Накатавшись на промышленных канатках над ГОКом, мы доехали до Чиатуры. Надо сказать, что Чиатура с ее канатками была у меня под номером один в перечне интересностей Грузии – именно с нее этот перечень в свое время и начался. А узнал о столице канатных дорог я от Паши Макарова, моего старого приятеля и автора блога "Офисный планктон", побывавшего здесь несколько лет назад.
Однако, прибыв в город, мы узнали, что большинство канаток еще в 2016 году были закрыты на ремонт, а сами линии демонтированы. В итоге из десятка линий остались только две, идущие от самой первой станции, построенной еще в далеком 1954 году. На поиски этой станции мы и отправились.
Если не считать канатных дорог и марганцевых шахт, достопримечательностей в Чиатуре немного. В центре города ожидаемо доминирует здание управления АО "Чиатурмарганец":
Судя по архитектуре, сталинского времени постройки:
Жилые дома в Чиатуре весьма симпатичные, раскрашенные в разные цвета и разбросанные по разным уровням высоты – что и вызвало потребность в канатках. Кстати, слева виднеется верхняя станция той самой "линии №25", вроде как самой первой пассажирской канатной дороги в СССР:
В сквере стоит небольшой "памятник" канатке – символу города:
А вот и нижняя станция:
Внутри всё обшарпано, и даже рисунок шахтера на стене 2015 года укладывается в эту атмосферу советской аутентичности:
С потолка свисает ключ с роликом – то ли как прикол, то ли как что-то когда-то для чего-то нужное:
Одна из двух работающих канаток поднимается к промзоне, где должны быть марганцевые шахты:
Сюда мы сперва и отправились:
Квартальчик оказался полуживым – странно, что сюда вообще гоняют канатку, у нас бы давно закрыли:
Сооружения подсказывали, что где-то здесь можно залезть под землю:
Но и тут – забор и охрана. Причем, по их словам, шахта якобы уже не работает. Хотя может мы просто друг друга не поняли.
Так что снова осталось довольствоваться видом рельсов из-за забора – хотя такой изгиб путей с висящими над пропастью деревянными шпалами выглядит завораживающе:
Он же, вид снизу (на зуме):
Вид на город:
Центр – река Квирила и ж/д станция:
Чиатурмарганец и Дом культуры:
Верхняя станция "линии 25":
Ну всё, пора вниз:
На нижней станции пересаживаемся на другую линию. Кабинка и правда как будто из 1950-х годов:
"Линия 25" идет к жилым домам, поэтому тут уже очередь – в первую кабинку все не влезли, пришлось дождаться следующую:
Внутри гондолы:
Интересно, что здесь в кабинке сидит женщина, исполняющая роль кого-то вроде проводника или лифтера:
Поднявшись наверх, долго любуемся местными жителями, развалившимися прямо у стен станции:
Здешние панельки, несмотря на шикарный вид из окон, явно не пользуются спросом и даже не полностью обитаемы. Интересно, ржавые листы железа на стенах несли функцию ветрозащиты?
Зато тут есть настоящая обзорная площадка:
Из-за низкого солнца город видно плохо – сюда надо попадать в первой половине дня:
Скала над городом, в которой находятся шахты:
Здесь мы были полчаса назад:
Спускаемся обратно. Вид на ущелье Квирилы:
В тех местах, где грузовые канатки проходят над дорогой и домами, под ними натянуты сетки:
P.S. До двух других "отправных" станций канаток в дороге мы так и не дошли: товарищи, привыкшие к прекрасным лесам и горным водопадам, захотели поскорее сбежать из экологически неблагополучного города, в результате мы не провели в нем и полдня. Впрочем, судя по отсутствию канатов и гондол в кадрах, снятых со скал над городом, смотреть там было бы и не на что. В 2018 году в новостях писали, что французы вложили 16 млн долларов в проект реконструкции канатных дорог Чиатуры и планировали запустить три линии с центральной станции. Что из этого удалось воплотить в жизнь, я уже не узнавал…