Доброго времечка, читатели и подписчики канала "Мир самоцветов"!
Расскажу я вам сегодня, как я стал не простым ИП, а "ИП-с-сотрудниками", насколько сложно всё это было сделать, и, соответственно, поделюсь опытом: куда идти, чего писать, как регистрировать? Словом, наливайте побольше чаю и берите шоколадку - я начинаю!
Началось всё (кто не в курсе) в январе 2021 года, когда из налоговой прислали патент на розничную торговлю, с суммой к уплате в 286 020 рублей. Для нашего сувенирного отдела, площадью в 4.4 квадратных метра, этот налог был равен валовой выручке за четыре месяца вместе взятых.
Попытки добиться изменений, конечно, были. И изменения пришли, но не в том объёме, каком хотелось бы. Повторяться не буду, просто размещу ссылочку на материал: "Как я в патриотизм играл..." - не сочтите за труд, прочитайте. Словом, дальше было принято решение закрывать ИП с таким неудобным налогом. И ИП мы закрыли.
Чтобы не терять время и постоянных клиентов, решили ускориться с организацией нового предпринимательства, что называется, "на старые дрожжи". То есть: мы оставили на месте и сам отдел, и ассортимент, и даже торговый бренд, над которым мы трудились девять месяцев, и от которого отказываться не собирались.
Поэтому новое ИП зарегистрировали уже на меня, а супруга оказывалась за бортом бизнеса. Обидно было, ведь торговля сувенирами - её идея, её детище. В итоге было принято решение: оформляем ИП с сотрудниками, а супруга занимает должность "Продавца непродовольственных товаров 5-го разряда". Ну, вот такая должность. А что прикажете писать в трудовой книжке, в соответствии с требованиями ЕТКС (Единого Тарифно-Квалификационного Справочника) по отрасли "Торговля"?
Разумеется, пугала и отчётность, и вся эта неразбериха с заявлениями, актами, уведомлениями и прочее-прочее-прочее. Больше всего пугали штрафы за несоответствие. Впрочем, штрафы за незаконное предпринимательство (для супруги) и незарегистрированного сотрудника (для меня) пугали ничуть не меньше.
Размер штрафа за незаконное предпринимательство без регистрации ИП или ООО — от 500 до 2000 рублей;
Штраф ИП за неоформленного работника составит 10 000 рублей. Если ИП повторно нарушит правила трудоустройства, его оштрафуют на сумму 40 000 рублей.
Но, пожалуй, больше всего огорчал тот факт, что супруга остаётся и без подтверждённого стажа, и без пенсионных накоплений. Безусловно, можно сколько угодно кричать о том, что от этих накоплений толку нет, страну разворовали, и неизвестно как повернётся всё через двадцать лет (когда придёт пора выходить на пенсию). Но из жизненного опыта могу сказать: двадцать лет проходят очень быстро. Потому - решено окончательно и бесповоротно: отчислениям быть!
Так вот, для того, чтобы стать работодателем необходимо заполнить несколько бумаг и сделать несколько шагов. Пока в голове всё свежо, рассказываю, что называется, из первых рук.
1. Вам потребуется личная печать предпринимателя
Да-да и никак иначе! А что вы хотели? Берёте на себя ответственность за индивидуума социума, так оформляйте это как положено. Благо, печати сейчас изготавливают чуть ли не в каждом мало-мальски крупном торговом центре.
450 рублей и 20 минут времени (это если устроит типовой дизайн круглой печати) - и вот вы уже деловой предприниматель с личной печатью.
Дальше, конечно, можно печать зарегистрировать, но и так сойдёт тоже (без регистрации).
2. Оформляем трудовой договор
Для начала необходимо составить трудовой договор. Даже если оформляете в качестве сотрудника собственную супругу, маму, или сына - оформляем трудовой договор!
В сети есть немало онлайн-сервисов, которые помогут составить типовой договор. От вас только потребуется внести данные сотрудника, условия работы, размер заработной платы (это никуда не передаётся - это всё просто пропечатывается в договоре), реквизиты сторон - это всё обязательные пункты, которые будут проверять при дальнейших шагах регистрации.
Если договор заключается впервые (в рамках данного ИП), то порядковый номер должен быть "1" (ну, или "01"; или "001"; словом, обязательна порядковая нумерация и без букв).
Договор подписывается индивидуальным предпринимателем (с одной стороны) и нанимаемым сотрудником (с другой). Предприниматель свою подпись подтверждает печатью, изготовленной в соответствии с п.1. ))
3. Подаём заявление о регистрации в Фонде социального страхования
Для информации: если вы впервые нанимаете сотрудника (для данного ИП), то у вас есть тридцать суток для регистрации и в ФСС, и в ПФР (Пенсионный Фонд России).
Обычно предпринимателей, да и меня тоже, пугает тот факт, что за один день надо уложиться и с регистрацией, и подать документы за вновь принятого сотрудника. Но это не так. Первичная регистрация - в течение 30 дней со дня подписания индивидуального трудового договора. А вот последующих сотрудников - да, последующих сотрудников надо оформлять в ФСС и ПФР в течение одного дня после найма.
Заявление о регистрации в качестве страхователя (читай, работодателя) в Фонд Социального Страхования можно подать через сайт "Госуслуги".
"Госуслуги" предложит вам электронную форму заявления, в которую необходимо внести несколько данных о страхователе, то есть, о предпринимателе, который решил стать работодателем. Не обольщаемся надписями "Необязательно" в некоторых строках. Как показывает опыт, вам потом перезвонит сотрудник ФСС и попросит предоставить именно эти документы. А к чему вам лишняя волокита? Лучше заполняйте сразу всё, тем более, что эти документы у вас уже есть.
Там же прикладывайте сканы подписанного трудового договора. Именно так и не иначе: нет договора - нет регистрации в качестве страхователя. Причём, если договор подписываете, к примеру, 10-го апреля, то и заявление подаёте 10-го апреля и никак не раньше. Даже если вы с этим человеком живёте под одной крышей и одним одеялом.
Я, например, оформил трудовой договор от 01 апреля, а заявление о регистрации в ФСС через "Госуслуги" подал 31 марта в 23:34 местного времени. И знаете что? Да-да, мне его с лёгкостью могли завернуть!
Так вот, составили трудовой договор, подписали, бухнули печатью, подали заявление на регистрацию в ФСС.
Через три дня вам на е-мейл придёт уведомление о состоявшейся регистрации. Тогда же вам присвоят регистрационный номер, в том числе и в Пенсионном Фонде России. Пока эту регистрацию не получите, дальше можно даже не дёргаться.
"А как же сотрудник"?! - спросите вы. А сотрудник пусть приступает к обязанностям и начинает работать. Можете даже приказ издать за своей подписью: дескать, такого-то сякого-то допустить к самостоятельной работе, и оброк ему установить мизерный.
И ещё: дополнительно в Пенсионном фонде регистрироваться не надо. Всю информацию, которая их интересует, "пенсы" получат из базы данных Налоговой инспекции и ФНС.
4. Подаём заявление в ПФР о подключении к электронному документообороту
Как правило, современный предприниматель имеет какой-либо сертификат и электронно-цифровую подпись, позволяющую ему обмениваться письмами с инспектирующими и контролирующими органами. Вот, заполняете заявление, подписываете его ЭЦП и отправляете в ПФР. Там его рассмотрят, и через 6 дней пришлют уведомление. Но, как правило, больше ничего делать не требуется: заявление примут в работу, зарегистрируют, и будете туды регулярно слать свои отчёты, даже не выходя из дома.
5. Готовим форму для отчётов СЗВ-М и СЗВ-ТД
Причём, СЗВ-М придётся сдавать ежемесячно до 15-го числа за отчётным. А вот СЗВ-ТД - раз в год, до 01 марта за отчётным годом. Именно так мне указала почтенная дама в Пенсионном фонде.
Но этот вопрос я ещё проработаю.
Вот и всё. Поздравляю Вас, Вы - работодатель! Готовьте денежки на выплату зарплаты дважды в месяц, и ежемесячные отчисления за работника во всякие там фонды.
А на сегодня - всё!
Хотите узнавать о дальнейших событиях в предпринимательской жизни? Подписывайтесь на канал "Мир самоцветов", а уж я постараюсь, чтобы скучно не было.
PS. Ещё один мой канал, где я делюсь собственными хобби и увлечениями: Fon-Kraft - ибо не деньгами едиными живём.