Бивни слона ценились в средневековой Европе как экзотический редкий материал для изготовления предметов роскоши. Во времена Каролингской, Саксонской и Романской эпох слоновая кость в основном использовалась для создания драгоценных обложек книг, предметов богослужения, от сосудов для святой воды до олифантов(духовой музыкальный инструмент в виде рога) и рак для мощей, а также декоративных плакеток для церковной мебели.
Поставки слоновьих бивней сократились в XII веке, но когда слоновая кость снова появилась в Северной Европе в середине XIII века, художники быстро возобновили искусство резьбы. Однако вместо возрождения более ранних форм готического периода появился новый ассортимент предметов из слоновой кости: статуэтки и скульптурные группы для церкви или частного дома; небольшие рельефы, называемые диптихами (две панели), триптихами (три панели) и полиптихами (много панелей) с религиозными сюжетами, предметы роскоши, такие как расчески, зеркала, шкатулки. Золотой век готической резьбы по слоновой кости охватывал полтора века, примерно с 1230 по 1380 год, когда поставки слоновой кости в Северную Европу снова сократились из-за экспансии Османской империи в Северную Африку и Восточное Средиземноморье.
Материал, техника и торговля
Бивень слона - это удлиненный верхний резец, состоящий из материала, насыщенного коллагеном —дентина. Слоновая кость, используемая в готический период, была в основном от африканского слона, а не от меньшего азиатского слона с Индийского субконтинента. Ремесленники стремились максимально использовать материал, избегая при этом как полости пульпы (сужающейся конусообразной пустоты в основании бивня), так и более твердого и хрупкого наружного слоя. Это природное строение материала, наряду с сужающейся конической формой бивня, ограничивало размеры скульптур, которые художник мог создать из бивня.
Правила парижской гильдии Livre des Métiers, написанные Этьеном Буало по приказу короля Людовика IX в 1260-х годах, содержат важную информацию о различных ремеслах, в том числе о резьбе по слоновой кости в готический период. Специализированной гильдии резчиков по слоновой кости в середине XIII в. не существовало, но ряд мастерских имели лицензию на изготовление изображений из различных материалов, включая камень, дерево и слоновую кость. Из этого мы заключаем, что один и тот же резчик мог работать в разных материалах, при необходимости адаптируя свои навыки. Придворный и церковный инвентарные описи того периода дополнительно фиксирует имущество учреждений и отдельных лиц, позволяя идентифицировать некоторые конкретные предметы и предоставляя более полное представление о месте резьбы по слоновой кости среди других предметов роскоши.
Резьба по кости и религия
Когда слоновая кость вновь появилась на европейских рынках, популярным сюжетом были статуэтки Богородицы с младенцем. Дева Мария была подходящим выбором, поскольку сама слоновая кость олицетворяла чистоту и целомудрие средневекового ума —качества, связанного с Богородицей. Эти фигурки использовались в литургии и помещались на главный алтарь в определенные праздники в честь Богородицы.
Статуэтки и барельефы также могли быть скомпонованы в сложные композиции запрестольных образов.
В XIII-XIV вв. торговля слоновой костью была тесно связана с международными рынками, которые поставляли красители для текстильной промышленности Северной Европы. Чтобы обойти медленные и дорогостоящие сухопутные пути, средиземноморские купцы во второй четверти XIII в. открыли новый маршрут перевозок непосредственно из Средиземного моря в Ла-Манш через Гибралтарский пролив. Этим путем поставлялись и избранные драгоценные товары с Востока и Африки, в том числе слоновые бивни. Растущее предложение слоновой кости сделало ее модной, но при этом постепенно снизило цену настолько, что к началу XIV века личные туалетные принадлежности можно было делать из материала, который ранее был прерогативой церкви в Европе.
Несмотря на это, изготовление традиционных изделий из слоновой кости по-прежнему продолжалось. Распятия из слоновой кости были либо центральным элементом сцен со множеством фигур, либо размещались на отдельно стоящем алтарном кресте. Посохи, которые носили аббаты и епископы как символ их пастырского служения, с раннехристианской эры часто делали из слоновой кости. Настоятели и епископы готической эпохи продолжили эту традицию.
Предметы, предназначенные для домашней молитвы, часто создавались по образцу других произведений религиозного искусства. Наиболее характерными являются полиптихи из слоновой кости, которые, кажется, перекликаются с более крупными скульптурами в церквях.
Полиптихи (складни) обычно состоят из центральной панели с рельефным изображением Богородицы с младенцем. Откидные боковые панели с рельефной резьбой как правило изображают сцены из младенчества Христа. В пространстве жилища физическое открытие и закрытие полиптиха позволяли владельцу символически разделять священное и светское время.
Складные резные иконы оказалась настолько популярны, что стали появляться всё новые их формы. Редкая форма квадриптиха по существу удвоила длину диптиха, что позволило более подробно рассказать священное повествование; появились религиозные резные книги с обложками и «страницами» из слоновой кости, воспроизведенными в книжном формате диптихов.
Светская резьба по кости
На рубеже XIVв., когда доступность слоновой кости увеличилась, выросла популярность предметов повседневного обихода из нее. Зеркала из слоновой кости, гребни, косметические сосуды и медальоны часто украшались барельефами из популярных романов, воспевающих достоинства придворной любви - подходящее украшение для предметов, которыми пользовались аристократические дамы. Также были популярны шкатулки из слоновой кости, украшенные такими сценами, как деяния Ланселота и подобными им. Шкатулки из слоновой кости, вероятно, изначально использовались как символы верности и предназначались для хранения любовных писем или драгоценностей. Опись Клеменции Венгерской, королевы Франции, проведенная после ее смерти в 1328 году, включает шкатулку из слоновой кости с резьбой, набор гребней и зеркал, шахматы, а также статуэтки святых.
Угасание готической резьбы по кости
Геополитическая стабильность, которая способствовала процветанию текстильной промышленности и торговли слоновой костью в XIII веке, в конце XIV века снизилась. По ряду причин, включая экономические кризисы, эпидемии и экспансию Османской Империи в Северную Африку, нарушающих развитие торговых путей, поставки слоновой кости в Европу сократились. Стали широко использоваться заменители: рога, копыта, трубчатые кости животных. Продолжается изготовление изделий и из бивней слона, но их размер значительно уменьшается. Теперь это небольшие медальоны и плакетки.
Резьба по слоновой кости снова расцвела в конце пятнадцатого века, когда португальские моряки нашли новые торговые пути пути в Азию в обход османских территорий вдоль западного побережья Африки в регионе, который теперь известен как Берег Слоновой Кости. Они установили торговые отношения с королевствами Сьерра-Леоне и Бенин.
Это быстро пополнило запасы бивней в Европе. Новые предметы из слоновой кости отражали современные вкусы и религиозные традиции. Начиналась новая волна развития этого искусства.
Продолжение статьи о развитии резьбы по кости в Европе читайте в следующей части.
В нашем блоге мы публикуем все о резьбе по кости: техника, история, уроки композиции, видео из нашей мастерской о том, как мы вырезаем скульптуры из бивня мамонта. Подписывайтесь и узнавайте много нового об этом уникальном искусстве!
©Артюхова Татьяна, перевод статьи Sarah M. Guérin
По материалам Metropolitan museum, изображения с сайта музея (открытый источник).