Найти тему

Готическая резьба по кости

Оглавление

Бивни слона ценились в средневековой Европе как экзотический редкий материал для изготовления предметов роскоши. Во времена Каролингской, Саксонской и Романской эпох слоновая кость в основном использовалась для создания драгоценных обложек книг, предметов богослужения, от сосудов для святой воды до олифантов(духовой музыкальный инструмент в виде рога) и рак для мощей, а также декоративных плакеток для церковной мебели. 

Диптих с коронацией Богородицы и Страшным судом, слоновая кость,12,7x13x1,9 см, XII в., Франция.  Этот диптих для домашних молитв иллюстрирует как награду за благочестие, так и последствия проклятия. Левая створка представляет собой коронацию Богородицы. Внизу свиту спасенных душ, включая нищего монаха, короля, папу и, возможно, дьякона, ведет вверх по лестнице в небесный рай ангел, указывающий путь. На правой створке Христос в сопровождении ангелов, несущих орудия Страстей, показывает раны от распятия. Когда мертвые восстают из могил, преклонившие колени Дева Мария и святой Иоанн Креститель служат их заступниками на Страшном суде. Проклятые появляются в правом нижнем углу, низвергнутые в пасть ада.
Диптих с коронацией Богородицы и Страшным судом, слоновая кость,12,7x13x1,9 см, XII в., Франция. Этот диптих для домашних молитв иллюстрирует как награду за благочестие, так и последствия проклятия. Левая створка представляет собой коронацию Богородицы. Внизу свиту спасенных душ, включая нищего монаха, короля, папу и, возможно, дьякона, ведет вверх по лестнице в небесный рай ангел, указывающий путь. На правой створке Христос в сопровождении ангелов, несущих орудия Страстей, показывает раны от распятия. Когда мертвые восстают из могил, преклонившие колени Дева Мария и святой Иоанн Креститель служат их заступниками на Страшном суде. Проклятые появляются в правом нижнем углу, низвергнутые в пасть ада.

Поставки слоновьих бивней сократились в XII веке, но когда слоновая кость снова появилась в Северной Европе в середине XIII века, художники быстро возобновили искусство резьбы. Однако вместо возрождения более ранних форм готического периода появился новый ассортимент предметов из слоновой кости: статуэтки и скульптурные группы для церкви или частного дома; небольшие рельефы, называемые диптихами (две панели), триптихами (три панели) и полиптихами (много панелей) с религиозными сюжетами, предметы роскоши, такие как расчески, зеркала, шкатулки. Золотой век готической резьбы по слоновой кости охватывал полтора века, примерно с 1230 по 1380 год, когда поставки слоновой кости в Северную Европу снова сократились из-за экспансии Османской империи в Северную Африку и Восточное Средиземноморье.

Материал, техника и торговля

Бивень слона - это удлиненный верхний резец, состоящий из материала, насыщенного коллагеном —дентина. Слоновая кость, используемая в готический период, была в основном от африканского слона, а не от меньшего азиатского слона с Индийского субконтинента. Ремесленники стремились максимально использовать материал, избегая при этом как полости пульпы (сужающейся конусообразной пустоты в основании бивня), так и более твердого и хрупкого наружного слоя. Это природное строение материала, наряду с сужающейся конической формой бивня, ограничивало размеры скульптур, которые художник мог создать из бивня.

Правила парижской гильдии Livre des Métiers, написанные Этьеном Буало по приказу короля Людовика IX в 1260-х годах, содержат важную информацию о различных ремеслах, в том числе о резьбе по слоновой кости в готический период. Специализированной гильдии резчиков по слоновой кости в середине XIII в. не существовало, но ряд мастерских имели лицензию на изготовление изображений из различных материалов, включая камень, дерево и слоновую кость. Из этого мы заключаем, что один и тот же резчик мог работать в разных материалах, при необходимости адаптируя свои навыки. Придворный и церковный инвентарные описи того периода дополнительно фиксирует имущество учреждений и отдельных лиц, позволяя идентифицировать некоторые конкретные предметы и предоставляя более полное представление о месте резьбы по слоновой кости среди других предметов роскоши.

Диптих со сценами из жизни Христа и Богородицы, Святого Михаила, Иоанна Крестителя. Слоновая кость, сер. XIV в., Германия, 25,5 x 21,1 x 0,9 см
Диптих со сценами из жизни Христа и Богородицы, Святого Михаила, Иоанна Крестителя. Слоновая кость, сер. XIV в., Германия, 25,5 x 21,1 x 0,9 см

Резьба по кости и религия

Когда слоновая кость вновь появилась на европейских рынках, популярным сюжетом были статуэтки Богородицы с младенцем. Дева Мария была подходящим выбором, поскольку сама слоновая кость олицетворяла чистоту и целомудрие средневекового ума —качества, связанного с Богородицей. Эти фигурки использовались в литургии и помещались на главный алтарь в определенные праздники в честь Богородицы.

Мадонна с младенцем на троне, слоновая кость, 1260–80 гг, высота 18,4 см, Франция.
Эта статуэтка Богородицы с Младенцем была изготовлена ​​в то время, когда Париж был главным европейским центром резьбы по слоновой кости. Первоначально Богоматерь сидела на металлическом троне, на голове у нее находилась корона с драгоценными камнями и, возможно, скульптура была частью миниатюрного полиптиха, также сделанного из слоновой кости и драгоценных металлов.
Мадонна с младенцем на троне, слоновая кость, 1260–80 гг, высота 18,4 см, Франция. Эта статуэтка Богородицы с Младенцем была изготовлена ​​в то время, когда Париж был главным европейским центром резьбы по слоновой кости. Первоначально Богоматерь сидела на металлическом троне, на голове у нее находилась корона с драгоценными камнями и, возможно, скульптура была частью миниатюрного полиптиха, также сделанного из слоновой кости и драгоценных металлов.

Статуэтки и барельефы также могли быть скомпонованы в сложные композиции запрестольных образов.

В XIII-XIV вв. торговля слоновой костью была тесно связана с международными рынками, которые поставляли красители для текстильной промышленности Северной Европы. Чтобы обойти медленные и дорогостоящие сухопутные пути, средиземноморские купцы во второй четверти XIII в. открыли новый маршрут перевозок непосредственно из Средиземного моря в Ла-Манш через Гибралтарский пролив. Этим путем поставлялись и избранные драгоценные товары с Востока и Африки, в том числе слоновые бивни. Растущее предложение слоновой кости сделало ее модной, но при этом постепенно снизило цену настолько, что к началу XIV века личные туалетные принадлежности можно было делать из материала, который ранее был прерогативой церкви в Европе.

Несмотря на это, изготовление традиционных изделий из слоновой кости по-прежнему продолжалось. Распятия из слоновой кости были либо центральным элементом сцен со множеством фигур, либо размещались на отдельно стоящем алтарном кресте. Посохи, которые носили аббаты и епископы как символ их пастырского служения, с раннехристианской эры часто делали из слоновой кости. Настоятели и епископы готической эпохи продолжили эту традицию. 

Распятый Христос, ок. 1260–80, Франция, 16,8 см. Страдания Христа на кресте были настолько важны в готическом искусстве, что в середине тринадцатого века существовала гильдия, занимавшаяся резьбой исключительно таких изображений, в том числе из слоновой кости.
Распятый Христос, ок. 1260–80, Франция, 16,8 см. Страдания Христа на кресте были настолько важны в готическом искусстве, что в середине тринадцатого века существовала гильдия, занимавшаяся резьбой исключительно таких изображений, в том числе из слоновой кости.

Предметы, предназначенные для домашней молитвы, часто создавались по образцу других произведений религиозного искусства. Наиболее характерными являются полиптихи из слоновой кости, которые, кажется, перекликаются с более крупными скульптурами в церквях.

Полиптихи (складни) обычно состоят из центральной панели с рельефным изображением Богородицы с младенцем. Откидные боковые панели с рельефной резьбой как правило изображают сцены из младенчества Христа. В пространстве жилища физическое открытие и закрытие полиптиха позволяли владельцу символически разделять священное и светское время.

Складные резные иконы оказалась настолько популярны, что стали появляться всё новые их формы. Редкая форма квадриптиха по существу удвоила длину диптиха, что позволило более подробно рассказать священное повествование; появились религиозные резные книги с обложками и «страницами» из слоновой кости, воспроизведенными в книжном формате диптихов.

Светская резьба по кости

На рубеже XIVв., когда доступность слоновой кости увеличилась, выросла популярность предметов повседневного обихода из нее. Зеркала из слоновой кости, гребни, косметические сосуды и медальоны часто украшались барельефами из популярных романов, воспевающих достоинства придворной любви - подходящее украшение для предметов, которыми пользовались аристократические дамы. Также были популярны шкатулки из слоновой кости, украшенные такими сценами, как деяния Ланселота и подобными им. Шкатулки из слоновой кости, вероятно, изначально использовались как символы верности и предназначались для хранения любовных писем или драгоценностей. Опись Клеменции Венгерской, королевы Франции, проведенная после ее смерти в 1328 году, включает шкатулку из слоновой кости с резьбой, набор гребней и зеркал, шахматы, а также статуэтки святых.

Зеркало, слоновая кость, диаметр 10 см, XIV в.  Образ соколиной охоты, изображённый здесь, метафорически можно рассматривать как любовную сцену, так как средневековая литература часто проводила параллель между соколиной охотой и придворной любовью.
Зеркало, слоновая кость, диаметр 10 см, XIV в. Образ соколиной охоты, изображённый здесь, метафорически можно рассматривать как любовную сцену, так как средневековая литература часто проводила параллель между соколиной охотой и придворной любовью.

Угасание готической резьбы по кости

Геополитическая стабильность, которая способствовала процветанию текстильной промышленности и торговли слоновой костью в XIII веке, в конце XIV века снизилась. По ряду причин, включая экономические кризисы, эпидемии и экспансию Османской Империи в Северную Африку, нарушающих развитие торговых путей, поставки слоновой кости в Европу сократились. Стали широко использоваться заменители: рога, копыта, трубчатые кости животных. Продолжается изготовление изделий и из бивней слона, но их размер значительно уменьшается. Теперь это небольшие медальоны и плакетки.

Резьба по слоновой кости снова расцвела в конце пятнадцатого века, когда португальские моряки нашли новые торговые пути пути в Азию в обход османских территорий вдоль западного побережья Африки в регионе, который теперь известен как Берег Слоновой Кости. Они установили торговые отношения с королевствами Сьерра-Леоне и Бенин.

Это быстро пополнило запасы бивней в Европе. Новые предметы из слоновой кости отражали современные вкусы и религиозные традиции. Начиналась новая волна развития этого искусства.

Продолжение статьи о развитии резьбы по кости в Европе читайте в следующей части.

В нашем блоге мы публикуем все о резьбе по кости: техникаистория, уроки композиции, видео из нашей мастерской о том, как мы вырезаем скульптуры из бивня мамонта. Подписывайтесь и узнавайте много нового об этом уникальном искусстве!

©Артюхова Татьяна, перевод статьи Sarah M. Guérin

По материалам Metropolitan museum, изображения с сайта музея (открытый источник).