Найти тему
zorkinadventures

На новой Niva Travel по тундре: как это было. История в картинках

Через ледовую переправу. Фото: Андрей Каменев.
Через ледовую переправу. Фото: Андрей Каменев.

Мы с нашей экспедицией National Geographic Россия отправились путешествие в поисках новых сюжетов и фотографий для номинации "Дороги России", которую проводит наш журнал. Выбрали для этого самое подходящее средство передвижения: новую Niva Travel. Смотрите, как мы уехали за полторы тысячи километров от Москвы – в Архангельскую область. Проехали по зимникам, пересекли ледовые переправы и забрались в безлюдную тайгу. Все фото: Андрей Каменев, шеф-фотограф National Geographic Россия.

Еще одна дорога через реку. Фото: Андрей Каменев.
Еще одна дорога через реку. Фото: Андрей Каменев.

Маленькие деревушки, дым из труб, поднимающийся вверх в морозном воздухе. Постепенно, по мере того, как мы сворачиваем с федеральной трассы и удаляемся все дальше от больших поселков, меняется и окружающий пейзаж. Высокие стены из елей сменяют низенькие деревца, торчащие из замерзших болот. Асфальта здесь нет, под снегом земля, еще ниже – вечная мерзлота. К весне большинство местных путей превратятся в непролазную кашу, но пока наша Niva Travel мчит на хорошей скорости вперед. «От Архангельска сюда, вроде, всего триста километров, но иногда этот отрезок можно и целый день ехать. Весной, например, дорогу часто размывает», – рассказывают нам местные жители, которых на этих территориях не так уж и много.

В Пинеге, одном из самых крупных поселков в этих местах, живет всего 3776 человек. Сюда не летают самолеты, до этих таежных территорий не дотянулась железная дорога. Этому, впрочем, есть объективная причина: под землей скрываются пещеры, под каменистыми возвышенностями Беломорско-Кулойского плато расходятся в разные стороны многокилометровые, промытые водой подземные ходы. Строить что-либо серьезное на карстовых пустотах нельзя – провалится. Впрочем, эта геологическая особенность района не делает его уникальным: в Пинежском районе десятки красивейших пещер, ну а самая, пожалуй, знаменитая – Голубинский провал, длиною 1622 метра, открытая лишь в 1966 году.

Стемнело. Фото: Андрей Каменев.
Стемнело. Фото: Андрей Каменев.

Мы же, осмотрев пещеры, садимся в нашу Niva Travel и пробираемся дальше, к следующей нашей цели: проезжаем последний населенный пункт и удаляемся в безлюдную тайгу. Там, в Мезенском районе, где нет ни людей, ни машин, проведя два месяца в пути, временно остановилась оленеводческая бригада со стадом в три тысячи голов. Чтобы добраться в эти места на обычной машине – не может быть и речи. Но наша Niva идеально проходит сквозь заснеженное бездорожье, мы пересекаем по льду несколько замерзших рек (на берегу стоят паромы, заваленные снегом, до весны – не откопать).

Встреча с оленеводами. Фото: Андрей Каменев.
Встреча с оленеводами. Фото: Андрей Каменев.

И вот на обочине лесной дороги – знак о котором нам указали местные – кусок шкуры оленя, висящий на маленькой ели. Дальше в лес ведет узкая тропинка. Оставив машину, проходим еще километр пешком. И видим: на небольшой поляне возле реки раскинулся небольшой лагерь оленеводов. Четыре разборные палатки-домики, спутниковая антенна, шкуры, рядом с кучей дров лежит топор, сушится на морозном воздухе белье. Олени бродят тут же, среди деревьев, с интересом поглядывают на нас, чужаков. Здесь неторопливо течет какая-то своя жизнь.

Привал. Фото: Андрей Каменев.
Привал. Фото: Андрей Каменев.

В эти места не долететь на самолете, не добраться поездом. Солнце сквозь елки опускается за горизонт, ну а мы, только что проехав полторы тысячи километров по одной из самых красивых дорог России, расхаживаем по крошечному передвижному поселку оленеводов, ну и думаем о том что, кажется, оказались совсем в ином измерении, в другом мире, в неизвестной вселенной.

Про конкурс, куда вы тоже можете прислать свои работы - тут.