Рассказ о выборе, который рано или поздно встает перед каждым из нас: сделать дурной, но такой заманчивый поступок, или отказаться от него и ничего не приобрести, или приобрести? Словом, прочитайте сами и поделитесь своим мнением в комментариях.
– Петька пойдем играть, – звали в окно ребятишки из соседнего двора.
– Можно, мам? – спросил мальчик у стряпавшей на кухне матери.
– Конечно, сынок, иди побегай. Теперь каникулы весенние, пора и отдохнуть, – был мамин ответ.
Апрельское солнышко уже припекало. Утром еще было прохладно, но к полудню воздух разогревался, и на детской площадке, где резвилась ребятня, можно было скинуть курточку, шапку и поиграть в мяч в одной кофте.
Как только растаял снег и просохла грязь, ребята выкатили на улицу велосипеды. Ух, как же Петька завидовал им. Особенно тем, у кого они были скоростные, с амортизаторами, ребристыми шинами, блестящие новыми красивыми надписями.
Петькина мечта
Будь такой велик у Петьки, он бы считал самым счастливым нас свете. Но у мальчугана его не было. То есть он как бы был, но не такой. Мама ездила на работу на стареньком скрипучем "Харькове", который остался еще от дедушки. Конечно, мать иногда давала покататься на велосипеде и сыну. Но чаще уезжала на нем на работу. Она была медсестрой в городской больнице. А Петька оставался один в коммуналке. С завистью смотрел он в окно со своего второго этажа. Там, внизу, на модных велосипедах рассекали по двору ребята.
Петька был парнем смышленым и без слов понимал, что лишних денег у матери на новый велик нет. Она тянула сына одна. Отца своего мальчик не знал. Мама о нем ему никогда не рассказывала. Точнее – не хотела рассказывать, потому что он их бросил.
Но мечта, куда же от нее деться? И Петька страстно начал к ней идти. Сначала он собирал всю мелочь, какую иногда мама разрешала оставить себе после похода в магазин, потом с нетерпением ждал нового года. Тогда, в канун Рождества Христова, можно будет пойти христославить по соседям и тоже получить маленькую, но свою денежку. А уж после зимы наступала весна – лучшее время для Петьки. 5 апреля он праздновал свой день рождения. И хотя большое торжество в семье не собирали, Петькин крестный переводом из далекого города иногда присылал крестнику несколько сотен рублей.
Не весть какие деньги, но и таких мальчик долго не видел. Ведь материной зарплаты хватало на коммуналку и продукты, да еще Петьке на кой-какие вещи да школьные принадлежности. В одних штанишках мальчуган порой ходил весь учебный год. Что уж тут расписывать – жили бедно и экономили на каждой копейке.
Петька с затаенным дыханием каждый раз пересчитывал свои сбережения. Но до заветной суммы, которой хватило бы на велик, копить предстояло такими темпами еще лет двадцать. А там Петька вырастет, и зачем ему тогда такой велик? Ну да ладно. А вдруг произойдет какое-то чудо, и на Петьку возьмут да и свалятся с неба деньги?
Об этом мальчишка мечтал день ото дня, и как-то уже по привычке начал рассматривать дорогу перед собой, вдруг кто-то денежку обронил?
Нелегкий выбор
В этот день мама отправила Петьку в магазин. Нужно было купить хлеба и круп. Впереди метрах в сорока двигался в попутном направлении пожилой мужчина. Петька насвистывал себе под нос веселую песенку, не забывая по привычке внимательно посматривать себе под ноги. Неожиданно мальчик увидел вдали черную точку. Очевидно, это выпало из кармана идущего впереди пешехода.
Петька, затаив дыхание, приближался к ней. Старенький дедушка как ни в чем не бывало продолжал идти. Похоже, он ничего не заметил. Наверное, что-то доставал из кармана, платок, может быть, и ЭТО зацепил. А он, наверное, кошелек, выпал и лежит на тротуаре. Петькино сердце бешено заколотилось. Мальчишка обернулся. Сзади никого не было. Лишь где-то далеко, метрах в трехстах, кто-то ехал на велосипеде. Это был знак.
Петька ускорил шаг и дошел, наконец, до кошелька. Схватил его дрожащими руками и засунул за пазуху курточки. Дедушка впереди продолжал идти, не замечая пропажи.
Петька решил свернуть с дороги. Рядом была лесополоса. Уйдя с тротуара, мальчик побежал к порослям клена. Здесь, на пожухлой прошлогодней листве, он достал находку, открыл кошелек и лихорадочно начал пересчитывать купюры. Одна пятитысячная бумажка, четыре тысячные, две пятисотенные и еще мелочь.
Да тут десять тысяч рублей! Теперь Петька купит себе велосипед. Уж тогда ребята будут завидовать. И еще подумать надо, дать покататься или нет. Вот возьму и не дам. А как же мама? Как ей объяснить, откуда столько денег. Может сказать, что нашел?
– Нет, она честная, подаст объявление в газету, дескать, верну найденные деньги, так что не выйдет, – рассуждал мальчуган. – Тогда скажу, что на велосипед мне крестный деньги передал через знакомых. Да, а приедет он к нам нескоро, может через год или два, все тогда и забудется. Но что это еще в кошельке? Какие-то бумажки? А-а-а, чеки на лекарства. И зачем они деду, чего их собирать? Ой, дорогие какие: 549 рублей, а этот 1780 рублей, а этот 720! Что же это, дед на лекарства чуть не полпенсии своей тратит? А я еще у него все и забрал? Хотя почему забрал? Он же потерял, а я нашел. Он сам виноват, лучше смотреть надо было. Вот мама однажды потеряла деньги. Правда не столько, кажется тысячу, когда на рынке что-то покупала. Как она расстроилась тогда, даже плакала ночью, я то притворился, что сплю, все слышал. Она мне новые туфли к школе хотела купить, но сначала рубашку. После рубашки-то и обронила деньги...
Мальчик вдруг потерял радость от находки: "Да, жаль деда, наверное, тоже плакать будет? А зачем мне тогда велосипед? Это ж я на чужом горе кататься буду? Как же так, а друзья что скажут? Ну и пусть смеются. Этот дедушка ведь не виноват, что мы с мамой бедно живем, а папка нас давно бросил...".
Петька, скомкав, затолкал обратно все купюры, насыпал сверху мелочь и, подскочив, побежал догонять деда. Но пожилого мужчины на улице не было. Мальчик вдруг осознал, что наделал и заплакал навзрыд.
По заслугам и награда
Растирая слезы руками, он пошел туда, куда направлялся пенсионер. Вдруг еще удастся его где-нибудь застать.
– Что случилось, молодой человек, – раздался голос в стороне.
Петька утер глаза рукавом куртки и обернулся в сторону. На скамейке в парке сидел тот самый пожилой мужчина и утирал пот со лба носовым платком.
Петька на ватных ногах пошел к нему. Он уже все решил и знал, какой позор ждет его через минуту. А потом может и в милицию заберут, мать узнает. Все, жизнь Петьки теперь пошла под откос. Ну да что делать? Не надо было воровать. И мама так всегда учила.
– Я... это... вот... это ваше.... – покраснел как рак мальчика и протянул кошелек дедушке.
– Что такое, не может быть, – засуетился мужчина, обхлопывая карманы. – Неужто, неужели, это ты....
Петька стоял не в силах вымолвить слова. Слезы налетели новой волной. Вот и все, сейчас милицию вызовет, и поедет Петька в тюрьму.
Но старик не стал вызывать милицию. Он подошел к Петьке, быстро проверил содержимое кошелька и сгреб мальчика в объятья.
– Внучок ты мой дорогой, ты даже не представляешь, что для меня сделал, – расчувствовался ветеран. – Это ведь вся моя пенсия. А дома больше ни копейки. Ты даже не представляешь, как меня выручил. Как тебя зовут, герой?
– Я... меня... Петя, – всхлипывающим голосом ответил мальчик.
– Петр, камень значит, ну ты молодец! Такой молодой и такой честный. Я это никогда не забуду, поверь, – воодушевился мужчина.
И тут бы Петру уйти, и все бы закончилось. Но душа мальчика в этот момент готова была разорваться, если он не скажет всего до конца. И он сказал.
– Я видел, как кошелек упал, подобрал его и ушел в кусты, там пересчитал деньги и хотел купить велосипед. У всех ребят он есть, а у меня нет. Все, я виноват, теперь ведите меня в милицию, – и Петька вновь заплакал, но уже какими-то легкими слезами, словно камень с плеч сняли.
Дедушка внимательно посмотрел на мальчика и сказал: "Ну что же, пошли со мной".
Развязка
Петька, услышав приговор, пошел за дедом. Еще можно было сбежать, но он не мог себе этого позволить. Теперь нужно было отвечать. мать всегда так учила – идти до конца. Сказал слово – выполни его. Слезу застилали глаза мальчугана, дорогу он почти не видел. Идти пришлось недолго. Петька сразу и не заметил, что пришли они не в милицию, а в какой-то частный дворик.
Проследовали по дорожке между аккуратных грядок цветника и подошли к большой постройке. Похоже это был сарай или гараж.
–Ну вот, – решил Петька. – Сюда меня и посадят, пока милиционеры за мной не приедут.
– Меня Иван Тихонович зовут, – сказал пожилой мужчина, открывая большой английский замок ключом. – И есть у меня сынок – Ваня. Правда, он намного старше тебя. Ему в этом году исполнилось 30 лет. Но когда-то он был таким же маленьким как ты.
Иван Тихонович замолчал и скрылся во мраке сарая. Петька же, закусив губу и опустив глаза в землю, продолжил понуро ожидать своей участи.
– Ну и вот, – вновь продолжил монолог мужчина. – В детстве Ванька катался вот на этом велосипеде. Это – "Орленок". В те годы он был мечтой всех сельских ребятишек. Я поначалу для внуков берег, да только далеко они сейчас, редко приезжают, да и есть у них свои велики, а у тебя нет, так что забирай, катайся на здоровье! Только вот колеса сейчас подкачаю, а то спустили, наверняка, за годы.
Ванькины слезы вмиг пересохли, он поднял восторженное лицо на дедушку, потом перевел взгляд на велосипед, потом снова на дедушку.
–Так вы на меня не сердитесь? – спросил он мужчину.
–Бог ты мой, да за что? Я же говорю, что ты мой спаситель, – ответил дед. – Ну а то, что мысли плохие пришли, так это всегда бывает, даже со взрослыми. Знаешь, у каждого человека есть Ангел-хранитель и демон-искуситель. Первый к доброму ведет, а второй ко злому. А ты сегодня своего Ангела-хранителя послушался, за что же мне тебя ругать? Пойдем лучше на улицу, сейчас с тобой сиденье по росту отрегулируем.
Петька не мог нарадоваться подарку.
– А можно я к вам в гости приходить буду, ну там, помочь может чем? - спросил Петька своего благодетеля.
– Конечно, приходи, когда захочешь. Я один живу, скука, – ответил Иван Тихонович и с улыбкой потрепал Петьку по волосам.
P.S. Вечером Петька уже вовсю катался на новом велосипеде. И пусть он был не таким крутым, как у некоторых ребят, без нескольких скоростей и ручных тормозов, зато свой собственный. А Петина мама, узнав про добрый поступок сына, впервые за много лет улыбнулась. Значит, не зря сына воспитывала. Слава Богу за все.
Спасибо за внимание