Найти тему
ГОРИЗОНТЫ

Чиатура - столица канатных дорог

Накатавшись на промышленных канатках над ГОКом, мы доехали до Чиатуры. Надо сказать, что Чиатура с ее канатками была у меня под номером один в перечне интересностей Грузии – именно с нее этот перечень в свое время и начался. А узнал о столице канатных дорог я от Паши Макарова, моего старого приятеля и автора блога "Офисный планктон", побывавшего здесь несколько лет назад.

Однако, прибыв в город, мы узнали, что большинство канаток еще в 2016 году были закрыты на ремонт, а сами линии демонтированы. В итоге из десятка линий остались только две, идущие от самой первой станции, построенной еще в далеком 1954 году. На поиски этой станции мы и отправились.

Если не считать канатных дорог и марганцевых шахт, достопримечательностей в Чиатуре немного. В центре города ожидаемо доминирует здание управления АО "Чиатурмарганец":

-2

Судя по архитектуре, сталинского времени постройки:

-3

Жилые дома в Чиатуре весьма симпатичные, раскрашенные в разные цвета и разбросанные по разным уровням высоты – что и вызвало потребность в канатках. Кстати, слева виднеется верхняя станция той самой "линии №25", вроде как самой первой пассажирской канатной дороги в СССР:

-4

В сквере стоит небольшой "памятник" канатке – символу города:

-5

А вот и нижняя станция:

-6

Внутри всё обшарпано, и даже рисунок шахтера на стене 2015 года укладывается в эту атмосферу советской аутентичности:

-7

С потолка свисает ключ с роликом – то ли как прикол, то ли как что-то когда-то для чего-то нужное:

-8

Одна из двух работающих канаток поднимается к промзоне, где должны быть марганцевые шахты:

-9

Сюда мы сперва и отправились:

-10

Квартальчик оказался полуживым – странно, что сюда вообще гоняют канатку, у нас бы давно закрыли:

-11

Сооружения подсказывали, что где-то здесь можно залезть под землю:

-12

Но и тут – забор и охрана. Причем, по их словам, шахта якобы уже не работает. Хотя может мы просто друг друга не поняли.

-13

Так что снова осталось довольствоваться видом рельсов из-за забора – хотя такой изгиб путей с висящими над пропастью деревянными шпалами выглядит завораживающе:

-14

Он же, вид снизу (на зуме):

-15

Вид на город:

-16

Центр – река Квирила и ж/д станция:

-17

Чиатурмарганец и Дом культуры:

-18

Верхняя станция "линии 25":

-19

Ну всё, пора вниз:

-20

На нижней станции пересаживаемся на другую линию. Кабинка и правда как будто из 1950-х годов:

-21

"Линия 25" идет к жилым домам, поэтому тут уже очередь – в первую кабинку все не влезли, пришлось дождаться следующую:

-22

Внутри гондолы:

-23

Интересно, что здесь в кабинке сидит женщина, исполняющая роль кого-то вроде проводника или лифтера:

-24

Поднявшись наверх, долго любуемся местными жителями, развалившимися прямо у стен станции:

-25

Здешние панельки, несмотря на шикарный вид из окон, явно не пользуются спросом и даже не полностью обитаемы. Интересно, ржавые листы железа на стенах несли функцию ветрозащиты?

-26

Зато тут есть настоящая обзорная площадка:

-27

Из-за низкого солнца город видно плохо – сюда надо попадать в первой половине дня:

-28

Скала над городом, в которой находятся шахты:

-29

Здесь мы были полчаса назад:

-30

Спускаемся обратно. Вид на ущелье Квирилы:

-31

В тех местах, где грузовые канатки проходят над дорогой и домами, под ними натянуты сетки:

-32

P.S. До двух других "отправных" станций канаток в дороге мы так и не дошли: товарищи, привыкшие к прекрасным лесам и горным водопадам, захотели поскорее сбежать из экологически неблагополучного города, в результате мы не провели в нем и полдня. Впрочем, судя по отсутствию канатов и гондол в кадрах, снятых со скал над городом, смотреть там было бы и не на что. В 2018 году в новостях писали, что французы вложили 16 млн долларов в проект реконструкции канатных дорог Чиатуры и планировали запустить три линии с центральной станции. Что из этого удалось воплотить в жизнь, я уже не узнавал…