От маленькой табуретки до большого счастья прошла жизнь Андрейковского мастера
По всей стене маленькой кухонки супругов Александровых размещены фотобаннеры с изображением улицы, где стоит их родной дом. И не удивительно - вся жизнь прошла в Андрейково!
Несмотря на трудности, детство у нас было!
Родился Михаил Степанович в 1940 году. Отца, Степана Александровича, забрали на войну в самом начале, а вернулся он лишь в 1947 году, поэтому маме Падиан пришлось не сладко.
Михаил Степанович с волнением рассказывает о детстве:
- Мама работала в колхозе "Урал мари" разнорабочей. Помню большое поле и женщин, которые серпами жали рожь; мамины руки, изрезанные и исколотые. Мы, дети, тоже немало времени проводили на полях: пололи, собирали колоски. А то посылали нас в осинник рвать тонкие ветки. Заготовим гору, старшие парни приедут, сгрузят на телегу и отвезут на овцеферму. Мы - то ещё что, а вот ребятам постарше тяжело приходилось. Мой брат Иван уже с 12 лет самостоятельно возил на подводе зерно в Красноуфимский заготпункт. Однажды зимой вернулся весь обмороженный. Жили голодно. Хлеба не видели. Спасались пиканами, крапивой, корнями сараны. Я лет с пяти бегал на речку Карзюшку. По колено в воду зайду, черпану ситом, а там, глядишь, и пескарика выловлю. Вот те и уха - рыбёшкой пахнет! С сёстрами (семеро нас, детей, было) собирали землянику, вишню, черёмуху, потом сушили.
Большой радостью для нас, малых ребят, было посторожить деревенские ворота, что располагались на въезде в деревню. По субботам и воскресеньям люди со всех деревень через нашу деревню ехали на ярмарку в Красноуфимск, а мы открывали ворота, за что нам платили по три копейки. У кого денег не было, давали лепёшку, а то и печененку. Несмотря на трудности, детство у нас было! Мама - мастерица на все руки, сама делала колодки и плела нам лапти. Сама и деревянные коньки смастерила, а на "полозьях" прибила полоски железа - катались! Дядя Павел, мамин брат, смастерил деревянные санки. Кстати, пока отец не вернулся, мамины двоюродные братья из Багышково помогали нам и дровишки заготовлять. А мама какая была труженица: сама баню из камня выложила, тулупы шила!
Как отец вернулся, житьё наше получше пошло, но всё равно доставалось. Я с 14 лет уж к лошади прикреплён был, возил с полей сено с соломой на ферму. Был и прицепщиком. Ездили мы на тракторе за лесом в Артя -Шигири. Грузили шестиметровые брёвна. Пока их тягаешь, вспотеешь, а потом, пока доедешь до дому, обмерзнешь весь. Так я заболел воспалением лёгких.
Перед армией дали мне здорового жеребца Ардына. Я на нём из пруда в огромной бочке воду возил по фермам. Наполнял специальным черпаком. Восемь - девять рейсов за день делал. Помню, как гордился, что за это насчитали мне 800 трудодней, за которые семья получила восемь центнеров зерна (овса и ржи).
Байбулдинских нам не надо - малокарзинские лучше!
В 1959 году Михаил ушёл в армию на три с половиной года. Служба проходила в батальоне связи. Был он и командиром отделения, и заместителем командира взвода, и старшиной роты.
Отслужив, уехал в г. Красноуфимск, где устроился помощником экскаваторщика в мехколонну № 26. Оттуда его направили учиться на восьмимесячные курсы бульдозеристов - экскаваторщиков, но поработать по специальности не довелось - отец, шкуря брёвна, сильно поранил себе ногу, пришлось вернуться в деревню. Устроился мастером - наладчиком в "Сельхозтехнику", что располагалась в Могильниково. Учился в Сысерти на слесаря по ремонту топливной аппаратуры.
В это время Михаил и начал подбирать себе невесту. Вроде, завязалась дружба с девушкой из Байбулды, решил посоветоваться с тёткой Акулиной, мол, девушку нашёл - женюсь. А она, как узнала, откуда невеста, возмутилась: " Байбулдинских нам не надо - свою, малокарзинскую, найдём!
Пошли искать. Зашли в один дом, а там проводы в армию. Девчонок восемь оглядел Михаил - не приглянулись. Зашли в другой дом, и там-то ёкнуло сердце молодого мужчины при взгляде на Ольгу: "Вот она, судьба моя!" Долго думать не стал, приехал на лошадке, да и увёз в Андрейково. А пятого декабря 1965 года, в день Сталинской Конституции, поженились.
Ольга была единственной дочкой. Жили они вдвоём с мамой, Алипой Шуматовной Ивановой, которой тоже досталось немало - работала на стройке: кирпичи, вёдра с раствором таскала, конопатила.
Оля жалела маму и старалась помогать ей по хозяйству: картошку полола, окучивала, бывало, одна копала. Держали козочку, гусей, куриц, овец. Мамина сродная сестра, Оксинья, жившая по соседству, жалела Ольгу, когда та была маленькой, мастерила ей кукол из полешка и тряпиц, помогала в огороде. Окончив семилетку, Ольга начала работать на свиноферме. Сначала пасла свиней, потом трудилась на откорме. Попыталась учиться в вечерней школе, да засыпала от усталости на уроках - бросила. Когда приехала жить в мужнину семью, устроилась на пекарню в Могильниково, где и трудилась до пенсии.
- Мы с Мишей, - рассказывает Ольга Ивановна , - прожили хорошую жизнь. У нас двое детей: Владимир и Ирина, семь внуков и правнук. Нам вручили медаль "Совет да любовь". Я старалась во всём помогать мужу, мы вместе построили дом себе и дочери. Некоторые люди говорили: "Вот такая маленькая, а доски таскает". Да, шить-вышивать я не научилась - всё некогда было, всё мужу помогала, но считаю, что когда любишь, так и должно быть.
Коли зрячий, так мастерству обучишься!
Михаил Степанович занимался не только строительством собственных домов, но и трудился в строительном цехе совхоза имени Свердлова: стелил полы в новых домах, вставлял двери и рамы, стеклил. Затем, после развала совхоза, устроился в ПМК - 646, где сначала был простым плотником, а позже - бригадиром плотницкой бригады. Строили фермы, дома в Бакийково, Малых Карзях, а в Свердлово построили школу, где перед выходом на пенсию Михаил будет работать завхозом.
Я сегодня - красный плотник,
Песню выпилю пилой…
Я - помощник, я - работник
В этой жизни трудовой!
Раз! - летят из брёвен
Щепки,
Щепки красные в закат.
Мой топор живой и крепкий
Топором быть очень рад!
(П. Орешин)
Плотницкому мастерству Михаил Степанович обучился самостоятельно, хотя не без добрых сил - видимо, от рожденья была заложена в нём любовь к дереву. Как - то с мамой, а было ему тогда шесть лет, пришёл к слепому дедушке. Несмотря на слепоту, старик сидел перед маленькой табуреточкой, на которой лежало лыко, и плёл лапти. Мишино внимание привлекла резьба, и ему захотелось получить себе в подарок табуретку. На что дед сказал: " Ты же зрячий, возьми да сделай себе табуретку!" И тогда Миша помчался домой, где в амбаре отыскал рубанок, стамеску, рейки, доски. Сам корпел над чертежами, пилил, строгал… И, в конце концов, табуретка получилась! Не хуже, чем у взрослого. С тех пор тяга к плотницкому мастерству не оставляла Михаила Степановича. Помог ему овладеть многими секретами работы с деревом односельчанин Иван Евдокимович Яниев.
Оборудовал столярную мастерскую, и пошло дело: рамы, наличники, фигурные украшения на фасад дома….- всё мог сделать.
Живей, рубанок, шибче шаркай,
Шушукай, пой за верстаком,
Чеши тесину сталью жаркой,
Стальным и жарким гребешком.
Ой, вейтесь, осыпайтесь на пол
Вы, кудри русые, с доски!
Ах, вас, не мёд ли где закапал:
Как вы душисты, как гладки.
(В. Казин)
Предпочитал Михаил Степанович еловую доску, из неё мастерил мебель, а вот деревянный орнамент выпиливал из липы. Стулья, табуретки, тумбочки, комоды, кресла - качалки, четырёхсекционные стенки с антресолями - всё изготовлял по заказу, поэтому его изделия можно встретить во многих деревнях и сёлах нашего района.
Я с интересом всматриваюсь в узоры на наличниках и раме, обрамляющей картину, что занимает полстены в комнате добродушного мастера. Тут же подхожу к деревянной мебели, провожу по ней ладонью, словно соприкасаясь со стариной. И кажется мне, что дерево поёт о былом.
Заслужить свой век на земле
Поёт о былом и Михаил Степанович. Оказалось, что он знает великое множество старинных обрядовых марийских песен. Певал их с мамой, записывал в толстую тетрадь, чтобы сохранить. И до сих пор эти песни востребованы. Народная марийская мудрость учит: "Человек рожден для того, чтобы честно отработать и заслужить свой век на земле", поэтому важное значение в жизни и быту марийцев имеют похоронно-поминальные обряды, в которых находит проявление древний культ предков. На них то и приглашают Михаила Степановича, чтобы звучали в доме песни, в которых и любовь к жизни: земле, солнышку, лугам - всему, что радует человека, и грусть прощания, и надежда на жизнь вечную. Послушать песни Михаила Степановича приезжали и представители общественной организации по сохранению национальной культуры марийского народа и корреспонденты из Москвы. Восхищались они не только народным творчеством, но и мастерством краснодеревщика, что тоже является частью самобытной культуры.
Вот так в жизни нашего героя слились воедино песня дерева и песня души, звучащие над Анрейково и далеко за его пределами.
2019 г