Найти в Дзене
Михаил Ванеев

Фотографы имели свободу

Эксклюзивное интервью для проекта «НА СЦЕНЕ и ЗА КУЛИСАМИ ★ ON STAGE AND BACKSTAGE»
Дик Барнетт (Dick Barnatt) — английский фотограф, такая же легенда, как и те кого он фотографировал: Led Zeppelin, Rolling Stones, Alice Cooper, AC/DC, Slade, Uriah Heep, Rod Stewart, Elf, The Sweet и многих других.
Dick Barnatt
Dick Barnatt

Дик, приходилось ли вам бывать в России?

— Я был в России вот уже четыре раза, где фотографировал маршрут Транссибирского экспресса по поручению английской туристической компании GWL, специализирующейся на путешествиях класса люкс.

Что для вас фотография?

— Для меня фотография была способом самовыражения. Вообще, изначально я обучался живописи в художественном колледже, но найти работу в качестве художника оказалось слишком трудно, что и привело меня к карьере фотографа.

С чего начиналась ваша карьера фотографа?

— Я начал с самых азов — учился печатать фотографии, постигал тонкости фотохимических процессов и работы в проявочной.

Ваш первый гонорар?

— Мой первый авторский гонорар, полученный от Таймс, составлял 12 фунтов стерлингов — за фотографии (музыканта) Андре Превина, (композитора) Джонни Мерсера и (писателя-драматурга) Дж. Б. Пристли. Но они принадлежали, скорей, миру классического искусства, нежели рок-сцене.

Johnny Mercer, J.B. Priestley, London 1974. Photo by Dick Barnatt
Johnny Mercer, J.B. Priestley, London 1974. Photo by Dick Barnatt

— А какой был гонорар в 70-х за фотографию для разворота или обложки пластинки?

— Сумма варьировалась, в зависимости от исполнителя и бюджета. В среднем — около 500 фунтов за обложку и 800 за разворот, но гонорар за некоторые особо сложные обложки исчислялся тысячами.

— Что помогало вам развиваться, как фотографу?

— Моему развитию в фотографии способствовали люди, с которыми я работал и которые помогали мне в этом деле. Когда я только начал фотографировать, я подружился с одним фотографом. Спустя четыре года я снова пересекся с ним — к тому времени, он достиг успеха в музыкальном бизнесе, и он предложил мне работать с ним в качестве менеджера его студии, чем я и начал заниматься в 1973 году. Его звали Фин Костелло (Fin Costello), и на протяжении следующих нескольких лет, что мы работали вместе, я действительно узнал много нового. Когда Фин решил покинуть Великобританию и направился с Deep Purple в тур по Штатам, я принял решение основать свою собственную студию. Я открыл ее в феврале 1974 года. Но прежде чем я покинул студию Фина, к нам заглянул еще один фотограф — Барри Левайн (Barry Levine), который прилетел из Штатов снимать здешнюю глэм-роковую группу на обложку их нового альбома. Мы провели добрую часть вечера, обсуждая с ним, как добиться эффекта отражения группы для обложки. Группа называлась The Sweet, а этим альбомом был "Sweet Fanny Adams". Я тогда и не помышлял, что еще через пару лет буду их фотографом. Мы с Фином остаемся друзьями и держим связь друг с другом даже спустя все эти годы, несмотря на то, что оба отошли от дел.

— Кому-то процесс фотографирования нравится, кому-то нет. Все относятся к этому по-разному. Как по вашему мнению должен относится к работе с фотографом артист?

— Я считаю, артист должен относиться к этому с профессионализмом, а также иметь достаточно веры в фотографа, чтобы позволять тому давать указания. Но также я считаю, что этот процесс должен быть достаточно веселым и ненапряжным.

Led Zeppelin. Photo by Dick Barnatt
Led Zeppelin. Photo by Dick Barnatt

— Перед каждым фотографом стоит задача своего продвижения. Как вы занимались своим продвижением?

— В нашем распоряжении не было социальных медиа, поэтому, как правило, у нас было портфолио с лучшими работами, да телефон для связи с заказчиками. Впрочем, большинство моих клиентов появилось по рекомендациям других клиентов, и это как раз то, что я называю удачей и нахождением в верном месте в верное время.

— Как, на ваш взгляд, изменилось сегодняшнее отношение людей к процессу фотосъемки по сравнению с тем, когда вы начинали работать?

— Думаю, в семидесятых было гораздо проще, музыканты были более непринужденными, и все обычно заканчивалось заключением сделки с группой, либо менеджером, и, наконец, издательской компанией. И фотограф, казалось, располагал полным контролем — а, значит, фотографии получались намного более персональными. Сегодня исполнителя окружает целая свита — стилисты, визажисты, рекламщики, менеджмент, и все они преграждают фотографу дорогу к действительно уникальным фотографиям. Нам повезло иметь свободу, работая в музыкальном бизнесе тогда.

AC/DC. Photo by Dick Barnatt
AC/DC. Photo by Dick Barnatt
AC/DC. Photo by Dick Barnatt
AC/DC. Photo by Dick Barnatt

— Что позволяло вам добиваться доверия и близости с артистами в закулисных съемках?

— Пожалуй, единственный ответ здесь — я всегда оставался верным себе, всегда относился к своим клиентам с уважением, и старался вести себя по возможности дружелюбно, не выказывая эго и не навязывая свою позицию.

The Faces. Photo by Dick Barnatt
The Faces. Photo by Dick Barnatt

— Что на ваш взгляд лучше: цифра и пленка?

— Мне сложно ответить на этот вопрос, поскольку изображения на пленке отличаются от цифровых изображений. Я считаю аналоговую фотографию более органичной, меня радует ее постепенное возвращение к жизни. Впрочем, мне нравятся эффекты и качество цифровых фото; не думаю, что эти фотографии менее ценны из-за того, что они делаются мгновенно. К тому же, цифровая фотография сделала фотоискусство доступным для всех: ушли в прошлое те времена, когда требовалось дождаться проявки, чтобы увидеть свои снимки. Сегодня встречаются изумительные снимки, созданные любителями.

Что вы выберете сегодня: цифра или пленка?

— Сегодня я снимаю на цифру, все-таки мы живем в цифровой век. К тому же, она дает мне больше возможностей для работы над итоговым снимком.

The Sweet. Photo by Dick Barnatt
The Sweet. Photo by Dick Barnatt

— Ваши фотографии 60-х, 70-х годов были востребованы тогда, а сегодня стали еще более ценными. Как вы думаете, какова может быть судьба сегодняшних фотографий через 30-50 лет? Будут ли они такими же ценными, как то, что вы сделали 50 лет назад, ценно сегодня?

— Я думаю, они по-прежнему будут цениться, но, возможно, уже не так высоко, как снимки, сделанные на фотопленку. С приходом цифры, фотографий стало так много, что результат обесценивается; в то время как работая с пленкой, у вас получалась всего пара-тройка фотографий, которые становились культовыми.

— Самая знаковая съемка в вашей карьере фотографа?

— Самым памятным концертом было выступление Джерри Ли Льюиса (Jerry Lee Lewis) в Хаммерсмит Одеон. Мне позвонил мой приятель Фил Чен, старый басист Рода Стюарта, и пригласил поснимать аккомпанирующую группу Джерри. В нее вошли Вэн Моррисон, Роберт Плант (Led Zeppelin), Брайан Мэй (Queen), Дэйв Дэвис (The Kinks), Джон Лодж (Moody Blues), Дэйв Эдмондс (Rockpile) и еще несколько музыкантов, плюс собственная группа Джерри. Пока мы ждали за сценой в гримерке, Джерри явился, тут же направился на сцену и незамедлительно принялся играть, а за пять минут до конца он встал из-за пианино, ушел со сцены и уехал обратно в отель. Сфотографировать его с группой так и не удалось, но музыканты все равно были в восторге от того, что играли с ним.

Jerry Lee Lewis All Star Band, Hammersmith Odeon, Londom, 1988. Queen guitarist Brian May, guitarist Kenny Lovelace, bassist Phil Chen, guitarist James Burton and drummer Jimmy Isbell. Photo by Dick Barnat.
Jerry Lee Lewis All Star Band, Hammersmith Odeon, Londom, 1988. Queen guitarist Brian May, guitarist Kenny Lovelace, bassist Phil Chen, guitarist James Burton and drummer Jimmy Isbell. Photo by Dick Barnat.

И в заключении можете назвать 5 основных составляющих фотографа Дика Барнатта?

— Везение оказаться в нужном месте в нужное время;
— Грамотное наставничество в вопросах обработки фото и освещения;
— Серьезный рабочий настрой;
— Готовность работать во имя самой работы, а не ради денег (просто поразительно, сколько раз это в итоге окупалось);
— Открытость к экспериментам, к испробованию не самых простых и очевидных приемов.

Дик Барнетт (Dick Barnatt)

Перевод: Максим Епанчинцев

НА СЦЕНЕ и ЗА КУЛИСАМИ ★ ON STAGE AND BACKSTAGE © Art Direction & Photographer Mikhail Vaneev / Waniewski