Найти в Дзене

"Код да Винчи" - надо читать книгу, а фильм использовать параллельно в качестве иллюстрации.

Начнем с того, что я когда-то прочитал «Код да Винчи», затем «Ангелов и демонов» и после этого решил, что больше читать Дэна Брауна я не хочу и не буду. Тем не менее, посмотреть экранизацию «Кода да Винчи» я намеревался, поскольку надеялся и даже был уверен, что кино легко исправит главный недостаток книг Брауна.

А недостаток этот заключается в следующем: по моему глубокому убеждению, Дэн Браун — робот. Не обязательно самодвижущаяся железяка на шарнирах, а, например, мощный компьютер. В компьютер загружаются краткие характеристики героев, основная сюжетная линия, исторические факты (ну, или псевдофакты), а дальше он из этого коктейля легко создает хитрозакрученное и очень динамичное литературное произведение. Для компьютера это не составляет труда, он в секунду может миллион вариантов развития сюжета сгенерировать. Проблема только в том, что компьютер, в отличие от живого писателя, не способен наделить персонажей человеческими чертами, чувствами и эмоциями. Поэтому в книгах Дэна Брауна все персонажи как будто вырезаны из картона, плоские и шаблонные. Мне лично, про таких читать не интересно.

А кино, казалось мне, легко может этот дефект устранить. Всего-то надо сохранить динамичный сюжет, а хорошие актеры легко и естественно очеловечат пластмассовые фигурки, созданные роботом Брауном. Но не тут-то было…

Актеры в большинстве своём оказались настолько хорошими, что сумели подавить всё человеческое в себе, и буквально скопировали картонных персонажей из книги. Наверное, так повелел режиссер, а Хэнкс и Тату вынуждены были подчиниться. Жалко их даже. И это главное разочарование от фильма. Главное, но не единственное.

Рон Ховард каким-то непостижимым образом сумел растерять динамику и увлекательность, присущую книге. Я не понимаю, как он это сделал. Это всё равно, что не забить с трех метров в пустые ворота. Но факт налицо — от книги оторваться трудно, а от фильма можно.

-2

Следующий (предсказуемый) недостаток картины — это её скомканность. Конечно, трудно уместить толстую книжку в фильм, пусть даже продолжительностью 2,5 часа. И в таких случаях, наверное, надо чем-то жертвовать, но режиссер, похоже, не смог. Всё хорошее, всё жалко.

Скажу еще, что мне не понравилась в фильме чрезмерная пафосность некоторых сцен, и перейду уже к положительным моментам.

В ряду положительных моментов первым делом необходимо отметить Пола Беттани в роли монаха-убийцы. Впечатляет. В этом моменте фильм книгу превзошел однозначно. Неплох также Йен МакКеллен в роли Тиббинга (хотя, как Гэндальф, мне он гораздо симпатичнее).

Хороший саундтрек. В книге его не было никакого. А тут есть. Это шаг вперед. Это хорошо.

-3

Отличные съемки. Зрелищно, современно, интересно. Некоторые миллионы из громадного бюджета потрачены не зря. Съемки оставляют ощущение качественного американского продукта. Как автомобили Кадиллак. Или бутерброды из Мак-Дональдса.

Однако наибольшего восхищения заслуживает, конечно, промоушен фильма. Вот образец для подражания! Искусственно раздутая скандальность книги и фильма уже сделали своё дело — сборы больше 300 миллионов долларов при бюджете в 125 миллионов, согласитесь, это результат. И результат еще неокончательный. Скандалы и сборы продолжаются.

Я сейчас выскажу крамольную мысль, возможно, меня за неё подвергнут гонениям, но мне кажется, официальная церковь в доле. Прокатившаяся по всему миру волна осуждений и призывов отказаться от просмотра только подогревает интерес к «Коду да Винчи». А кому, скажите, это выгодно? Тем, кто вложил средства в создание…

А еще всё это очень напоминает историю с карикатурами на пророка Мухаммеда.

Но ладно, это домыслы и фантазии, а нам надо сделать вывод.

-4

Итак, смотреть или не смотреть? На мой взгляд, надо читать книгу, а фильм использовать параллельно в качестве иллюстрации. Вертят герои книги в руках некий загадочный криптекс — включили кино, посмотрели, что это за штуковина такая. Зашла речь о «Моне Лизе», опять включаем фильм — а ну-ка, что там за «Мона Лиза» у них, ах, вот она какая, оказывается… Лувр опять же можно посмотреть изнутри и снаружи, музыку послушать.

В общем, книга в сочетании с фильмом — лучший вариант. Удовольствие, скорее всего, получите.

Что касается меня лично, то я ставлю «Коду да Винчи» 5 баллов из 10 , но Дэна Брауна больше не читаю и фильмы по его произведениям не смотрю.

Разве что профессиональный долг обяжет…

P. S. Возможно, без предварительного прочтения книги, моё мнение о фильме было бы совсем иным, но сейчас мнение уже не изменить. Какое есть, такое есть.