Найти тему
Мир кораблей

Французский «подводный крейсер» Surcouf. История уникального корабля

Оглавление

В 1927 году во Франции на верфи в Шербуре был заложен киль необычной субмарины, которая должна была играть роль «подводного крейсера» в прямом понимании этих слов. Подводная лодка Surcouf («Сюркуф») вобрала в себя огневую мощь крейсера и скрытность субмарины.

История создания и особенности конструкции

Первые идеи создания «артиллерийских подводных лодок» курсировали в штабах морских держав с начала 20-х годов XX века. В связи с Вашингтонским соглашением, ограничивающим лишь надводные силы, #подводный флот получил резкий толчок в развитии. Французские инженеры стали одними из немногих, кто сумел воплотить «подводный крейсер» в металле.

-2

🎁 Вступай в онлайн-сражения: wo.ws/zen_p0darok (подарок по ссылке)

-3

Изначально планировалось построить три субмарины этого типа, однако средства были выделены на постройку только одной. В октябре 1929 года субмарина была спущена на воду. Она была названа в честь французского корсара Робера Сюркуфа. На момент вступления в строй «Сюркуф» считался крупнейшей подлодкой в мире. При длине 110 метров подводное водоизмещение составляло более 4 000 тонн.

 Продольный разрез подлодки Surcouf
Продольный разрез подлодки Surcouf

В движение подлодку приводили две дизельные установки общей мощностью 7 600 л.с., которые обеспечивали надводную скорость 18 узлов. Под водой субмарина приводилась в движение двумя электромоторами мощностью 3 800 л.с. Стоит отметить, что дизельные двигатели производились разными фирмами, и их надёжность оставляла желать лучшего. Проблема постоянных поломок преследовала подлодку всю её карьеру. Рабочая глубина погружения составляла не более 80 метров. Экипаж — 120 человек.

 Сборка гидросамолёта субмарины
Сборка гидросамолёта субмарины

Главной особенностью «Сюркуфа» являлась система вооружения. На носу размещались 4 торпедных аппарата калибром 550 мм. Кроме того, на корме подлодка имела два трёхтрубных ТА, которые имели возможность поворота и наведения. Средняя труба этих аппаратов имела калибр 550 мм, тогда как боковые — 400 мм. Перезарядка поворотных аппаратов осуществлялась только в надводном положении и при полном штиле. Боекомплект включал в себя 22 торпеды.

«Подводный крейсер» имел и мощное артиллерийское вооружение, несвойственное субмарине. Спаренная 203-мм орудийная установка представляла собой надстройку в виде водонепроницаемого цилиндра. Помимо 203-мм корабельных орудий имелось и зенитное вооружение. ПВО обеспечивали два 37-мм автомата и несколько пулемётов. Для разведки и корректировки огня подлодка к тому же несла гидросамолёт.

«Сюркуф» предназначался, в первую очередь, для крейсерских операций, перехвата торговых судов и обстрела прибрежных сооружений противника. А благодаря огневой мощи субмарина в составе эскадры в теории была способна противостоять эскадренным миноносцам в артиллерийской дуэли. Однако типичная для субмарин низкая живучесть при прямом попадании артиллерийского снаряда и общая ненадёжность сильно ограничивали боевой потенциал подлодки.

 203-мм орудия Model 1924, которыми в том числе оснащались французские тяжёлые крейсеры
203-мм орудия Model 1924, которыми в том числе оснащались французские тяжёлые крейсеры

Главная особенность «Сюркуфа»,уникальная конструкция,стала и её главным недостатком. Так как #подлодка была в единственном экземпляре, все запчасти производились не по унифицированному стандарту. Ремонт и профилактика «подводного крейсера» обходилась дороже любой другой субмарины.

Существенными недостатками обладал и главный калибр. Во-первых, в подводном положении стрельба была невозможной, так как при погружении для герметичности башня опускалась на два сантиметра. Во-вторых, дальность стрельбы орудий не превышала 16 километров, а угол обстрела был довольно узким. В-третьих, тяжёлые надстройки, в том числе и орудийная башня, плохо сказывались на остойчивости. Кроме того, при малейшей качке навести орудия главного калибра не представлялось возможным. «Сюркуф» был способен вести огонь в полупогружённом состоянии, однако при такой стрельбе субмарина пропускала воду.

Боевая карьера «подводного крейсера»

До начала войны «Сюркуф» проходил различные испытания и принимал участия в учениях. После того, как флот перешёл в военное положение, выяснилось, что субмарина нуждается в капитальном ремонте. Спустя полгода подлодке было приказано дислоцироваться в безопасную базу Западной Африки. Но поход закончился, не успев начаться. Рулевые механизмы вышли из строя, и подлодка в полуисправном состоянии отправилась в Англию.

Генерал Шарль де Голль и адмирал Эмиль Мюзелье после посещения подлодки
Генерал Шарль де Голль и адмирал Эмиль Мюзелье после посещения подлодки

В июне 1940 года Франция пала, и флот перешёл в руки правительства Виши. Англичане в свою очередь нанесли несколько превентивных ударов по флоту Вишистской Франции в ходе операции «Катапульта». Находящийся в Плимуте «Сюркуф» был захвачен. В ходе перестрелки были убиты четыре человека. Экипажу было предложено вступить в ряды «Свободной Франции». Однако, большая часть подводников отказалась воевать на стороне союзников.

Несмотря на это, 15 сентября на подлодке был поднят французский флаг. Изначально экипаж состоял из 40 человек, большинство из которых не имели навыков управления подобной техникой. В феврале 1941 года, после ремонта и испытаний, «Сюркуф» вышел в море. Подлодка эскортировала конвои и патрулировала близлежащие акватории.

 Surcouf в сухом доке в Портсмуте, сентябрь 1941 года
Surcouf в сухом доке в Портсмуте, сентябрь 1941 года

После нескольких безрезультатных попыток перехватить германские транспорты «Сюркуф» прибыл в американский Портсмут для очередного ремонта. Ремонтные работы затянулись, и #субмарина была готова лишь к ноябрю. Во время учений она протаранила американскую подлодку, и ей вновь потребовался срочный ремонт. «Подводный крейсер» отправился в район Бермудских островов с повреждениями. Следующим пунктом назначения был Таити.

12 февраля 1942 года «Сюркуф» отправился в свой последний поход. Из-за постоянных поломок субмарина шла 10-узловым ходом. Прибыть в точку назначения, Колон, она должна была 19 февраля, однако в этот день в панамский порт никто не прибыл.

 Surcouf в водах Сен-Пьера и Микелона, конец 1941 года
Surcouf в водах Сен-Пьера и Микелона, конец 1941 года

Французская субмарина пропала без вести в ночь на 19 февраля. Существует несколько версий гибели «Сюркуфа», но ни одна из них не имеет веских доказательств и фактов. Наиболее вероятная из них гласит, что «подводный крейсер» затонул в результате столкновения с американским судном снабжения. Но поиски обломков и людей ни к чему не привели. Единственное, что осталось от «Сюркуфа» — это нефтяное пятно. Обломки не найдены и по сей день. В память о подлодке и экипаже в городе Шербур был открыт мемориал.

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.

🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь в World of Warships и получите приветственные подарки.

Другие интересные материалы: