Найти тему
Николай Николаев

«Дело хорошее и мы надеемся на хорошие перспективы». Социолог Игорь Задорин о социальном предпринимательстве в России

Социальное предпринимательство по определению приносит пользу, и для того, чтобы оно жило и развивалось, участники должны понимать, куда и как им двигаться. Пока ключевые вопросы, связанные с понятием «социального предпринимательства» остаются открытыми. Николай Николаев в программе «NIKOLAEV Podcast» на YouTube -канале поговорил на эту тему с Игорем Вениаминовичем Задориным, организатором и руководителем исследовательской группы «ЦИРКОН».

Социальная предпринимательство – это высокая миссия

Недавно принятый новый закон о социальном предпринимательстве, по мнению самих предпринимателей, не оправдал их ожиданий и лишь усугубил состояние неопределенности в этой сфере. Заниматься социальным предпринимательством в России по-прежнему очень сложно, и мало кому по плечу. Игорь Задорин говорит о тех людях, без которых этого явления не было бы в принципе, - об энтузиастах, людях с открытым сердцем, неравнодушных к чужим бедам и нуждам. Таких людей немного, потому что «надо иметь определенные характеристики и волю для того, чтобы делать бизнес в этой сфере и быть ориентированным на позитивные социальные изменения. Это высокая миссия».

О том, как непросто нести эту миссию, говорят и результаты опросов, проведенных группой «ЦИРКОН» в 2013 и 2018 году. Игорь Вениаминович рассказывает, что подавляющее большинство опрошенных социальных предпринимателей в 2013 году, в 2018 уже таковыми не являлись. Они либо перешли в обычный бизнес, либо ушли совсем. Налицо «эффект выгорания». Таким образом, жизненный цикл настоящего социального предпринимательства оказывается очень небольшим, максимум до 10 лет. Устойчивых предприятий – по пальцам пересчитать. Это говорит о том, что государство пока рассчитывать на решение социальных проблем с помощью социального предпринимательства не может.

Ассоциация, которой до сих пор нет

Одна из проблем в этой области, по мнению Игоря Вениаминовича, – отсутствие у социального предпринимательства внутренних ресурсов. Дело в том, что последние 10 лет оно развивалось не за счет потребителей, а за счет участия внешних сторон – государства, фондов развития, крупного бизнеса. Следствием того, что основными игроками в социальной сфере являются не сами предприниматели, а сторонние структуры, явилась «вертикальная» система коммуникации. Предприниматели взаимодействуют с внешними субъектами гораздо больше, чем между собой. И такая схема, по мнению Игоря Вениаминовича, не способствует развитию. Он говорит, что сейчас ставится вопрос о том, чтобы организовать горизонтальные связи. Участники последнего исследования одним из важных моментов развития социального предпринимательства называли создание Ассоциации социальных предпринимателей, которая позволит им взаимодействовать, обмениваться опытом, запускать совместные проекты. Это позволит гораздо более эффективно работать и развиваться.

Новые горизонты

Сейчас социальное предпринимательство ориентировано в большей степени на малоимущие и ущемленные слои населения. Именно такие категории требуют социальной поддержки в первую очередь. Это объективно обусловленная сфера приложения усилий, связанная с общей ситуацией в стране. Но было бы здорово, считает Игорь Задорин, если бы социальные предприниматели пошли и в другие области. Например, в социальные инновации и технологии, новые общественные пространства. Двигаясь в сторону передовых групп населения, за их интересами и потребностями, социальный предприниматель получил бы дополнительные стимулы и ресурсы.

Смотрите Youtube-канале Nikolaev.podcast: Закон о социальном предпринимательстве
Смотрите Youtube-канале Nikolaev.podcast: Закон о социальном предпринимательстве

Какие модели по вовлечению людей в социальную деятельность сейчас существуют?

Игорь Вениаминович выделяет две ключевые модели организации социального предпринимательства:

1. Модель, основанная на энтузиазме конкретного предпринимателя, имеющего зачастую обычный бизнес, приносящий доход. Этот доход позволяет ему создать социальное предприятие.

2. Модель, основанная на импакт-инвестициях (инвестициях социального воздействия). Крупный меценат, благотворитель не просто осуществляет прямую поддержку малоимущих и нуждающихся слоев населения, а инвестирует в предприятие или в конкретный проект, имеющий положительный социально – преобразующий эффект. Такая поддержка на начальном этапе запуска проектов очень важна, так как она позволяет дождаться устойчивых социальных изменений.

Полную версию беседы с Игорем Вениаминовичем Задориным можно посмотреть на YouTube-канале Nikolaev.Podcast