа сигнализации, и визуально определить сработавшую термокатушку.
Измерения в кроссе производились с помощью вот таких приборов. С ИП-60 мне приходилось работать. Прибор удобный, по своим возможностям выполняемым задачам соответствует.
Конструкция измерительной вилки позволяла подключаться к станционной и линейной сторонам гром-полосы. После замены гром-полос на плинты часть приборов оставалась в работе, заменили только измерительные шнуры.
Термокатушка
Выпускались термокатушки на токи срабатывания 0,125; 0,25; 0,5; и 1,0 А.
Если ток через обмотку (3) превышал это значение, то из-за ее нагрева плавился припой, который фиксировал штифт внутри трубки, на которую она намотана. Под воздействием своей пружины (6) и пружины (4) держателя в гром-полосе штифт смещается внутрь термокатущки. Цепь протекания сверхтока размыкается, контакты в гром-полосе включают сигнализацию.
Для того, чтобы катушку восстановить, нужно нагреть штифт паяльником и задвинуть его обратно в катушку. Такое восстановление допускается делать многократно
Заключение
Технология, разработанная в начале XX века, оказалась настолько хорошей, что прослужила более 100 лет. Такой синтез механики и электротехники вполне органично смотрелся рядом с шнуровыми коммутаторами и декадно-шаговыми АТС, но уже в 80-х годах выглядел анахронизмом, особенно угольные разрядники.
Термокатушка, на мой взгляд, очень хороший и надежный защитный элемент, в чем-то даже лучше, чем применяемые сейчас позисторы. Прибор сложный в изготовлении, требующий дорогостоящих материалов. А главное, приспособить его к современным кроссам и модулям кроссовой защиты нельзя.
Уже в 70-х годах на замену гром-полосам стали приходить кроссы более современной конструкции – в основном, производства сран СЭВ и наших заводов. В них термокатушки и разрядники было применить нельзя.
Вероятно, в Минсвязи решили, что на кабельной сети ГТС можно обойтись без защиты. На сельскую сеть поставлялись АТС с громполосами и уже в конце 70-х с газонаполненными разрядниками. В ЛТУ, где был на практике, в вводно-коммутационном устройстве АТСК 50/200М были установлены газонаполненные разрядники Р-27, ничего с ними делать не надо – при грозе можно выключить свет, открыть дверку кроссового шкафа и смотреть как они светятся и мигают …
Потом, в 90-х и начале 2000-х отсутствие защиты от сверхтоков в кроссах привело к тому, что АТС начали гореть одна за другой …
Как горели телефонные станции. Начало 2000-х.
О том, чем я и мои коллеги занимаемся сейчас – Сайт commeng . ru
Блог ЭЛЕКТРИК И СВЯЗИСТ – ЭТО СИЛА