98,2K подписчиков

Заступничество деда с того света помогло учёной с мировым именем в 80 лет стать на­сто­я­тель­ни­цей монастыря

23K прочитали
Источник фото: pravmir.ru
Источник фото: pravmir.ru

Вар­ва­ра Чёр­ная (1914--1999) из­ве­ст­на как уче­ный с ми­ро­вым име­нем и мно­же­ст­вом на­град. Тру­д­но най­ти боль­ших ске­п­ти­ков, чем лю­ди на­у­ки. Но она ре­ши­лась кар­ди­наль­но из­ме­нить жизнь в 74 го­да, и спу­с­тя шесть лет ста­ла на­сто­я­тель­ни­цей Но­во­де­вичь­е­го мо­на­сты­ря -- игу­мень­ей Се­ра­фи­мой.

Се­мья ро­ди­те­лей все­гда бы­ла об­раз­цо­во-ре­ли­ги­оз­ной, не­смо­т­ря на ре­п­рес­сии со сто­ро­ны вла­стей. Вар­ва­ра вы­ро­с­ла без от­ца (он про­пал без ве­с­ти в на­ча­ле первой ми­ро­вой вой­ны), муж­чи­ну в до­ме за­ме­нял дед -- отец ма­те­ри. Он не за­ни­мал­ся ли­ч­но вос­пи­та­ни­ем де­во­ч­ки, по­сколь­ку был мо­на­хом, что не ме­ша­ло ему по­сто­ян­но кон­фли­к­то­вать с вла­стя­ми и ме­нять ке­лью на тюрь­му. Но од­но его имя бы­ло бе­з­у­с­лов­ным ав­то­ри­те­том в се­мье. Во­об­ще, дед -- это от­дель­ная ис­то­рия, не слу­чай­но он пе­ре­вер­нул всю жизнь сво­ей вну­ч­ки. Зва­ли его Ле­о­нид Чи­ча­гов.

Источник фото: radiovera.ru
Источник фото: radiovera.ru

Из­ве­ст­ная фа­ми­лия: ад­ми­рал Чи­ча­гов по­лу­чил един­ст­вен­ную на фло­те на­гра­ду -- Ге­ор­гия пер­вой сте­пе­ни, его сын стал ми­ни­ст­ром во­ен­но-мор­ско­го фло­та при Ни­ко­лае I , а сам Ле­о­нид Ми­хай­ло­вич про­шел путь от офи­це­ра до ми­тро­по­ли­та Се­ра­фи­ма. Ли­ч­ность гран­ди­оз­ная, мас­штаб­ная. Его ста­ра­ни­я­ми бы­ла под­го­то­в­ле­на ка­но­ни­за­ция пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го. Кро­ме то­го, он пи­сал ико­ны, за­ни­мал­ся му­зы­кой, изу­чал ис­то­рию. Ко­г­да на­ча­лась 1-я ми­ро­вая вой­на, дед, до тюрь­мы, ус­пел от­пра­вить дочь (ма­му Вар­ва­ры) и вну­ч­ку в под­мо­с­ков­ную де­рев­ню, где они про­жи­ли во­семь лет. Вар­ва­ра ка­ж­дое ут­ро хо­ди­ла в цер­ковь и мо­ли­лась, ни­кто ее не за­ста­в­лял, так бы­ло за­ве­де­но в се­мье. В 1925 го­ду дед вер­нул­ся из тюрь­мы, 11-лет­няя Вар­ва­ра сте­с­ня­лась за­да­вать ему во­п­ро­сы, да и жа­ле­ла -- ста­рик серь­ез­но бо­лел. А в 1937 го­ду за ним при­е­ха­ла «ско­рая по­мощь» из НКВД и увез­ла в Бу­то­во, где 81-лет­ний ста­рец был рас­стре­лян.

Так и не по­лу­чив от­ве­ты на свои во­п­ро­сы, Вар­ва­ра взро­с­ле­ла по за­ко­нам со­вет­ско­го вре­ме­ни: учи­лась и ра­бо­та­ла. Окон­чи­ла де­ся­ти­лет­ку в Мо­с­к­ве, по­том шко­лу пре­об­ра­зо­ва­ли в неф­те­хи­ми­че­с­кий тех­ни­кум, ко­то­рый при­шлось бро­сить, т. к. се­мья бед­ст­во­ва­ла, и де­вуш­ка ус­т­ро­и­лась на ра­бо­ту ла­бо­ран­т­кой. Че­рез год по­сту­пи­ла на ве­чер­нее от­де­ле­ние Ин­сти­ту­та тон­кой хи­ми­че­с­кой тех­но­ло­гии, вы­с­шее об­ра­зо­ва­ние по­лу­чи­ла пе­ред второй ми­ро­вой вой­ной, бы­ла рас­пре­де­ле­на на за­кры­тый за­вод «Ка­у­чук» и там про­ра­бо­та­ла до по­бе­ды в дол­ж­но­сти за­м. глав­но­го ин­же­не­ра (очень вы­со­кий пост для жен­щи­ны на се­к­рет­ном пред­при­ятии). А по­с­ле плот­но за­ня­лась на­у­кой: окон­чи­ла ас­пи­ран­ту­ру, за­щи­ти­ла кан­ди­дат­скую и до­к­тор­скую. Пред­ме­том ее ис­сле­до­ва­ний бы­ла ре­зи­на и со­з­да­ние син­те­ти­че­с­ко­го за­ме­ни­те­ля ка­у­чу­ка, ее раз­ра­бот­ки ис­поль­зо­ва­лись в ме­ди­ци­не, во­ен­ной и ко­с­ми­че­с­кой про­мыш­лен­но­сти. Мно­го­чи­с­лен­ные пуб­ли­ка­ции в на­уч­ных жур­на­лах по­сте­пен­но сде­ла­ли ее уче­ным с ми­ро­вым име­нем. В 70-х Вар­ва­ру Чер­ную ста­ли по­сы­лать за ру­беж на сим­по­зи­у­мы, где она де­ла­ла до­к­ла­ды на ан­г­лий­ском язы­ке.

Ее био­гра­фия вы­гля­дит не­ре­аль­но. Осо­бен­но для жен­щи­ны, в се­мье ко­то­рой бы­ли ре­п­рес­си­ро­ван­ные та­ко­го мас­шта­ба, как ми­тро­по­лит Се­ра­фим. Как ее до­пу­с­ти­ли на за­кры­тое пред­при­ятие, да еще на вы­со­кую до­ж­ность? Ка­ким об­ра­зом ей уда­лось объ­е­хать весь мир, ко­г­да из стра­ны «же­лез­но­го за­на­ве­са» ни­ко­го не вы­пу­с­ка­ли? На­вер­ня­ка Вар­ва­ра Чер­ная бы­ла на за­мет­ке у пер­во­го от­де­ла. Она из­ряд­но под­пор­ти­ла свою бе­з­у­пре­ч­ную ре­пу­та­цию уже тем, что про­дол­жа­ла хо­дить в цер­ковь. Тру­д­но по­ве­рить, что ее не тро­га­ли, по­то­му что она при­но­си­ла боль­шую поль­зу стра­не, ведь то­г­да от­стра­ня­ли от на­у­ки го­ра­з­до бо­лее вы­да­ю­щих­ся уче­ных.

Са­ма Вар­ва­ра объ­я­с­ня­ла эту за­гад­ку... за­ступ­ни­че­ст­вом де­да с то­го све­та.

Ко­г­да по­до­шло вре­мя вы­хо­дить на пен­сию, Вар­ва­ра за­па­ни­ко­ва­ла. Она не­дав­но по­хо­ро­ни­ла му­жа, с ко­то­рым про­жи­ла три­д­цать лет, де­тей у них не бы­ло, что даль­ше де­лать -- не­по­нят­но. И Вар­ва­ра Чер­ная про­ра­бо­та­ла в ин­сти­ту­те еще 17 лет. По­ка не при­зна­лась се­бе, что не страх оди­но­че­ст­ва дер­жит ее на ра­бо­те, а гор­ды­ня -- при­вы­ч­ка к по­хва­лам и по­че­с­тям. Что­бы сми­рить свой дух, Вар­ва­ра шесть лет про­с­то­яла у све­ч­но­го ящи­ка в цер­к­ви Илии Обы­ден­но­го. При­хо­жа­не и пред­по­ло­жить не мог­ли, что по­ку­па­ют све­чи у все­мир­но из­ве­ст­ной уче­ной! В од­ном из по­с­лед­них ин­тер­вью она го­во­ри­ла, что на­у­кой на­до за­ни­мать­ся в мо­ло­до­сти, ко­г­да есть азарт и ра­бо­то­спо­соб­ность. У нее же ос­та­лось толь­ко тру­до­лю­бие, а азарт ушел. За­то по­я­вил­ся дру­гой за­хва­ты­ва­ю­щий ин­те­рес: же­ла­ние до­бить­ся ре­а­би­ли­та­ции де­да и из­дать его ру­ко­пи­си. Ис­сле­дуя био­гра­фию ми­тро­по­ли­та Се­ра­фи­ма, Вар­ва­ра Чер­ная не толь­ко на­шла ме­с­то за­хо­ро­не­ния де­да, но и про­чла мно­же­ст­во ду­хов­ных книг. Кор­ре­к­ти­ров­ка бу­ду­щих пуб­ли­ка­ций све­ла ее с вы­с­ши­ми слу­жи­те­ля­ми цер­к­ви, они по­з­на­ко­ми­лись с био­гра­фи­че­с­ки­ми ма­те­ри­а­ла­ми и при­шли к вы­во­ду, что ми­тро­по­лит Се­ра­фим до­с­то­ин ка­но­ни­за­ции.

Чем бли­же Вар­ва­ра Чер­ная при­бли­жа­лась к Бо­гу, тем яс­нее для нее ста­но­ви­лась тще­та мир­ской жиз­ни. И все-та­ки ко­г­да ми­тро­по­лит Кру­тиц­кий и Ко­ло­мен­ский Юве­на­лий пред­ло­жил ей по­стричь­ся в мо­на­хи­ни и стать пер­вой на­сто­я­тель­ни­цей вос­ста­на­в­ли­ва­е­мо­го Но­во­де­вичь­е­го мо­на­сты­ря, она ис­пу­га­лась и -- от­ка­за­лась. Из уче­ных в мо­на­хи­ни? Та­кой по­во­рот судь­бы не ук­ла­ды­вал­ся в ее го­ло­ве. Но че­рез не­ко­то­рое вре­мя Вар­ва­ра при­шла к ми­тро­по­ли­ту с со­г­ла­си­ем. Ко­с­вен­ным об­ра­зом ре­ше­ние по­мог­ла при­нять ма­ма: врач по про­фес­сии, она в воз­рас­те 70 лет по­стри­г­лась в мо­на­хи­ни и 11 лет про­жи­ла в Пюх­тиц­ком мо­на­сты­ре, где и бы­ла по­хо­ро­не­на. В мо­на­стыр­скую жизнь по­тя­ну­ло и дочь. Вско­ре по­с­ле по­стри­га, в 1994 го­ду, на 80-лет­нюю Вар­ва­ру Чер­ную воз­ло­жи­ли обя­зан­но­сти игу­ме­ньи мо­на­сты­ря, она ста­ла ма­туш­кой Се­ра­фи­мой.

Ей до­с­та­лись са­мые тя­же­лые го­ды мо­на­стыр­ской жиз­ни: спа­ли в под­ва­лах, ке­льи от­сут­ст­во­ва­ли, жи­ли впро­го­лодь -- под­соб­ное хо­зяй­ст­во (зе­м­ля и ско­ти­на) на­хо­ди­лось в 70 ки­ло­мет­рах от мо­на­сты­ря.

Источник фото: tonkosti.ru
Источник фото: tonkosti.ru

Ма­туш­ка Се­ра­фи­ма при­ни­ма­ла лю­дей ка­ж­дый день, не от­ка­зы­вая ни­ко­му, сто­я­ла мно­го­ча­со­вые служ­бы, раз­би­ра­ла кон­фли­к­ты ме­ж­ду мо­на­хи­ня­ми (как ни кру­ти, а жен­ский мо­на­стырь – это жен­ский кол­ле­к­тив), хло­по­та­ла о вос­ста­но­в­ле­нии мо­литв в честь пер­вой на­сто­я­тель­ни­цы Но­во­де­вичь­е­го мо­на­сты­ря Еле­ны (Де­во­ч­ки­ной). «За усерд­ные тру­ды по воз­ро­ж­де­нию мо­на­ше­ской жиз­ни» ма­туш­ка Се­ра­фи­ма бы­ла удо­сто­е­на осо­бой цер­ков­ной на­гра­ды -- кре­ста с ук­ра­ше­ни­я­ми и ор­де­на Свя­той рав­но­апо­столь­ной Ве­ли­кой кня­ги­ни Оль­ги II сте­пе­ни. Умер­ла она в 85 лет и бы­ла по­хо­ро­не­на в Но­во­де­вичь­ем мо­на­сты­ре.

Понравилось? Подпишись на наш канал и читай:

  • Личная жизнь Гурджиева: "Женщина - это зло, которое делает мужчину добрым" ЗДЕСЬ
  • Скандальная история жены мага Калиостро. Только для взрослых
  • "Мой мистический муж Карлос Кастанеда". История Маргарет
  • Она была первой же­ной Ан­ти­хри­ста. Драма Кел­ли Ро­уз
  • Свадьбы Ричарда Баха: «Всё здесь мо­жет ока­зать­ся ошиб­кой»

Лариса Щебренко (с) "Лилит"