Все вы, наверное, знаете, какие перспективы сулит знаменитый стул Григория Распутина любому мужчине, присевшему на него. Посмотреть на этот «венский лифт по карьерной лестнице» в музей, что на родине старца, съезжаются со всей России, а в благоприятные эпидемиологические времена и со всего мира.
Однако не только, а быть может, не столько из-за этого стоит побывать в Покровском. Здесь сталкиваются мистика и реальность, мифы и факты, недоверие и безоговорочная преданность.
Миф № 1. О стуле
Честно говоря, этот миф уж очень похож на правду. Директор Музея Г. Е. Распутина Марина Смирнова легко приведет с десяток примеров тех сегодняшних знаменитостей, карьеры которых пошли в рост после сидения на венском стуле Григория Ефимовича. Среди них Сергей Собянин, Анатолий Чубайс, Игорь Шувалов, Владислав Третьяк.
Конечно, неизвестно, как сложилась судьба у остальных сотен или тысяч мужчин, успевших на нем посидеть. Если среди читателей есть такие, поделитесь в комментариях, изменилось ли после этого что-нибудь в вашей жизни.
В общем, за более чем четверть века экспонирования стул расшатали, так что теперь он стоит, огороженный ленточкой. Но, как я заметила, это не останавливает мужчин. Некоторые под шумок все-таки успевают примоститься на него с краешка – сама видела.
Миф № 2. О пьянстве
Одно время имя Распутина было чуть ли не синонимом пьянства. Сначала во многом этому способствовала советская пропаганда, а затем производители алкоголя: водку с его портретом выпускают далеко за пределами России.
Если углубиться в источники, то биографы, ссылаясь на рассказы дочери Распутина Марии, чаще упоминают мадейру. Здесь, в Покровском, злоупотребление даже этим напитком ставят под сомнение. В подтверждение этому в музее имеются оригиналы полицейских протоколов, в которых говорится о том, какой образ жизни вел знаменитый земляк. Тут уж каждый решает сам, чему ему верить.
Миф № 3. О жизни и смерти
Как известно, серьезно на жизнь Распутина покушались дважды. Впервые это случилось летом 1914 года в Покровском: Григорий Ефимович получил удар кинжалом в живот от нищенки Хионии Гусевой. С тяжелым ранением его доставили на лечение в Тюмень.
Второй раз это были уже знатные люди во главе с князем Юсуповым. Тогда возникла легенда о якобы «неубиваемости» старца: один из заговорщиков подсыпал ему в вино и еду цианид, а Распутин ел, и ничего ему не делалось. Марина Смирнова считает иначе. Директор музея уверена в том, что вместо отравы врач Станислав Лазоверт из сострадания подмешал старцу ацетилсалициловую кислоту. Этот довод кажется мне более чем правдоподобным.
Факт № 1. О предсказаниях
И первое, и второе покушение на свою жизнь Распутин предчувствовал. В 1914 году, уже будучи раненным, он сказал: «Страсть как больно, а выживу». На это указывают историки, ссылаясь на материалы расследования. А незадолго до смерти – по словам Марины Смирновой – Распутин предрек Николаю II, что, если убьют его, мужика, простые люди, устоит монархия и цесаревич излечится. Ежели это преступление совершат равные императору, то недолго останется сиять и российской короне.
Но самое поразительное то, что летом 1916 года Распутин, имея в виду семью Николая II, произнес: «Волей или не волей они приедут в Тобольск и, прежде чем умереть, они увидят мою родную деревню».
Факт № 2. О «русской Голгофе»
Весной 1918 года император в своем дневнике написал: «В селе Покровском была перепряжка. Долго стояли. Как раз возле дома Григория. И видели всю его семью, глядевшую в окна». Сегодня это место называют «русской Голгофой»: семью Романовых везли в Екатеринбург, как позже выяснилось, на расстрел.
На месте последней перепряжки, на обочине у Музея Г. Е. Распутина, установлено два гранитных камня. А самое удивительное, что именно здесь же в 1914 году старец получил то самое ранение в живот. От осознания всего этого невольно пробегают мурашки.
Факт № 3. Об уважении
Музей в Покровском находится в здании, построенном по чертежам и снимкам дома Григория Ефимовича, который не сохранился до наших дней. Этот новодел создали на свои собственные средства супруги Смирновы, однако наличники на нем подлинные – распутинские. В преддверии Олимпиады 1980 года дом было велено разобрать. Останки здания убрали не сразу, так что местные жители под покровом ночи успели унести наличники по своим домам. Большую часть имущества старца власти сами раздали селянам.
Марина Смирнова с мужем в 1990 году, решив создать музей, получали в дар, обменивали или выкупали личные вещи Распутина у своих земляков. В музее можно увидеть как «покровские экспонаты», так и вещи, принадлежавшие монаршей семье, приобретенные на аукционах или полученные в дар от меценатов.
Здание музея стоит на месте дома, в котором жили родители Григория Ефимовича. Сам дом, кстати, находится во дворе в ожидании реставрации. А там, где был дом старца, сейчас установлен часовенный столб и оборудована парковка.
Экскурсия здесь не похожа на те, что проводят в других музеях. Посетителям следует проявить максимальное внимание к повествованию, а фото- и видеосъемку отложить до тех пор, пока рассказ не будет окончен.
Автор: Аня Борисова