Найти тему
ПАНТОГРАФ

Первые электропоезда ЭД2Т в Москве.

Предыдущий, 16-й выпуск рубрики «Фото ушедшей техники» был посвящен последним месяцам работы ЭР22 в Москве. После публикации материала и обсуждения в комментариях возникла мысль сделать дальнейшее продолжение статьи на этот раз уже о первых электропоездах ЭД2Т на Московском железнодорожном узле. «Почему ЭД2Т вдруг стали «логическим продолжением» ЭР22?» - спросит кто-то. Ответ не имеет под собой никакой технической составляющей, но прост и понятен из предыдущего материала – первые ЭД2Т на Московском узле в депо Перерва заменили собой последние ЭР22.

Вот с этого места и отправимся снова в недалекое прошлое.

Внимание! Все статьи из рубрики «Фото ушедшей техники» не относятся к модному ныне жанру «интернет-исследований». распространившемуся в том числе и на тему железнодорожной техники. То есть статья не являются набором фотографий на выбранную тему, найденных на просторах глобальной сети, сопровожденной текстом, также полученным, как правило, из интернет-источников. Все ровно наоборот: все предлагаемые Вашему вниманию фотографии из личного архива читателя канала, ранее никогда не публиковались. Сопроводительный текст является расширенным авторским пояснением на тему изображенных событий или страниц недавней истории железных дорог и (с одной стороны) не претендует на полноту информации или абсолютную правоту, с другой стороны – является описанием событий, в которых автор снимка был непосредственным свидетелем, а иногда и участником.

Итак, в начале 90-х, сразу после развала СССР крупнейший на пространстве умершего еще за несколько лет до этого «совета экономической взаимопомощи» и единственный в СССР производитель пригородных электро- и дизель-поездов Рижский вагоностроительный завод оказался «по ту сторону» границы, в независимой Латвии. Нет, новые хозяева завода не горели коварным желанием «оставить Россию без электричек», наоборот, наверное, хотели максимально сохранить выпуск продукции, равно как и свои доходы. Но – оплату требовали в «свободно конвертируемой валюте», да и по своим «свободным» расценкам. И это в то время, когда для взаиморасчетов между предприятиями катастрофически не хватало даже родных «деревянных». В связи с этим практически сразу же после распада СССР МПС РФ объявило об организации производства электропоездов непосредственно на территории России. В конечном итоге было создано два новых производства – в подмосковном Демихово и в Торжке. Но сегодня речь только о демиховских поездах. Первый российский электропоезд был выпущен заводом в сентябре 1993 года и сделал свой первый рейс из Орехово-Зуево до Москвы в октябре того же года. Хотя возможно рейсов было два (а может и больше), так автору попадались в разных изданиях фотографии ЭД2Т-0001 «того самого первого рейса» с информацией о маршруте как от Орехово-Зуево, так и от Железнодорожного. Столь быстрый (менее двух лет) срок появления и нового электропоезда, и нового производства стал возможен по стечению двух обстоятельств: во-первых электропоезд ЭД2Т был всего лишь версией уже существующего рижского ЭР2Т с рядом небольших модернизаций, уже отработанных в конце 80-х на опытном рижском ЭР29, а во-вторых, планы по организации производства промежуточных вагонов для рижских электричек на заводе в Демихово появились еще до развала СССР. Развал страны лишь убыстрил и дал новое содержание этим работам – теперь необходимо было организовать полноценное производство полносоставных поездов. Тут надо отметить и третье обстоятельство: первые ЭД2Т и не были полноценными электропоездами, а всего лишь комплектами из прицепных промежуточных и головных вагонов. В качестве моторных использовались вагоны от ранее выпущенных рижских ЭР2Т – какие наберутся. Так уже упоминавшийся первый ЭД2Т-0001 состоял из пяти вновь выпущенных вагонов, из них – двух головных и пяти моторных от ЭР2Т-7240. Впоследствии в состав добавили еще один промежуточный прицепной вагон. С промежуточными прицепными вагонами существует еще один интересный момент – первые демиховские вагоны в составе рижских электричек пошли по подмосковным направлениям немного раньше (по крайней мере с весны 1993 года) чем первый ЭД2Т. Новые вагоны обращали на себя внимание непривычно широкими тамбурами, а также (при детальном рассмотрении) – следами сварки на крыше и бортах, выдававшими то обстоятельство, что вагоны построены не с нуля, а на основе опять–таки ранее выпущенных рижских вагонов с «надставленными» тамбурами.

Так или иначе, но в ноябре 1993 года новый ЭД2Т-0001 появился в депо Перерва, а с 1994 года, после серии испытаний и доводки, начал перевозить пассажиров. 0001-й поезд отличался нехарактерным темно-красным «рубиновым» окрасом вагонов. Точно такой же цвет с завода имели большинство поездов из первой выпущенной десятки. Следом за ним, в начале 1994-го в Перерву поступили ЭД2Т-0003 и ЭД2Т-0004. Эти поезда (а точнее – комплекты вагонов) выделялись не только цветом (0003 –й имел стандартный для того времени зеленый цвет, а 0004 – голубой), но и тем обстоятельством, что изначально не пытались «прикидываться» полноценными поездами, а позиционировались именно как комплекты вагонов для формирования составов на месте из имеющегося наличия рижских моторных вагонов. На этом фоне с №0004 вышел казус – по непонятной причине на заводе этот поезд сочли «набором вагонов», а на Московской дороге – «электропоездом» (пусть и для окончательного формирования на месте, как и другие первые поезда). Итог всего – появилось сразу два ЭД2Т-0004 – один поехал в Перерве, другой – в депо Безымянка Куйбышевской дороги.

ЭД2Т-0001 (уже не в заводской окраске), 2001 год, ст. Тарусская
ЭД2Т-0001 (уже не в заводской окраске), 2001 год, ст. Тарусская
ЭД2Т-0003, 1995 год, ст. Люблино
ЭД2Т-0003, 1995 год, ст. Люблино
ЭД2Т-0004, 1995 год, депо Перерва
ЭД2Т-0004, 1995 год, депо Перерва

Тем временем летом 1994 года ДМЗ выпускает первый «полноценный» электропоезд с моторными вагонами своей сборки (пусть пока еще и рижским электрооборудованием) ЭД2Т-0006. В сентябре 1994, после испытаний и доукомплектования, вместе с №0007 он поступает в депо Перерва.

ЭД2Т-0007, 2001 год, ст. Люблино
ЭД2Т-0007, 2001 год, ст. Люблино

Позже, уже глубокой осенью 1994 года на Московском узле появляется ЭД2Т-0009 – он поехал по Ленинградскому направлению, поступив в депо Москва-Октябрьская. А под новый, 1995-й, в Перерву приехал с завода ЭД2Т-0010.

ЭД2Т-0009, 1995 год, Ленинградский вокзал
ЭД2Т-0009, 1995 год, Ленинградский вокзал

В следующем, 1995 году, в Москву, опять же в Перерву поступили ЭД2Т-0013, 0018, 0020, 0023, 0026. Номера 0018 и 0020 несли с завода бело-сине-красную окраску, как и некоторые другие поезда из второго десятка. В последующие годы парк депо продолжал комплектоваться ЭД2Т, а затем и ЭД4 в разных модификациях. А заводская окраска поездов на некоторое время станет стандартно зеленой, как и в советские времена.

ЭД2Т-0018 (заводская бело-сине-красная окраска), 1996 год, ст. Щербинка
ЭД2Т-0018 (заводская бело-сине-красная окраска), 1996 год, ст. Щербинка
ЭД2Т-0023 ,1997 год, депо Перерва
ЭД2Т-0023 ,1997 год, депо Перерва
ЭД2Т-0027, 1998 год, депо Перерва
ЭД2Т-0027, 1998 год, депо Перерва
ЭД2Т-0029, 1998 год, Белорусский вокзал
ЭД2Т-0029, 1998 год, Белорусский вокзал
ЭД2Т-0035, 1997 год ст. Кунцево-1
ЭД2Т-0035, 1997 год ст. Кунцево-1

Канал "ПАНТОГРАФ". Материал предоставлен для публикации на канале нашим читателем "AS".

Другие материалы канала по теме железных дорог:

Тепловозы и электровозы меня интересовали больше, чем паровозы. А Вас?

Разные железнодорожные фотографии Тулы. Фото ушедшей техники-8

«Машки» на земле Гашека

Нестандартный словацкий электровоз на широкую колею.

-11

Электропоезда
0