Найти тему
Республика

Будущее за электромобилями

Если вы хоть раз слышали такое утверждение, то наверняка задавались вопросом: “Почему вы так решили?”. Так, мы попробуем разобраться, так ли полезны электромобили, как о них говорят. В этой части мы поговорим об истоках развития электротранспорта и подойдем к актуальности данной темы.

Скорее всего вы слышали следующий диалог, а возможно и сами участвовали в нем:

- Ну и куда ты на своем электричестве уедешь?
- Куда захочу, туда и поеду. Подумаешь, она менее мощная, зато экологичнее.
- Ага, конечно. Да от них еще больше вреда.

С каждым годом таких разговоров становится все больше. Развитие и распространение электромобилей порождает большое количество споров, как среди обывателей, так и многих специалистов. Однако не каждый может понять, в чем заключается камень преткновения. И прежде чем перейти к решению этого спора, окунемся в истоки развития электроинженерии.

Идея использовать электроэнергию для передвижения транспортных средств пришла в голову ученым в XIX веке. Ещё в 1828 году венгерский изобретатель Аньош Йедлик смастерил передвигающуюся на электрической энергии тележку, больше напоминающую скейтборд, нежели автомобиль. Впрочем, изобретение Джедлика послужило мощным толчком в развитии данного направления инженерии. Первый электромобиль в виде тележки с электромотором был создан в 1841 году. Таким образом, электромобиль появился даже раньше, чем двигатель внутреннего сгорания (ДВС).

Одним из основателей этого направления является и российский инженер-изобретатель Ипполит Романов, который создал первый русский электрический омнибус на 17 пассажиров. Его общая компоновка была заимствована у английских кэбов, где извозчик располагался на высоких ко́злах позади пассажиров. Экипаж был двухместным и четырёхколёсным, передние колёса по диаметру были больше задних. На первом электромобиле использовался свинцовый аккумулятор системы Бари, имевший 36 банок (вольтовых столбов). Он требовал подзарядки каждые 60 вёрст (64 км). Суммарная мощность автомобиля составляла 4 лошадиные силы. Электромобиль изменял скорость движения в девяти градациях от 1,6 до 37,4 км/ч. Романов также разработал схему городских маршрутов для этих прародителей современных троллейбусов и получил разрешение на работу. Однако найти нужные инвестиции не смог, поэтому дело не получило развитие.

-2

В 1899 году произошло не менее важное событие. 1 мая специальный рекордный электромобиль с пулевидным кузовом La Jamais Contente, управляемый гонщиком Камилем Женацци, первым преодолел 100-километровый (62 мили/ч) барьер скорости на суше. Официальный рекорд скорости составил 105,882 км/ч. Это событие породило новую эпоху развития электромобилей, которая продолжается до сих пор.

-3

И хотя перспективность электромобилей была отмечена многими учеными и изобретателями, дальнейшее развитие сильно приостановилось, так как ученые столкнулись с большими недостатками данной технологии. Ключевым фактором, который перевёл фокус с электродвигателей на двигатели внутреннего сгорания, стала мощность, которая значительно уступала их конкурентам.

Развитие военной промышленности требовало увеличение мощности и производительности транспортных средств, что привело к частичному забвению электромобилей. Возрождение интереса к ним произошло лишь в 1960-е годы из-за экологических проблем автотранспорта, а в 1970-е годы из-за резкого роста стоимости топлива в результате энергетических кризисов.

Однако после 1982 года интерес к электромобилям снова спал. Это было вызвано резким изменением конъюнктуры на нефтяном рынке и слабыми эксплуатационными показателями опытных партий из-за недостатков химических источников энергии.

В настоящее же время в связи с непрерывным ростом цен на нефть электромобили вновь стали набирать популярность. Более того, развитие технологий позволило воплотить замысел о создании массового электротранспорта в реальность. В частности, не безызвестная компания Tesla, которая запустила новую ветвь развития этой технологии.

-4

Как мы видим история электротранспорта не менее богатая, чем у её конкурентов, а иногда даже интереснее и удивительней. И будет неправильно не сделать вывод об успехах, которых добилась электроинженерия в машиностроении.

В 2008 году Tesla Motors — американская автомобильная компания из Кремниевой долины — начала выпуск спортивного электромобиля Tesla Roadster, не уступавшего по ходовым качествам (динамика разгона и максимальная скорость) обычным автомобилям.

22—23 мая 2010 года переделанная в электромобиль Daihatsu Mira EV, творение Японского клуба электромобилей, проехала 1003,184 километра на одном заряде аккумулятора.

24 августа 2010 года электромобиль «Venturi Jamais Contente» с литий-ионными аккумуляторами, на солёном озере в штате Юта, установил рекорд скорости 495 км/ч на дистанции в 1 км. Во время заезда автомобиль развивал максимальную скорость 515 км/ч.

-5

29 ноября 2010 года победителем конкурса Европейский автомобиль года впервые объявлен электромобиль модели Nissan Leaf, получивший 257 очков.

В октябре 2011 года в России начал продаваться первый электромобиль — Mitsubishi i-MiEV. Министерство энергетики США назвало i-MiEV самым экономичным автомобилем. Mitsubishi i-MiEV получил «Экологический знак качества» общероссийской общественной экологической организации «Зелёный патруль».

В июне 2013 года с небольшим интервалом гоночными электромобилями ZEOD RC японской компании Nissan и B12/69EV британской компании Drayson Racing Technologies были установлены очередные мировые рекорды скорости среди электромобилей — 300 км/ч и 330 км/ч соответственно.

В январе 2017 года электромобиль Rimac Concept One выиграл дрэг-гонку у одного из самых быстрых бензиновых автомобилей в мире Bugatti Veyron.

-6

Таким образом, мы с вами рассмотрели весь путь развития электротранспорта. От электротележки до конкурента Bugatti Veyron. Мы увидели какой путь проделал электромобиль, чтобы занять своё место в автоиндустрии. И он продолжает развиваться семимильными шагами. Всё говорит о том, что за ним будущее.

Однако в следующей части мы посмотрим на обратную сторону электротранспорта. Мы увидим, чем опасен он для людей и так ли он экологичен на практике.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующую статью.


Репортер: Никита Хамазин