Найти тему
Stories и история

ДИКАЯ ОХОТА: легенда и быль, обросшая легендой

Вспомнился старый (1979 года) советский фильм "Дикая охота короля Стаха", снятый по мотивам повести белорусского писателя Владимира Короткевича. Фильм интересный, мистический, страшный. Его даже называли первым советским мистическим триллером, для СССР (кто помнит) жанр нетипичный. Даже сам режиссер картины Валерий Рубинчик признавался: "Когда писал сценарий, дрожал от страха".

Подгорецкий зáмок. Кадр из фильма "Дикая охота короля Стаха". Здесь и дальше изображения из открытых источников.
Подгорецкий зáмок. Кадр из фильма "Дикая охота короля Стаха". Здесь и дальше изображения из открытых источников.

Съемки проходили в красивейшем Подгорецком зáмке на Львовщине (на Украине). И конечно же, в фильме и в книге сильна социальная подоплека, как то требовалось в СССР, в чем и автор, и режиссер значительно отошли от той первоначальной легенды, на которой книга и фильм основаны.

А что за легенда-то?

Мы знакомимся с ней вместе с героем фильма, молодым ученым-этнографом Андреем Белорецким, который в 1900 году специально приехал в белорусское Полесье, чтобы изучать народные предания.

...Жил некогда (на рубеже XVI-XVII) веков белорусский шляхтич Стах, который называл себя королем.

А на Руси, вообще, были КОРОЛИ?

Он и в действительности относился к польско-литовской знати: был в родстве с виленским князем Александром. Напомним, украинские и белорусские земли входили в состав Великого княжества Литовского, а после 1569 года - в состав Речи Посполитой (Польши).

История УКРАИНЫ: в составе Литвы и Польши

Король Стах решил добиться независимости белорусских земель. Его поддержали старинная белорусская шляхта, недовольная польскими порядками, доведенные до нищеты крестьяне, а также не смирившиеся "лесные братья". В 1602 году Стаху стали присягать как королю. Но... один из магнатов, владелец имения Болотные Ялины, Роман Яновский, замыслил предательство. Король уже и знал об этом, но до конца не верил в злой умысел. Не верил, даже когда после охоты его людей напоили отравленным вином и у них стали слипаться глаза: ведь он, Стах, во время той охоты с большим риском для жизни спас Яновского от болотной рыси. Помимо того, они - побратимы...

Но не для Яновского. Пан Роман предательски, ударом в затылок, убил Стаха, после чего со слугами перебил людей из той "охоты". Потом их всех привязали к коням, а коней отпустили. Кони неслись с мертвыми всадниками...

Дикая охота короля Стаха.
Дикая охота короля Стаха.

И, вроде бы, король Стах был еще жив, издали слышался его голос, он поклялся отдать душу дьяволу и отомстить Роману.

Через две недели впервые появилась Дикая Охота. "Не разбирая дороги, мчалась дикая охота по самой жуткой трясине, по лесу, по протокам. Не звякали удила, не звенели мечи. На конях сидели молчаливые всадники, и болотные огни катились впереди дикой охоты короля Стаха прямо по трясине" (из книги В. Короткевича). Вскоре дикая охота настигла предателя-Романа. "И Роман трижды крикнул: "Дикая охота!" - таким голосом, что услыхали даже люди в далеких хатах. А потом дикая охота нагнала его. И сердце его не выдержало. Так погиб Роман.
С того времени многие видели на торфяных равнинах дикую охоту Стаха. И хотя карала она не всех, но мало у кого не разрывалось сердце, когда видел он на болотах мрачные тени всадников".

Вот такая легенда. К слову, этнограф Белорецкий, расследующий в фильме всю эту историю, - отнюдь не вымышленное лицо. Он сам рассказал эту историю автору уже в советское время, будучи в возрасте 96 лет!

А легенда о Wild Hunt (дикая охота англ.), Die Wilde Jagd (дикая охота нем.), Wilde Heer (дикое войско нем.) намного древнее, нежели события, описанные в фильме.

У кельтских и германских народов бытовало представление о том, как призрачные всадники внезапно появляются и также внезапно исчезают, неся несчастья, смерть, войну или болезнь - например, чуму.

Легенда о дикой охоте намного древнее, нежели события, описанные в фильме.
Легенда о дикой охоте намного древнее, нежели события, описанные в фильме.

В. Короткевич: "С того времени многие видели на торфяных равнинах дикую охоту Стаха. И хотя карала она не всех, но мало у кого не разрывалось сердце, когда видел он на болотах мрачные тени всадников".

Среди славянских народов похожие легенды отмечены у западных славян. Так, легенда о Ярнике (Ярило), т.наз. Волчьем пастыре или Волке-пастухе была известна в Словении, отголоски можно найти в Юго-Западной Руси. Так, в Радзивилловской летописи под 1092 годом описывается ужасное явление, происшедшее... в Полоцке (как видим, это опять Беларусь).

Славяне-кривичи - предки белорусов? Не из-за них ли русские в Латвии - "крево"?

"Предивно бысть Полотьске: … бывше в нощи тутьн (туман), стонаше полунощи, яко человеци рищюще беси; а ще кто вылезяше из хоромины, хотя видети, абье уязвен будяше невидимо от бесов язвою, и с того умираху, и не смяху излазити из хором, по семь же начаша в дне являтися на коних, и не бе их видети самех, но конь их видети копыта; и тако уязвляху люди Полотьскыя и его область".

Событие 1092 года в Полоцке. Миниатюра Радзивилловской летописи.
Событие 1092 года в Полоцке. Миниатюра Радзивилловской летописи.

Видимо, туман в Полоцке сопровождался какими-то странными звуковыми явлениями (похожими на вой) и отождествлялся с бесами, жаждущими крови; и кто выходил на улицу, тот погибал: "а ще кто вылезяше из хоромины, хотя видети, абье уязвен будяше невидимо от бесов язвою".

Как следует из отрывка, полочане находили на дорогах следы копыт, потому решили, что "бесы" были всадниками. Летописи также отмечают подобное явление в Друцке (Беларусь), а потом оно перекочевало в Киев, где было продано аж 7000 гробов. Событие настолько поразило современников, что нашло отражение и в других летописных сводах.

Но вот описание ли здесь Дикой Охоты или какого-то другого явления, однозначного мнения нет. Есть и такое мнение: в отрывке описана эпидемия, связанная с поражением злаков грибком спорыньи, которая как раз за два года до того поразила Западную Европу.

А мы вернемся к Дикой Охоте.

Считалось, что появляется она зимой. Но не обязательно: в скандинавских мифах, например, временем ее появления считалось время зимних штормов. Интересно, что после христианизации Европы таким страшным временем считалась чуть ли не каждая ночь перед крупными церковными праздниками. А вот что обязательно - это то, что Охота всегда сопровождалась ревом и звуком охотничьих рогов. Охотники, как правило, скачут на черных лошадях или оленях и в сопровождении своры собак. Больше всего упоминаний о Дикой Охоте осталось от Средних веков; в записях XII в. указывается, что всадников бывало от 20 до 30, подчеркивалось, что все они верхом на черных оленях или на вороных лошадях и со страшными также черными собаками.

Какой-нибудь темной <ну чаще все-таки зимней снежной> ночью всадники с гончими собаками выезжали из-за холмов и гнались по небу за каким-либо животным - зайцем, оленем, кабаном. А на земле в это время - шум, грохот, лязганье доспехов и звуки охотничьих рожков...

Может быть, вот так? "Темная фантазия". Изображение с сайта https://www.pinterest.ru/pin/581457001880478171/
Может быть, вот так? "Темная фантазия". Изображение с сайта https://www.pinterest.ru/pin/581457001880478171/

Почему появление дикой охоты считалось таким опасным?

Охота всегда сопровождалась ревом, грохотом, лязганьем доспехов и звуком охотничьих рогов.

Охота, по представлениям, вызывала хаос и панику среди живых, сеяла ужас и становилась причиной смерти. Считалось, что охотники ловят живых людей и заставляют их присоединяться к своей страшной процессии.

Дикая охота. Призрачные всадники.
Дикая охота. Призрачные всадники.

Исчезнувшие люди попадали в подземный мир или в даже сказочное королевство. Рассказывали, если и случалось похищенным вернуться в родные края, то по возвращении они находили лишь старые могилы своих родных и даже собственных детей. Также считалось, что к Дикой Охоте присоединялись люди, похищенные духами во время сна (те, кто умерли во сне).

Всадник Дикой Охоты.
Всадник Дикой Охоты.

Дикая охота - это европейский миф, связанный с некоей призрачной группой охотников, которые проносятся в дикой погоне, сеют хаос и ужас и похищают людей.

Содержание мифа о Дикой Охоте варьируется у разных народов.

Так, в скандинавской версии бог Один, окруженный свитой носится по земле, собирая души людей. При встрече с ним не следовало говорить: кто просто встретится с ними - попадает в иной мир, а кто заговорит - то погибнет.

"Британская" версия: Дикую Охоту возглавляет король или королева эльфов, которые похищают встретившихся им детей и молодых людей, превращая их в слуг эльфов.

В разных странах предводители Дикой охоты отождествлялись и с разными историческими личностями либо с литературными персонажами или героями мифов. В Скандинавии это Один, в Англии в этой роли, наряду с другими героями, нередко выступал король Артур, во Франции - Роланд. В Белоруссии, как мы видели, Стах.

Интересны представления о "вожде" Дикой Охоты в Германии. Чаще всего это - Вотан (это одно из имен Одина), но нередко предводительницей считалась женщина по имени Холда или Холде, она же богиня Холда / Холте, Холле, Хулте, богиня материнства и домашнего очага. Так это же... Frau Holle, Госпожа Метелица, она же - Снежная Королева Андерсена, которая похитила Кая!

Снежная Королева похищает Кая. Кадр из советского мультфильма.
Снежная Королева похищает Кая. Кадр из советского мультфильма.

Это та самая богиня, которую в Южной Германии почитали под именем Берта (Берхта, Перхта), в Норвегии - Фригг / жена Одина. По поверьям, такая богиня стерегла души некрещеных детей и была связана с Луной, на этом основании ее отождествляют с римской Дианой или Гекатой.

Охотники - это либо эльфы, либо феи, либо мертвецы, а предводители Дикой охоты в разных странах отождествлялись и с разными историческими личностями либо с литературными персонажами или героями мифов.

В германском Холле также видят связь с повелительницей загробного мира Хель, Эллой (здесь, например https://zen.yandex.ru/media/historyrus/legendy-o-dikoi-ohote-605ab7ad67249f47d4738b9b), а ее русским аналогом считают Марью Моревну / Марью Искусницу, которая требует жертв путем бросания юношей в колодец (как и Холле в немецких сказках). Здесь мы видим также общую черту всех легенд о Дикой Охоте - живых захватывают, не убивая, и переносят в мир мертвых.

Ну, а фигура предводителя Дикой Охоты так или иначе является образом какого-то языческого божества.

Понравилась статья? Подписывайтесь на мой канал в ДЗЕНе и делитесь этой статьей со своими друзьями!

Читайте еще: Основной миф ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ

Языческие корни ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Почему в христианской Руси языческой богине Мокоши молились

Полоцкий Всеслав - князь-ВОЛК??

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц