Найти тему
Городское хозяйство

Северный речной вокзал. Возвращение главной пристани столицы

Оглавление

Речные прогулки в жаркие летние дни – одно из любимых развлечений горожан. Москва-река с ее достопримечательностями, подмосковные водохранилища и круизы в другие города – все это становится доступным с открытием навигационного сезона. К этому моменту должны быть готовы не только флот, но и многочисленные московские пристани. В этом году специалисты Комплекса городского хозяйства к началу навигации подготовят 44 столичных причала – их общая площадь составляет больше 41 тысячи м2. Одновременно к ним могут пришвартоваться 159 судов. 34 судна из них, в том числе круизные лайнеры речного класса, может принять обновленный Северный речной вокзал.

О том, какой была главная пристань «порта пяти морей» в прошлом и о ее возрождении, читайте в нашем материале.

Фото: Комплекс городского хозяйства Москвы
Фото: Комплекс городского хозяйства Москвы

Порт пяти морей

Северный речной вокзал находится на берегу Химкинского водохранилища. Это одно из самых известных раннесоветских архитектурных сооружений Москвы. Здание вокзала строилось с 1933 по 1937 гг. по проекту архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского в стиле «сталинского ампира». Параллельно шло создание канала Москва — Волга, который с 1947 года стал называться Каналом имени Москвы.

Северный (Химкинский) речной вокзал, 1938 г. Вид с воды. Фото: Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации
Северный (Химкинский) речной вокзал, 1938 г. Вид с воды. Фото: Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации

Главной темой в художественно-архитектурном оформлении Северного речного вокзала стал образ столицы как порта пяти морей. Ведь благодаря открытию канала имени Москвы речные суда из столицы могли дойти до Азовского, Черного, Каспийского, Балтийского и Белого морей. В число основных круизных направлений вошли Санкт-Петербург, Ярославль, Казань, Нижний Новгород, Астрахань, Ростов-на-Дону, Волгоград.

Праздник на канале Москва-Волга, 1937. Фото: Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации
Праздник на канале Москва-Волга, 1937. Фото: Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации

Северный речной вокзал и его причалы пользовались большой любовью москвичей и гостей города в советские годы. Это был не просто транспортный объект, а полноценное место отдыха с парком и первоклассным рестораном.

На пике популярности в 1960 году пассажиропоток вокзала с учетом речных пригородных и экскурсионных маршрутов составлял 1,55 миллиона человек.

Северный речной вокзал. Перед посадкой на теплоходы, 1960-е гг. Фото: Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации
Северный речной вокзал. Перед посадкой на теплоходы, 1960-е гг. Фото: Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации

В 80-х годах прошлого века поток пассажиров стал заметно падать. В начале 90-х речные перевозки стремительно сократились. О парке Северного речного вокзала стали забывать.

Новая жизнь

В 2017 году здание и парк Северного речного вокзала были переданы в собственность города. В 2018 году начались работы по реставрации здания Северного речного вокзала. В 2019 году стартовало благоустройство территории парка и набережной.

Во время этих работ капитально отремонтировали 17 причалов: углубили дно до 3,5 метра, привели в порядок подпорные стенки и лестничные сходы, проложили кабельную канализацию и трубопровод для водоснабжения судов. Организовали электроснабжение пришвартованных судов от береговой сети. Это позволит снизить использование дизельных двигателей кораблями во время стоянки.

Фото: Комплекс городского хозяйства Москвы
Фото: Комплекс городского хозяйства Москвы
Больше половины причалов вокзала — объекты культурного наследия.

Чтобы пассажирам было комфортно, зону посадки и высадки Северного речного вокзала оградили, обустроили новые места досмотра, доступные и для маломобильных граждан. Кроме того, часть причальной стенки – с седьмого по двенадцатый причалы – выделили для экскурсионно-прогулочных маршрутов.

К началу навигации будет организована работа диспетчерской и береговой служб, которые отвечают за расстановку судов по причалам, обеспечивают швартовку и стоянку.


Фото: Комплекс городского хозяйства Москвы
Фото: Комплекс городского хозяйства Москвы


Выход из порта пяти морей первого круизного теплохода ожидается в конце апреля.

Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить «лайк» и подписаться. Впереди много интересного.

Комплекс городского хозяйства Москвы в соцсетях:

Вконтакте
Инстаграм
Фейсбук
Твиттер