(Mк. 6:53—7:30)
Служение Иисуса неизменно характеризует любовь к людям и стремление помочь им, в то время как книжники и фарисеи, вооружась традициями, жаждали остановить служение нашего Господа. Завершающие слова в Mк. 6 описывают то, как служил Иисус. Прекрасная картина этого периода служения нашего Господа! Люди приносили больных к Иисусу, чтобы те могли прикоснуться к краю Его одежды. И Марк пишет, что “которые прикасались к Нему, исцелялись".
I. ТРАДИЦИЯ И БОГ (7:1-8)
Этой картине Марк противопоставляет рассказ о группе фарисеев и книжников, прибывших в Галилею с проверкой Иисуса и Его служения. В первых четырех стихах главы 7 читаем:
"Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима, и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, [придя] с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей".
Этот отрывок рассказывает о силе и влиянии традиций. Очевидно, народ только и говорил об Иисусе. Первосвященники и иудейские руководители из Иерусалима были обеспокоены этими разговорами. Они прибыли с конкретным намерением найти в служении Иисуса что-нибудь такое, в чем можно было бы обвинить Его. И они нашли искомое в том, что Иисус и Его ученики не соблюдали некую традицию. Если они смогут четко указать на это людям, тогда, возможно, им удастся настроить народ против Иисуса. Вот как важны были традиции для иудеев! Иудеи говорили: “Предания нужно соблюдать при любых обстоятельствах”.
Традиция, на которой эти люди решили нажить свой капитал, была такой: перед едой нужно было особым образом мыть руки. Наблюдая за Иисусом и Его учениками, они заметили, что некоторые из них не омывали руки перед едой, как было предписано. Фарисеев это обеспокоило. Они имели в виду не обычное мытье рук в целях гигиены; они говорили об исполнении предания. По иудейским представлениям, можно вымыть руки самым лучшим мылом, можно даже использовать для этого щетку, как делают хирурги перед операцией, и все же остаться ритуально нечистым.
Среди иудеев бытовал неукоснительный обычай мыть руки определенным образом. Прежде всего, они поднимали руки ладонями вверх, слегка наклонив их вниз. В то время как вода лилась на одну руку, нужно было тереть эту ладонь кулаком другой руки. После этого под струей воды таким же образом мыли другую руку. Затем руки нужно было повернуть тыльной стороной вверх и смыть чистой водой оскверненную воду, оставшуюся от первого мытья. Если этот ритуал не соблюдался, то человек считался нечистым. Человек мог быть чистым с гигиенической точки зрения и все же считаться нечистым ритуально. Это настолько укоренилось в иудеях, что один заключенный под стражу за какое-то правонарушение раввин использовал для мытья рук питьевую воду, которую приносили ему в его одиночную камеру, и чуть не умер от жажды.
Я думаю, эти традиции зародились с правильной целью. Например, они были просто попыткой применения Моисеева закона к жизни. В книге Левит действительно есть требование особых омовений, направленное на то, чтобы научить людей, что делать в случае совершения ими греха. Таково вообще было предназначение внешней стороны обрядов Моисеева закона, внутренняя, истинная суть которых была гораздо глубже. Но иудейские священники начали вносить свои предложения о том, какие действия совершать при мытье рук, а позже к одним толкованиям стали добавляться другие. Таким образом, за много лет накопилась масса преданий, самым подробнейшим образом описывавших, как исполнять требования закона. Эти многочисленные толкования известны как неписаный закон иудеев.
В этих стихах Марк упоминает также мытье чаш, кружек и котлов, которые могли стать нечистыми. Мишна, письменное иудейское предание, содержит не менее двенадцати длинных трактатов об этого рода нечистоте с подробными указаниями относительно того, какой сосуд мог стать нечистым. Стол с четырьмя ножками мог стать нечистым, а с тремя - нет. Кстати, словом омовение в этом отрывке у Марка переведено то самое греческое слово баптидзо, которое означает погружать в воду целиком (в Новом Завете оно чаще переводится словом крестить, креститься), а не просто обрызгивать водой.
Для книжников и фарисеев эти правила и предписания составляли всю сущность религии. Соблюдать их означало угождать Богу. Их нарушение приравнивалось к греху. Иисус и эти люди говорили на разных языках. Иисус не видел вообще никакой пользы в этих жестких человеческих традициях. Представление Иисуса о религии была совершенно отличным от того, какое было у фарисеев и книжников.
Поэтому Иисус обличает своих обвинителей в следующих стихах (ст. 5-8). В этих резких стихах Иисус фактически обвиняет книжников и фарисеев в двух конкретных грехах.
Во-первых, Он обвиняет их в грехе лицемерия. Использовав слова Исайи, Иисус говорит: "Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня”. Законопослушный иудей в дни Иисуса мог испытывать к своему товарищу ненависть, зависть, ревность, быть с ним в ссоре, держать на него в душе обиду и гнев, и при всем этом считаться праведным, если он соблюдал предания старцев. Как тогда, так и сейчас законничество обычно делает упор на внешних действиях человека, но не принимает во внимание сердце. В центре же христианства стоит сердце человека. Некогда Самуил сказал: “Человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце" (1 Цар. 16:7). Христианство нельзя отождествлять с внешними религиозными обрядами. Хорошего человека создает хорошее сердце. Каково состояние сердца человека, есть ли в нем место Богу - вот его главный вопрос. Если в нашем сердце поселились гнев, злость, обида, ревность, зависть и раздоры, то соблюдение всевозможных религиозных обрядов не будет угодно Богу. Вот что Иисус говорил о фарисеях.
Во-вторых, Он указывает, что эти иудейские законники придали своим человеческим обычаям такую же законную силу, каким обладает Божье Слово. Он говорит: "Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим; ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого" (ст. 7-8). Эти иудеи допустили ошибку, придав хитроумным толкованиям своих знатоков закона такое же значение, как и словам Самого Бога. Когда я читаю Евангелия, меня поражает то, как прямо говорил Иисус. Mк. 7 может служить тому примером. Любопытно, что в параллельном описании этого эпизода Матфей говорит, что после этого случая ученики пришли к Иисусу и спросили: “Понимаешь ли Ты, что фарисеи оскорбились, когда услышали то, что Ты сказал?” (Мф. 15:12; Современный Перевод). Да, Он оскорбил их. Он отдавал Себе полный отчет в том, что Он делал. Если бы Иисус проповедовал среди верующих людей нашего времени, разве не высказал бы Он такие же упреки в отношении религиозных учений и практики нашего времени? Где в Своей святой Книге наш Бог заповедует совершать те действия и традиции, которые мужчины и женщины практикуют и насаждают сегодня под видом религии? Какой властью эти люди ввели свои многочисленные человеческие учения в религию? Что бы Он сказал о бесчисленных мнениях людей, которыми они подменили простое и ясное учение Божьего Слова? А ведь Святой Дух предсказывал, что произойдет именно такое вероотступничество. В 2 Тим. 4:3, 4 Он сказал: "Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням”.
II. ТРАДИЦИЯ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (7:9-13)
В следующей части Mк. 7 Иисус рисует яркую картину того, что приверженность традициям делает с основополагающими отношениями между самыми близкими людьми. Он поясняет Свою мысль на примере родителей человека. В стихах 9-13 Он говорит:
«Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: “почитай отца своего и мать свою"; и: “злословящий отца или мать смертию да умрет". А вы говорите: кто скажет отцу или матери: “корван, то есть, дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался”, - тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное».
Закон Моисея гласил: “Почитай отца своего и мать". Эта заповедь означала больше, чем простую вежливость по отношению к ним. Она также означала заботу о них, особенно в старости.
Иудеи придумали маленькую хитрость, как обойти обязанности по отношению к родным. Иисус назвал это хитроумным способом устранения Божьей заповеди. Они говорили о своих деньгах, которые должны были идти на помощь родителям: “Эти деньги - корван”. Корван - арамейское слово, которое означает "дар Богу”. Иудеи говорили: "Я хотел бы помочь вам, мои родители, но я просто не могу, потому что деньги, которые я собирался потратить на вас, посвящены моему Богу. Вы, конечно же, не захотите, чтобы я взял те деньги, которые я подарил Богу, и отдал их вам”.
Когда какой-либо предмет объявлялся корван, то использовать его в обычных целях было уже невозможно. Он принадлежал Богу, и эту клятву нарушить было уже нельзя. Иудеи пользовались этой традицией, чтобы не заботиться о своих родителях. Если человек объявлял свои средства корван, или дар Богу, их уже нельзя было использовать для помощи родителям. Клятву нельзя было нарушать, и, таким образом, это давало лицензию на безответственность.
Иудеи забыли о той глубокой истине, что вся жизнь есть корван, или дар, посвящение Богу. Иисус утверждал, что посвятить что-либо Богу - значит использовать это для удовлетворения потребности человека. Иисус высказывался вполне определенно, что любое правило или положение, которое препятствует человеку помогать другому в его истинной нужде, абсолютно не соответствует Божьей воле. Ничто, препятствующее нам помогать другому человеку, никогда не может быть правилом, одобренным Богом. Поэтому бессмысленно то учение, которое утверждает: “Моему умирающему ребенку нельзя делать переливание крови, так как это противоречит воле Божьей”. Ничто не может быть дальше от истины Божьего Слова.
III. ТРАДИЦИЯ И СЕРДЦЕ (7:14-23)
Иисус указывает на причину всего этого. Он говорит: “Проблема в сердце". В стихах 14-23 говорится:
«И призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте. Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит! И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче. Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека; ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит, и оскверняет человека».
Может быть, сегодня так и не кажется, но эти слова, когда прозвучали впервые, были абсолютно революционными. Иисус только что спорил со знатоками закона о преданиях, внесенных в толкования Моисеева закона. Он показал абсолютную бесполезность ритуального омовения рук. Он также показал, что жесткая приверженность традициям может привести человека к абсолютному нарушению Божьего закона. Но в этом отрывке Он сказал нечто еще более удивительное. Он заявил, что ничто входящее в человека не может осквернить его, потому что оно входит в его тело, а не в сердце. Ни один иудей не воспринял эту истину тогда и ни один ортодоксальный иудей не верит в нее сейчас. В Лев. 11 содержится огромный перечень животных, которые были нечистыми и запрещались для употребления в пищу. Нечистых животных иудей не мог впустить в свое тело из-за их нечистоты. Слова Иисуса в Mк. 7 одним махом устраняли различие между чистым и нечистым, что на протяжении сотен веков руководило поведением иудеев. Неудивительно, что они были поражены. По сути, Иисус говорил, что предметы и животные не могут быть ни чистыми, ни нечистыми. Единственное, что может стать нечистым, - это человек, и нечистым он может стать только лишь через свои действия и мысли. Это было в корне новым учением.
Бог заботился о внутренней духовной чистоте. Иисус указывал, что нравственная и духовная чистота более важны, чем внешнее соблюдение обрядов.
IV. ТРАДИЦИЯ И НУЖДЫ ЛЮДЕЙ (7:24-30)
Далее Марк рассказывает о следующем случае, который, на первый взгляд, кажется совершенно не связанным с предыдущей темой. Но это вовсе не так. На самом деле, это все та же тема. Посмотрите, улавливаете ли вы эту связь в стихах 24-30:
«И отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и вошед в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться. Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и пришедши припала к ногам Его; а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери. Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям; ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей. И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери. И пришедши в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит в постели».
Какая же здесь связь? История о дочери сирофиникиянки связана с предыдущими событиями тем, что это еще одно дерзкое отступление от принятой традиции того времени. Это наглядная проповедь Иисуса. Он намеренно пошел в область, где жили язычники, этим Своим шагом объявляя, что пришел найти, спасти и возлюбить всех людей. Он специально пошел в языческую страну в качестве живой притчи, живой проповеди.
Язычница нашла Иисуса и стала умолять Его исцелить ее дочь. На первый взгляд, ответ Иисуса кажется резким. Он сказал: "Дай прежде насытиться детям; ибо не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам” (ст. 27).
Я хочу назвать три истины в ответе Иисуса, которые помогут нам лучше понять его. Во-первых, я абсолютно убежден, что этот диалог между Иисусом и язычницей состоялся, главным образом, ради учеников. Иисус хотел, чтобы они слышали, что Он говорил, и видели, что Он делал. Позже Он спросит их о его значении. Во-вторых, употребленное Иисусом слово “псы” - это не то слово, которое обычно употребляли греки, подразумевая бездомных уличных собак. Он употребил другое слово, ласкательно-уменьшительное, которым обычно называли комнатных собачек. Воспользовавшись этим более мягким словом, Он сделал слово "псы" необидным. В-третьих, мы не были там и не знаем, каким тоном Он все это произнес. Однажды я слышал, как кто-то из братьев повернулся к одному из наших старейшин и сказал: “Ну, ты, старый мошенник”. Эту фразу можно сказать тоном осуждения или тоном любви. Все дело в интонации голоса. Тот брат говорил с любовью. Мы не слышали интонации голоса Иисуса, но я уверен, что она сделала Его слова необидными.
Фактически, Иисус сказал той женщине: “Спасение принадлежит прежде иудеям. Разве справедливо забирать еду, предназначенную прежде всего детям, то есть иудеям, и отдавать ее домашним собачкам, язычникам?” Все это означало: “Женщина, Я иудей. Тебе известно, что иудею думают о таких людях, как ты. Они считают себя Божьими чадами, а вас собаками. Что ты на это скажешь?” Женщина приняла вызов и ответила достойно. “Это правда, - ответила она, - прежде всего надо кормить детей, но даже дети кормят под столом своих домашних собак остатками еды”. Марк отмечает, что Иисус исцелил дочь этой женщины за ее ответ. Кажется, мудрость этой женщины, ее вера и настойчивость произвели на Иисуса огромное впечатление. Когда она вернулась домой, то увидела свою дочь здоровой.
Представляю, как позже, оставшись наедине с учениками, Иисус мог сказать им: “Какой вывод вы сделали из того, что сегодня услышали и увидели?” Им было о чем подумать, не так ли? Иисус еще раз нарушил традицию. Он позаботился о чужестранке и помог язычнице, исцелив ее и проявив к ней сочувствие. Ученикам нужно было все это свести воедино. Скрытый смысл этих эпизодов был им совершенно ясен, так же как и нам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я полагаю, что все мы были бы удивлены всеми теми барьерами, которым сами же позволили возникнуть в наших сердцах. Именно этот конфликт между истиной и традицией привел к кресту. Иисус не вписался в предвзятые стандарты иудеев. Он не приноравливался к их традиционным толкованиям Ветхого Завета. Они распяли Его, потому что предпочли предание истине. И сегодня каждый из нас тоже должен сделать выбор. Каждый из нас должен решить, что будет руководить его жизнью - истина или традиция. Вряд ли приходится ждать, чтобы то и другое - так удобно для нас - совпало. Но у нас есть нечто несомненное. Мы знаем, что только истина может сделать нас свободными.